Когда нарушаются физические границы нашего тела, мы испытываем острую боль, во всех системах организма начинаются авральные реакции по устранению нарушения: мы резко отдергиваем конечность или отстраняемся всем телом или пытаемся отбросить от себя источник повреждения. То есть увеличиваем дистанцию. Чисто рефлекторно и мгновенно.
Этот рефлекс происходит за доли секунды. В кровь выбрасываются медиаторы симпатической нервной системы, которые отвечают за защиту и оборону. Внутри это проявляется спазмом поверхностных сосудов, увеличением свертываемости крови. При сильном повреждении происходит централизация кровообращения, то есть основная масса крови за счет спазма капилляров и артериол концентрируется в области мозга и сердца, а большая часть крови депонируется в специальных депо на случай необходимости, на случай большой кровопотери. И организм, таким образом, готов бежать, бороться, «затыкать пробоину» как на корабле и сохранять силы, останавливая все остальные текущие менее важные процессы.
Мы все можем вспомнить такие реакции типа шока, когда резко и неожиданно какая-то боль останавливает нас от того, что мы делали до этого и заставляет переориентироваться и мгновенно перестроиться на новую задачу сохранения жизни и целостности своего тела.
По аналогии с этим можно понять, что происходит с нами при нарушении психологических границ. Тем более, если это так же неожиданный процесс, то мы испытываем похожий психологический шок, который останавливает нас от обычной деятельности, резко переориентирует всю активность нервной системы на защиту и восстановление целостности.
Маркером психического повреждения является тоже боль. Но мы ее редко успеваем заметить, а вот следующий за ней гнев уже гораздо доступнее нашему сознанию. И так же как при физическом ранении мы оказываемся в шоке. Точно так же как мы рефлекторно увеличиваем дистанцию, отстраняемся разными доступными способами и пытаемся переориентироваться на защиту.
Физиологически в организме тоже происходят сходные процессы. Выбрасываются все те же гормоны стресса. Мы бледнеем, потому что кровь централизуется, давая нам возможность подготовиться к защите, к борьбе или убеганию. В психической жизни чаще всего это проявляется либо в ответных агрессивных действиях, высказываниях, психологическом «мочилове» - это борьба или в исчезновении из контакта, «сливе»- это бегство. Или в замирании, когда мы так и остаемся в шоке и замершими и никак не отвечаем нападающему и не защищаем себя, уходим в жертву.
Не смотря на то, что эти процессы глубоко инстинктивны, мы, тем не менее, так устроены, что кора головного мозга и соответственно наше сознание вполне может вмешиваться в эти процессы и менять их, даже радикально. По аналогии со спецназовцами, которых учат преодолевать инстинкт самосохранения и жертвовать своей жизнью и здоровьем в пользу защищаемого объекта, точно так же все мы умеем в нашей психологической жизни останавливать процессы самозащиты в пользу каких-то социальных выгод.
Начиная с того, что маленький ребенок вынужден часто блокировать свою боль и гнев, когда их запрещено проявлять и выражать и вплоть до того, что многие взрослые люди вынуждены слушать агрессию и оскорбления, например, начальника, никак не отвечая и не защищая себя. И, если в нашей современной жизни терпеть боль физическую и блокировать реакции самозащиты нам почти уже и нет необходимости, то с психической самозащитой все пока еще обстоит довольно плохо.
Физиологически человек, у которого часто происходит нарушение границ и он этого не замечает, постоянно находится в состоянии «аврала на корабле», у которого только что случилась пробоина. И мы можем видеть много таких примеров. Особенно со стороны. В зависимых семьях, когда в любой момент все члены рискуют оказаться перед неожиданным «загулом» зависимого и столкнуться с любыми непредсказуемыми трудностями начиная с финансовых потерь и вплоть до смерти партнера или даже криминального физического нападения на себя и свою семью. Это пример, в общем-то, крайний и, к счастью, чаще всего мы живем более спокойной жизнью. Но то, что происходит в нашей психике при привычке игнорировать свои границы это отражает вполне.
Человек с высоким артериальным давлением постоянно находится в состоянии готовности к борьбе и даже представить себе не может настоящей расслабленности и отдыха. У него давно уже сформировался патологический гомеостаз и он его совершенно не распознает как неестественный и вредный для здоровья.
Вегетативная нервная система регулирует все наши бессознательные процессы жизнедеятельности и является таким хорошим завхозом, следящим за тем, чтобы все в теле работало как часы и вовремя и не мешало более высокоразвитым областям мозга заниматься важными делами. Например, сплетничать или прокрастинировать.
Когда организмы были совсем примитивными и жили в мировом океане они были в полном слиянии с окружающей средой. Еда была вокруг, выделять можно было так же всюду. Они реагировали хемотаксисом на появление «вкусных» молекул или уплывали от токсичных. Вот и вся регуляция. На этом уровне сформировалась парасимпатическая нервная система, которая отвечала за стабильность внутренней среды. Только стабильность, только постоянство. И в наши дни парасимпатика так же выходит на первый план, когда мы находимся в полной безопасности, отдыхаем и ни о чем другом не заботимся. Никаких новых воздействий на себя не испытываем. В слиянии именно она обеспечивает нам ощущение кайфа и «любви».
Когда живые организмы вышли из воды, им понадобились четкие границы тела, поскольку появилась разница между внутренней средой и наружней окружающей действительностью. Стали формироваться и усложняться кожные покровы и появилась необходимость регулировать весь огромный спектр взаимодействий и влияний окружающего мира. И для этого, безусловно, нужна очень сложная и быстро реагирующая нервная система. Таким образом, стало формироваться симпатическое звено автономной нервной системы. При этом симпатика реагирует очень похоже и на физическое нарушение границ и на психологическую угрозу нарушения личностных границ.
Таким образом, симпатическая нервная система всегда обеспечивает приспособление организма к меняющимся условиям. Меняется ли температура воздуха или на нас мчится тигр или автомобиль, реагирует прежде всего симпатика. Ее задача максимально подготовить организм к защите. И только, когда никакой угрозы извне нет и внешние параметры окружающей среды стабильны, мы можем расслабиться и довериться парасимпатической регуляции.
Зачем это нужно. Дело в том, что все восстановление организма, регенерация, заживление, отдых, накопление ресурсов, происходит только за счет парасимпатики. (если что-то экстренно, может даже не очень хорошо, на время – то симпатика: «на быструю руку»). Если человек психологически находится все время «на передовой», в его жизни постоянно что-то меняется и окружающая среда не предсказуема, то у него просто нет времени на восстановление своего тела. И организм начинает выдавать подвохи, «предавать». (истощение симпатики) А он просто не приспособлен к постоянному стрессу и новизне.
Для нашего тела крайне необходимы периоды стабильности, отдыха и накопления ресурсов.
Получается, что, если человек старается расслабляться, медитирует или использует другие способы релаксации, но при этом в голове у него остаются много разноплановых задач, то мало шансов ему на самом деле выдохнуть и восстановиться. Организм по-настоящему обновляется, отдыхает и залечивает свои раны и накопленные неполадки только в симпатическом покое. То есть тогда, когда во внешней среде стабильность и никакой новизны. Когда мы возвращаемся в некоторое «слияние со своим окружением, со своим мировым океаном».
Именно поэтому многие болезни начинаются, когда серьезная опасность миновала, человек начинает расслабляться, (истощение симптаки) выдыхать после сильных нагрузок по спасению себя или близких. То есть во время сильного тонуса симпатической нервной системы мы можем долго не спать, не есть, бежать, работать. В теле все опять же в авральном режиме. И вот аврал закончился. Появляется расслабление и тут оказывается, что ресурсы истощены, какие-то органы пострадали от перегрузки, иммунитет резко ослаблен и мы заболеваем.
Некоторые люди только так могут сбросить с себя стресс и перезагрузиться для новой спокойной жизни. Только так у них выключается избыточная симпатическая импульсация и парасимпатика получает возможность починить потрепанное тело.
И именно поэтому очень важно нам чувствовать свое тело и вовремя защищать свои границы от чужих посягательств и ожиданий, и давать себе настоящий безопасный отдых. Потому что, например, в постоянном симпатическом аврале иммунная система может не разглядеть лишнюю раковую клетку и не суметь ее вовремя обезвредить. Я уж не говорю за очевидные сосудистые вегетативные болезни: инфаркты, инсульты, язвы желудка, осложненные кровотечениями и т д и т п.
И когда человек говорит, что я не могу сейчас отказать своей маме/начальнику/ребенку/мужу и лучше я потерплю, чтобы не портить отношения, он в это время совершенно очевидным образом подвергает свое здоровье значительному риску и повышенному износу. Любое «терпение» нарушенных границ это то же самое, что потерпеть кровотечение и не пытаться его хотя бы остановить.