Релаксационные занятия в период адаптации первоклассников

Релаксационные занятия в период адаптации.
В муниципальном автономном общеобразовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназии г. Благовещенска осуществляется тесная преемственность между детским садом и начальной школой. Ведется психологическое сопровождение детей, которые переходят из дошкольных групп в классы. Основная организационная задача – это создание условий для социально-психологической адаптации к школе, всестороннее социально-нравственное развитие, повышение уровня психологической готовности и раскрытие индивидуально-личностных возможностей. Мы наблюдаем первоклассников на уроках, во внеурочной, в игровой деятельности. В ноябре проводим диагностику адаптации и мотивации, выявляем детей со сложностями адаптации, включаем их в групповую работу, используем игры коммуникативной направленности, проводим тренинги, на которых дети учатся понимать свое эмоциональное состояние и делиться своими чувствами с другими.
В первые недели обучения первоклассники испытывают существенные трудности: работают в интенсивном режиме и подвергаются серьезным стрессовым воздействиям. Дети находятся в учреждении полный день, в первую половину дня проходят уроки, после обеда дополнительные образовательные занятия, самоподготовка.
Для более успешной адаптации первоклассников к школьной жизни в прогимназии ввели в расписание релаксационные паузы. Это облегчает учебную нагрузку ребенка, позволяет снять напряжение, восстановиться и настроиться на дальнейшую активную деятельность. Часовые релаксационные занятия проходят в обеденное время, как и в детском саду.
Занятие начинается с выполнения расслабляющих упражнений на снятие мышечного, эмоционального напряжения. Это техника глубокого дыхания, элементы йоги, динамические упражнения, упражнения на непроизвольное расслабление (в них сначала максимально нагнетается возможное напряжение мышц, после чего тело просто «отпускается», в итоге непроизвольно достигается максимальное расслабление), упражнения на произвольное расслабление (т.е. по сознательной установке на расслабление). Дети делают точечный массаж лица, разминают ушные раковины. Под музыку выполняют релаксационные упражнения, такие как: «Порхание бабочки», «Цветок», «Необычная радуга», «Полет высоко в небо», «Отдых на море», «Тихое озеро», «Дождь в лесу», «Подснежник», «Водопад», «Достань звезду».
«Порхание бабочки»
Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движениями ее крыльев. Они легки и грациозны. Теперь пусть каждый вообразит, что он – бабочка, что у него красивые и большие крылья. Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую середину цветка. Вдохните еще раз его аромат…и откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях».

«Цветок»
«Сядьте на корточки, опустите голову и руки. Представьте, что вы семечки, из которых вырастут прекрасные цветы. Вот теплый луч солнца достиг земли и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Встаньте, поднимите и разведите руки в стороны. Нежится цветок на солнышке. Подставляет теплу и свету каждый лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем. Приподнимите подбородок, представьте, что вы смотрите на солнышко из-под опущены век, улыбнитесь, медленно поворачивайте голову влево - вправо. А теперь, расскажите, что вы почувствовали, когда были цветком».
«Необычная радуга»
Лягте удобнее, расслабьтесь, дышите ровно и глубоко. Закройте глаза, представьте, что перед вашими глазами необычная радуга.
Первый цвет – голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару. Он освежает тебя, как купание в озере. Ощутите эту свежесть.
Следующий – желтый цвет. Желтый приносит нам радость, о согревает нас, как солнышко, он напоминает нам нежного пушистого цыпленка, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение.
Зеленый – цвет мягкой лужайки, листьев и теплого лета. Если нам не по себе, и мы чувствуем себя не уверенно, зеленый цвет помогает чувствовать себя лучше.
Откройте глаза. Что вы чувствовали и ощущали, когда представляли себе, что смотрите на голубой, желтый и зеленый цвет? Возьмите с собой эти ощущения на весь день».

«Водопад»
«Сядьте поудобнее и закройте глаза. 2-3 раза глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи… белый свет течет по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной. А свет течет по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются и вы можете глубоко вдыхать и выдыхать. Вы чувствуете себя расслабленно и приятно. Пусть свет течет по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к вашим ступням. Вы чувствуете, что они расслабляются и становятся мягкими. Это удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом мы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами… (30 секунд). Теперь поблагодарите этот водопад света за то, что он вас так чудесно расслабил…потянитесь, выпрямитесь, откройте глаза».
После выполнения релаксирующих упражнений дети погружаются в сон, который длится 35-40 минут. После пробуждения дети выполняют самомассаж для активизации мыслительной деятельности и психофизиологические упражнения из учебной кинезиологии, которые предназначены для настройки на активную деятельность, на успешное усвоение новой информации и для снятия психоэмоциональных стрессов.
Мы отслеживаем положительную динамику в более быстром прохождении этапа адаптации, исчезает чувство беспокойства, появляется уверенность, внутренняя мотивация к обучению в школе, создается положительный эмоциональный фон взаимоотношений между сверстниками и педагогами, снижается агрессивность, повышается работоспособность.
Данный опыт позволяет рекомендовать воспитателям использовать упражнения на активизацию межполушарных связей перед занятиями в дошкольных учреждениях, а при снижении работоспособности детей использовать релаксационные паузы с включением дыхательных упражнений, самомассажа и расслабляющих упражнений, помогающих снять напряжение, тревогу и восстановиться



Просмотров: 379
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Сине-зеленый цвет. Что значит, если вам нравится этот цвет?
  • Как вернуть радость жизни, если вы чувствуете, что потеряли себя.
  • Как быть, если вы чувствуете, что являетесь для девушки лишь «синицей в руке»
  • Вам нравится зеленый цвет? Что это значит?
  • «Теперь я первоклашка». Еще раз об адаптации к школе
  • Как блокируется энергия, или что делать, когда вы чувствуете на себе бесцеремонные взгляды?
  • Цветок как символ. Для тех кто хочет лучше понимать себя.
  • Как быть, если чувствуете, что мужчина Вас использует, а уйти от него не получается
  • Вопрос «Как вы сейчас себя чувствуете», и зачем мы все это обсуждаем.
  • Что ребенку необходимо для хорошей адаптации к школе?
  • Что вы чувствуете, когда… Что вы чувствуете… сейчас?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Что значит, если вы любите желтый цвет?
  • Если вы у психолога, представьте, что вы заблудились в лесу..
  • Как снять напряжение у ребенка после дня в детском саду?
  • Как полюбить себя: упражнения на каждый день
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Я себя слепила для тебя, любимый...а теперь я это поняла.
  • Что чувствуете? или Как описывать свои ощущения. Азы
  • Передача №1. Что делать если вы чувствуете, что мать вас не любит (Аудио)
  • Создание безопасной среды, как одно из условий успешной адаптации ребенка с РДА в детском саду
  • Как улучшить работоспособность, внимание и концентрацию. Простые упражнения для взрослых и детей.
  • Первый раз в пятый класс: кое-что об адаптации к средней школе
  • Что делать, если ничего не получается, или как снять напряжение и расслабиться.
  • Чувствуете себя вечной «давалкой»? Что делать.
  • «Трудности адаптации детей в детском саду и в школе»
  • Что делать, когда возникают трудности в адаптации у ребенка
  • А что для вас цвет!
  • У моего Артура глаза голубые-голубые, как небо..О том,как они не пожили счастливо,а умерли в один день



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь