«Теперь я первоклашка». Еще раз об адаптации к школе

Теперь я первоклашка  Еще раз об адаптации к школе

В свое время меня поразил тот факт, что в острый период адаптации к школе наши первоклассники испытывают приблизительно те же нагрузки, что и космонавты при выходе в открытый космос.

О чем это говорит ? О том, что школа – это сплошной ужас и непрекращающийся кошмар? Ведь именно эта точка зрения транслируется сейчас буквально из каждого Интернет-утюга.

На мой взгляд, вовсе нет. Это говорит лишь о том, что ребенку нужно перестроиться, приспособиться к новой реальности, сформировать новый, школьный, образ жизни. И именно этот процесс перестройки и называется адаптацией. Как правило, школьная адаптация занимает не один месяц и завершается в среднем не раньше, чем к концу первой четверти.

Как ни крути, поступление в школу – это своего рода переломный момент в жизни каждого ребенка. Став школьником, ребенок уже не может проявлять свойственные дошколятам беззаботность, беспечность, погруженность в игру. В жизнь ребенка входит множество требований, появляются новые обязанности и ограничения: он должен каждый день ходить в школу, более строго соблюдать режим дня, уметь подчиняться школьным правилам  и требованиям учителя, делать уроки.

Личность вчерашнего малыша меняется, развиваются его интеллектуальные возможности, изменяются это эмоции  и переживания, а также круг общения. Ребенок не всегда, конечно, полностью осознает происходящие с ним изменения, но в определенной степени их переживает. И это всегда можно заметить со стороны: у взрослеющего человека появляется гордость, связанная с тем, что он стал школьником.  А такая гордость – уже верный признак того, что у ребенка формируется «внутренняя позиция школьника».

И эта самая «внутренняя позиция школьника» играет очень важную роль в нелегком процессе привыкания к школе. Именно она помогает маленькому ученику преодолевать превратности школьной жизни, успешно справляться с новыми обязанностями.

Родители могут существенно помочь ребенку, поддержать его в этом процессе. Как? Ниже я привожу ряд самых базовых рекомендаций.

Поддерживайте в своем ребенке его стремление стать школьником.

Это можно сделать, проявляя заинтересованность в его учебных делах, серьезное отношение к его первым достижениям. Именно ваше уважительное отношение к школьной жизни ребенка поможет ему утвердиться в ощущении  значимости своего нового положения и деятельности.

Обсудите с ребенком те правила и нормы, соблюдения которых требуют от него в школе.

Здесь очень важно создать личностное отношение к этим правилам, понимание того, зачем они нужны, в чем их польза и необходимость.  

Поддерживайте ребенка в случае неизбежных в учебе неудач.

Ваш ребенок начал учиться. Это совершенно нормально и естественно, если что-то будет у него получаться не сразу. Помните, что у вашего сына или дочки есть право на ошибку.

Продумайте удобный распорядок дня.

Познакомьте с ним ребенка и старайтесь тщательно его соблюдать.

Внимательно относитесь к трудностям, которые у ребенка могут возникать на первых этапах школьного обучения.

Не машите на них рукой и занимайте позицию страуса. Вовремя обращайтесь за помощью к специалистам: логопедам, психологам, врачам. Не стесняйтесь лишний раз посоветоваться с учителем, если вас что-то беспокоит в поведении ребенка.

Поддерживайте в ребенке ощущение его успешности.

Не скупитесь на похвалу и эмоциональную поддержку. Старайтесь находить какие-то хорошие моменты в каждой выполненной вашим первоклассником работе, каждом задании.

Смиритесь с тем, что на какой-то период времени учитель будет выполнять роль наиболее авторитетного взрослого в жизни вашего ребенка.

Это нормально и отражает закономерные процессы возрастного развития психики вашего сына или дочки.

Оставляйте пространство в жизни вашего ребенка не только для учебы, но и для игры и других интересных для него занятий.

Учеба не должна лишать ребенка (да и семью в целом) многообразия, удовольствий, радости и игры.

 

Если вы хотите «подстелить соломки»  в процессе адаптации ребенка к школе, пройти этот путь не в одиночку, а с моей профессиональной помощью и поддержкой со стороны других родителей,  добро пожаловать на четырехнедельный он-лайн тренинг  «Спокойные родители счастливых первоклашек»:  https://www.psyoffice.ru/forum/topic.php?id=85679#29
Сейчас как раз идет набор.
Вот здесь можно почитать еще одну мою статью об адаптации к средней школе: https://www.psyoffice.ru/article/85896/
А здесь - про то, как облегчить переход в старшую школу десятиклассникам: https://www.psyoffice.ru/article/85971/


Просмотров: 531
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как подготовить ребенка к школе и пережить период адаптации
  • Если Вашего ребенка травят в школе...
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Психологическая подготовка ребенка к школе. Помощь в адаптации
  • Если у ребенка в школе конфликт. Практические советы психолога, если школу пришлось сменить.
  • Психологическая подготовка ребенка к школе. Помощь в адаптации. Заключение.
  • 25 способов узнать у ребенка как у него дела в школе, не спрашивая, как у него дела в школе...
  • Готовим ребенка к обучению в школе. Хорошая ли у него память?
  • Как приучить ребенка к детскому садику. 5 советов адаптации ребенка в саду
  • Спортивный психолог: что делать если ребенка бьют в школе?
  • Для родителей: 1.Достоинство ребенка и отношения в школе 2.Если с ним никто не дружит.
  • Что делать, если ребенка прессингуют в школе, во дворе, в компании сверстников?
  • А в жизни вашего ребенка много ритуалов?
  • Пять фраз, которые могут сделать вашего ребенка несчастным
  • Будут ли у вашего ребенка панические атаки во взрослой жизни?
  • Роль игры в жизни ребенка
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • Влияние отношений к ребенку в семье на готовность ребенка к школе.
  • Адаптация ребенка в школе
  • Адаптация ребенка к школе
  • Как облегчить процесс адаптации ребенка к детскому саду?
  • 18 рекомендаций по формированию мотивации и поддержке ребенка в школе.
  • Развитие речи ребенка как условие успешного обучения в школе
  • Что делать, если вашего ребенка обижают в детском саду?
  • Если у вашего ребенка рак
  • Первая влюбленность в школе. Как реагировать родителям, чтобы поддержать ребенка?
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Моего ребенка травят в школе, что делать?
  • Готовность ребенка к школе. Что нужно знать родителям?
  • Адаптация ребенка к внешним изменениям условий: к детскому саду, к школе.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь