Еще раз об адаптации…адаптации мамы к детскому саду.

Автор статьи: Виктория Плешкова
Еще раз об адаптации…адаптации мамы к детскому саду.

 

            Поступление в сад – это всегда испытание для обоих: и для мамы, и для ребенка. Большинство родителей осознают, что ребёнка следует готовить к детскому саду. Но они часто забывают себя подготовить к этому важному событию. Успешность и легкость адаптации ребенка к детскому саду во многом зависит от состояния здоровья вашего ребенка, его возраста, индивидуальных особенностей, от степени сформированности у него необходимых навыков, событий происходящих в вашей семье и др. И ребенок вроде бы по всем параметрам готов к поступлению в сад, но готова ли мама? Иногда получается так, что «неготовность к детскому саду» мамы является одной из причин тяжёлой адаптации ребёнка.

           Как вы можете «мешать» адаптации вашего ребенка:

Сомнение в целесообразности посещения детского сада.

         Случается, что мама, не видящая себя вне ситуации ухода за ребенком, испытывает особое удовольствие, когда дочка или сын не хочет идти в детский сад, тем самым, транслируя им на подсознательном уровне свою заинтересованность в таком поведении. Если  родители сомневаются в целесообразности «садиковского воспитания», то любые колебания родителей ребенок использует для того, чтобы не пойти в садик.

        Для мамы важно понимание, что посещение детского сада действительно нужно семье. Чем меньше у мамы сомнений в целесообразности посещения детского сада, тем больше уверенности, что ребенок справиться. Пусть не сразу, но обязательно! Ребенок будет реагировать именно на вашу уверенную позицию, и привыкнет к садику быстрее.

Чувство вины перед ребёнком за то, что нужно начинать ходить в детский сад.

        В начале посещения детского сада родители часто стараются задаривать своих детей различными подарками, стремятся развлечь ребенка в этот трудный для него период походами в цирк, зоопарк, кафе. Идя на поводу у «своей вины» вы, тем самым подаете сигнал своему ребенку, что вы его водите в какое-то ужасное место. Кроме того многочисленные «выходы в свет» еще сильнее нагружают нервную систему ребенка. Лучше больше проводите времени с вашим ребенком в привычной домашней обстановке, играйте вместе и разговаривайте.

Негативный опыт родителей.

        Дети нас копирую на подсознательном уровне. Вы можете его уверять, что идёте в прекрасное место, что там вас ждут воспитатели, другие детки, игрушки, но если вы сами не верите в то, что говорите, то вы своего ребёнка не обманете.

              Все мы родом из детства. «Мы живем с сердцем, перемотанным лейкопластырем. Вместо того, чтобы лечить свои раны, мы заклеиваем их и делаем вид, что все нормально… Когда рождается ребенок, у нас все меньше сил для того, что бы притворяться, не получается уже терпеть постоянную боль в душе. К тому же малыш все время норовит прикоснуться именно к этому месту, наступить на нашу любимую мозоль.  Когда он входит в самый сложный для нас возраст, это значит, что это именно тот возраст, когда нам, в нашем детстве было непросто.

                 Кому-то очень тяжело с грудными детьми. Скорее всего, именно в этот период для вас случилось что-то тяжелое. Может быть, вас по Споку укладывали спать одного в комнате? Или кормили раз в три часа? Или мама уже тогда вышла на работу?

            Кому-то сложно с годовалыми. Например, где-то с года до двух лично для меня очень сложный возраст детей – слишком тяжело они мне даются. Потому что я в это время пошла в ясли, и для меня слишком многое изменилось.

                        Кому-то очень сложно с трехлетками, которые так отчаянно отстаивают свои права. Может быть, у вас как раз таких прав не было? Кому-то трудно пережить период нарциссизма ребёнка, когда он требуется столько внимания и восхищения. Кому-то сложно отвечать на миллиарды вопросов, может быть, потому что им в этом возрасте просто затыкали рот. И так далее.

              Ребенок – это отличный индикатор нашего психического здоровья и нашей зрелости. Вы можете отследить и то, в каком возрасте вы застряли. Когда вам вдруг начинает казаться, что больше ничего вы ребенку дать не можете и что делать с ним – не понимаете. Такое может случиться вдруг в семь, десять, пятнадцать лет. Это просто звоночек свыше – обрати внимание на свои заклеенные лейкопластырем раны! Их пора лечить! Пора срывать бинты, смотреть правде в глаза и лечить. Дезинфицировать, чистить, иногда даже зашивать у специалиста. А еще – дать тому время зажить» - это тонкое и точное замечение О. Валяевой, автора книги «Предназначение быть мамой».

            Если у вас был негативный опыт посещения детского садика, где вас не любили, и где «вам было холодно, одиноко и неуютно», то ваши невеселые воспоминания заставят вас больше переживать ("чтобы только с ним так не было"), и это обязательно отразиться на ребёнке.

Не нравится воспитатель.

           Встреча с воспитателем всегда очень волнительна для родителей. И иногда отношения с педагогом складываются не стразу. Причин для разногласий с воспитателем много: не нравится ее тон, иногда, даже внешний вид, количество внимания к вашему ребенку, то, что забыла снять вторую майку, заботливо надетую на ребенка папой, ребенок ходит сандалиях, надетых не на ту ногу или, по вашему мнению, она просто терпеть не может вашего ребенка. Кроме того, каждый заботливый родитель имеет собственное суждение о том, как нужно воспитывать детей. И бывает, что личная родительская программа плохо согласуется с практикой конкретного воспитателя или нянечки или вообще с программой детского сада. И тогда родителям может показаться, что воспитатели - это ужасные люди, чья цель навредить вашему ребенку. Попробуйте найти подход к воспитателю и подружиться с ним.
           Если вы намерены пользоваться услугами государственной системы дошкольного воспитания — немедленно прекратите любые сетования по поводу «безобразного воспитателя» и «убийственного режима». Ваше негативное отношение к детскому саду ребенок объяснит для себя следующим образом: «Мама и папа меня водят туда, где плохо, значит они меня не любят и я плохой». Детский невроз (и на его почве постоянные простуды) развивается не потому, что «детей в садике портят», а потому, что малыш подозревает, будто папа с мамой его разлюбили и бросили.

          Вот обращение детского  психолога О. Гараниной к родителям: «Поймите и поверьте в то, что воспитатели в детском саду делают свою работу, и каждый ребенок для них это ее  часть. И пусть это вас не пугает. Для психологического здоровья малыша гораздо лучше, когда педагог относится к нему как к работе, а не как к конкретному ребенку, который вызывает у него умиление или наоборот, некоторую неприязнь.

          Все дети совершенно разные. Да, есть такие, которые выглядят как маленькие ангелочки и вызывают огромное желание обнимать и целовать их. Но как быть с теми, которые выглядят «обыкновенно»? Если бы педагог общался с детьми по принципу «нравится - не нравится» больше половины детей в группе остались бы за «бортом» этого внимания.

          Поэтому грамотный специалист в глубине души может как угодно относиться к конкретному ребенку, но внешне он положителен и нейтрален к каждому их них. Он просто с ними работает.

          Для начала проявите уважение к человеку, который по 7-10 часов в день проводит с вашим ребенком. Проявляйте элементарные правила приличия и вежливости.

• Помните, что воспитатель это не ваш личный наемный работник, которому вы можете указывать, как правильно нужно работать.

• Попросите у педагога совета по какому-либо вопросу о воспитании детей (какую литературу почитать, как лучше развивать мелкую моторику и т.п.). Даже если вы сто пятьдесят раз уверены, что этот человек меньше вас знает о воспитании детей, совет все же попросите. Вовсе не обязательно ему следовать, просто покажите, что вам важно мнение воспитателя как специалиста. К тому же совет может оказаться дельным.

• Если в повседневном общении педагог будет делать вам замечания относительно вашего ребенка, постарайтесь не спорить и не кричать, а прислушаться. Вдруг вы узнаете что-то интересное о своем малыше?

• Не отказывайте педагогам в помощи – речь идет о субботниках и других подобных мероприятиях. Если вас просят помочь в каком-то деле для группы, знайте, вас просят не из вредности, а по необходимости. Если же вы хотите окончательно покорить воспитателей, то сами предложите свою помощь.

• Вместе с ребенком сделайте дома для педагога какой-нибудь подарок – открытку или рисунок. И не рассчитывайте на то, что дорогие магазинные подарки - это выход из ситуации! Далеко не каждый педагог оценит ваши «старания» в данном случае.

• В общении с воспитателем высказывайте не претензии к его работе, а пожелания. И хотя бы иногда старайтесь понять мотивы того или иного поступка.

• В случае возникновения каких-либо конфликтных ситуаций, не спешите срываться и обвинять воспитателя. Как бы вы не злились, постарайтесь спокойно поговорить о том, что произошло – выясните причины ситуации и выразите надежду, что такое больше не повторится.

• Знайте, что ни один педагог не станет специально рисковать своей жизнью и работой, проявляя халатность по отношению к детям, ведь в законодательстве достаточно четко прописаны меры ответственности по каждому случаю за профессиональные ошибки.

• Сделайте над собой усилие и найдите что-то, что вам нравится в этом человеке! Ну хотя бы попробуйте».

Возможно, через некоторое время вы с улыбкой будете вспоминать, что вас когда-то раздражала эта милая женщина!"

Непоследовательность.

            В период адаптации к детскому саду важно соблюдать принцип систематичности и последовательности. Ребенок сложнее привыкает к детскому саду при непостоянстве, если вы сегодня идете в садик, а завтра не идете, потому что дождь, проспали, поздно легли, просто маме не хочется, «он сегодня так плачет, что боюсь оставлять».

Использование разговоров о садике как средство запугивания.

               Иногда родители угрожают ребенку детским садом как наказанием за непослушание («Не слушаешься – отдам в детский сад!»). Высказывание взрослыми негатива, недовольства садиком и его сотрудниками в присутствии ребенка, также может привести к формированию неправильного настроя у вашего ребенка. Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Но обязательно показывать и подчеркивать его новый статус.

Неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение.

          Многие особенности поведения ребенка в период адаптации к саду пугают родителей настолько, что они задумываются, что возможно именно их ребенок «несадовский», и скорее всего он не сможет привыкнуть к детскому саду. Но это частое заблуждение. Каждая мама должна понимать, что те особенности поведения, которые ее очень беспокоят в начале приучения к детскому саду, в основном являются типичными для всех детей. С какими типичными изменениями в поведении ребенка в период адаптации вы можете столкнуться:

- сильно выраженные отрицательные эмоции (от хныканья, «плача за компанию» до постоянного приступообразного плача). Ребенок плачет, а родители переживают сильное чувство вины, только усугубляя ситуацию. Как бы это странно не звучало, но плач при адаптации – это норма. И чем громче плач, тем скорее он закончится. Если ваш ребенок при расставании плачет, это не говорит о том, что адаптация идет плохо. Если ребенок успокаивается в течение нескольких минут после ухода мамы, то все в порядке. Ребенку нужно время и возможность «отгоревать», пережить потерю каких-то удовольствий домашней жизни. Плач – помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться.

- проявления страха (ребенок явно боится идти в садик, боится воспитателя или того, что мама за ним не вернется).

- проявление гнева (когда малыш вырывается, не давая себя раздеть, или даже может ударить взрослого, собирающегося оставить его).

- депрессивные реакции и «заторможенность», как будто эмоций нет вообще.

- изменения в поведении (например, снижение социальной активности, когда даже общительные, оптимистичные дети становятся напряженными, замкнутыми, беспокойными, малообщительными или наоборот, ребенок становится неуправляемо активным, капризным).

- в первое время ваш ребенок может на короткое время «растерять» навыки самообслуживания (умение пользоваться ложкой, носовым платком, горшком и т.д.).

- у некоторых детей словарный запас скудеет или появляются «облегченные» слова и предложения. Не пугайтесь, это временное явление! Речь восстановится и обогатится, когда адаптация будет завершена.

- если ребенка оставить на дневной сон, то первые дни он будет засыпать плохо, может вскакивать или, уснув, вскоре просыпаться с плачем. Дома также может отмечаться беспокойный дневной и ночной сон. К моменту завершения адаптации сон и дома, и в саду обязательно нормализуется.

- в первое время у ребенка может быть пониженный аппетит. Это связано с непривычной пищей (непривычен и вид, и вкус), а также со стрессовыми реакциями – ребенку просто не хочется есть. Хорошим признаком считается восстановление аппетита. Пусть ребенок съедает не все, что есть на тарелке, но он начинает кушать.

- это время снижается сопротивляемость организма инфекциям, и ребенок может заболеть в первый месяц (а то и раньше) посещения садика.

Конечно, многие мамы ждут, что негативные моменты поведения и реагирования малыша уйдут в первые же дни. И расстраиваются или даже сердятся, когда этого не происходит. Обычно адаптация проходит за 3–4 недели, но может растянуться на 3–4 месяца. Не торопите время, всему свое время!

Каждая заботливая  мама, видя, насколько ребенку непросто, желает помочь ему быстрее справиться с адаптацией. И это правильно. Старайтесь создать дома бережную обстановку, щадящую нервную систему малыша, которая и так работает на полную мощность. Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка! Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Просто обнимите его, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру).

Помните, что адаптация длиться обычно 2-3 месяца. По истечении этого срока детская тревога значительно снижается. Если же ребенок не адаптировался по истечении 3 месяцев, такая адаптация считается тяжелой и требует помощи специалиста-психолога.

 Автор: В.В Плешкова

 

 



Просмотров: 413
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ошибки родителей при адаптации ребенка к детскому саду
  • Как приучить ребенка к детскому садику. 5 советов адаптации ребенка в саду
  • К вопросу адаптации ребенка к детскому саду
  • Поговорим об адаптации ребенка к детскому саду?
  • Проблемы адаптации детей к детскому саду: первый раз в детский сад.
  • Как облегчить процесс адаптации ребенка к детскому саду?
  • Почему ребенок в детском саду может вести себя иначе, чем дома?
  • Работа с детьми в период адаптации к детскому саду.
  • Действия мамы, когда ребенок плохо адаптируется к саду
  • Адаптация ребенка к детскому саду: "горячие" вопросы родителей
  • Ответы на вопросы родителей по адаптации ребенка к условиям детского сада
  • Принципы благополучной адаптации к детскому саду. Рекомендации для родителей.
  • Подготовка к детскому саду. Почему ребенок не хочет идти в сад
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Адаптация ребенка к детскому саду
  • Адаптация ребенка к детскому саду
  • Адаптация ребенка к детскому саду
  • Адаптация ребенка к детскому саду
  • Адаптация к детскому саду для детей и их родителей
  • Игра как средство помощи при адаптации ребенка в детском саду
  • Здравствуй, детский сад: главное условие адаптации ребенка к саду
  • Адаптация гиперактивного ребенка к детскому саду
  • Адаптации к детскому саду. Часть 2. Первые дни, расставание, сон...
  • Адаптация к детскому саду. как помочь ребенку?
  • Адаптация к детскому саду. Как помочь ребенку?
  • Про адаптацию вашего ребенка к детскому саду
  • Адаптация ребенка к детскому саду. Вопросы и ответы.
  • Сказкотерапия. Как адаптировать ребенка к детскому саду? Крольчонок Сэр Кролик идет в садик Флосси.
  • Что делать, если вашего ребенка обижают в детском саду?
  • Адаптация ребенка к внешним изменениям условий: к детскому саду, к школе.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь