|
Адаптация к детскому саду. Как помочь ребенку?Автор статьи: Илясова Екатерина Юрьевна
Адаптация к детскому саду, расставание с ребенком на время вызывает много тревоги и переживаний как у родителей, так и у детей. Речь идет о сепарационной тревоге – отделении ребенка от матери. Первый и сложный опыт сепарации – это появление ребенка на свет. Второй – адаптация к детскому саду. Я часто сталкиваюсь с не готовностью мамы отдать ребенка в детский сад. Это сложный вопрос и, наверно нет однозначного мнения относительно того, а стоит ли ребенку посещать дошкольное учреждение. Но, на мой взгляд, детский сад – это опыт адаптации в социальной жизни и подготовка к школе. А вот каким будет этот опыт зависит, в первую очередь, от родителей ребенка. Большинство родителей отдают детей в детский сад, поэтому эту статью я посвящаю размышлениям и рекомендациям адаптации к детскому саду. Мне кажется, что это очень сложный вопрос и от того, каким будет опыт, приобретенный ребенком, зависит его дальнейшая адаптация в жизни. Многие мамы бояться, что ребенок начнет плакать, поэтому, приводя его в детский сад, уходят не попрощавшись. Давайте попробуем посмотреть на ситуацию глазами ребенка.
Он 2 или 3 года находился рядом с мамой. С ней у него складывались взаимоотношения и общение. Она всегда была рядом и помогала ему. И тут, вдруг мама исчезает. Он остается один в непонятном месте, с чужими "тетями" и большим количеством детей. Как Вам такая реальность? Мне кажется, что такая ситуация пугает. Ребенок не знает, что мама за ним придет и заберет его. В его голове может появиться фантазия, что мама его бросила навсегда! Это страшно! Родители же недоумевают, а какой смысл что-то ему объяснять, если он маленький. Он ничего не поймет. Некоторые мамы говорят, что когда рассказывают малышу о том, что его отведут в сад, а сами пойдут на работу - он в ответ начинает плакать и цепляться за маму. Это естественная реакция ребенка. Он напуган необходимостью расставаться с мамой. Как поступать в таких ситуациях? Здесь очень важно, чтобы взрослые люди понимали, что поведение и реакция ребенка адекватна. Взрослым тоже в этой ситуации нелегко. Адаптация к детскому саду вызывает много тревоги и чувство вины. Тем более, если был не самый лучший личный опыт посещения дошкольного учреждения. Важно понимать, что речь идет о сепарационной тревоге (отделение ребенка от мамы). И если мама очень сильно беспокоится по поводу ребенка, то, возможно, мешают собственные чувства и переживания. У мамы мог быть отрицательный опыт. Тогда расставание с малышом для нее не выносимы. Природу этих переживаний можно исследовать, обратившись к психологу. Важно понимать, что сейчас ребенок идет в детский сад и нуждается в поддержке со стороны близкого человека. Возможно, этой поддержки не было у его родителя, поэтому взрослым игнорируются чувства и переживания малыша. Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду? Я попробую дать несколько базовых рекомендаций, но в каждом случае необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка и его семьи. 1. Стоит обратить внимание, что приучение и адаптация к детскому саду происходит поэтапно. И, я бы еще добавила, что лучше ее начинать до момента посещения детского сада. Прекрасный способ - развивающие группы , а в дальнейшем и посещение "продленок" (когда можно оставить ребенка на 2 - 3 часа в группе с воспитателем). Это помогает ребенку быстрее и легче адаптироваться к детскому саду. 2. Наблюдение за ребенком. Что ему интересно? Какие игры и игрушки он выбирает? Любимые сказки, книжки? Особенности его характера? Привычки в питании? Эту информацию о ребенке можно рассказать воспитателям, чтобы они смогли учитывать его индивидуальные особенности. Я понимаю, что на этом пункте может возникнуть много противоречивых высказываний. Обращаю внимание читателя на то, что группы в детском саду большие. Будем надеяться, что со временем воспитатель поймет особенности вашего ребенка, и Вы можете в этом помочь. Вы знаете своего ребенка лучше и дольше. У вас с ним на протяжении нескольких лет был тесный контакт. С вами он может быть более открытым и искренним, чем в детском саду. 3. Перед тем как ребенок пойдет в детский сад лучше рассказать и подготовить его заранее. Можно гулять с ребенком возле или (если это возможно) на территории детского сада. Показывать ребенку, что здесь детки проводят время, когда их родители занимаются своими делами. Можно рассказывать о том, как проходит день в детском саду, какие там правила и чем занимаются дети. Обязательно подчеркнуть, что когда родители заканчивают рабочий день - они приходят за своими детьми. Можно это также делать во время вечерней прогулки и говорить, что эта девочка утром гуляла с группой и была без мамы, а теперь они с мамой идут домой. 4. Есть несколько прекрасных способов, которые помогают детям. Можно подарить ребенку часы с любимым персонажем. И сказать когда маленькая стрелочка покажет 5, мама тебя заберет (конечно, ребенок не знает и не понимает часов, но это его успокаивает и дает веру в то, что мама его заберет). Здесь очень важно выполнять то, о чем договорились. Если мама сказала, что придет в 5, то так и приходит. Ребенку можно показать на часы и обратить его внимание, что стрелочка показывает цифру 5. Некоторые дети берут с собой любимую игрушку - это тоже переносный объект и фантазия, что мама рядом (если это разрешено правилами детского сада). Кто-то просит свое одеяло или подушку (но тоже с учетом правил детского сада). 5. Помогает адаптироваться к детскому саду - игра и сказкотерапия. Сюжет - персонаж идет в детский сад. 6. Если ребенок хорошо говорит, то важно обсуждать и интересоваться, что происходит с ним в детском саду (любит он спать? хорошо ли кушает? нравится ли ему воспитатель? что нравится делать, а что нет?). Эту информацию важно знать, чтобы помочь ребенку. Бывают ситуации, что у ребенка возникают проблемы во взаимоотношениях с воспитателем или детьми. В такой ситуации важно обсудить с воспитателем это. Кстати, я часто слышу, что родители не довольны воспитателем и бояться об этом сказать. На вопрос: "Почему?" Они, как правило, отвечают – « а вдруг она потом будет отыгрываться на ребенке». Как мне кажется такое поведение недопустимо! И если есть страх, что на ребенке будут отыгрываться, то важно понять, откуда эта идея? Умение защитить своего ребенка и доверие к его словам - это важная задача каждого родителя. 7. Еще один, как мне кажется, интересный вариант - написание записки на вечер. Утром можно обсудить с ребенком его пожелание как он хочет провести вечер, написать записку и отдать ее ребенку. Вечером снова ее прочесть вместе с ребенком и исполнить его желание. В заключении скажу, что взаимодействие с ребенком - это всегда сложный процесс для взрослого. Мешают собственные чувства, эмоции и опыт. Увидеть ситуацию глазами ребенка для некоторых родителей не представляется возможным, поэтому игнорируются детские чувства и воспоминания. Но стоит вспомнить о том, что мы все нуждаемся в поддержке, понимании, любви и принятии. И, в первую очередь, мы ждем этого от самых близких. Ребенок рассчитывает на эту поддержку. Тем более, что адаптация к детскому саду - это травматичный опыт. НО! Он необходим и является первым шагом адаптации к социальной жизни. И если ребенок ощущает заботу и поддержку со стороны взрослых, а не осуждения типа : «ой, какая ты плохая девочка. Маме нужно на работу, а ты тут плачешь" или "а вон тот мальчик не плачет и отпускает маму, а ты..." (позволю себе лирическое отступление:)). А тот мальчик уже как с начала лета ходит в сад, поэтому и не плачет, а ваш только пошел. Вашему ребенку не интересно, что другой не плачет. В этой ситуации он может ощущать свою плохость и понимать, что мама им не довольна и чувствовать вину). Как я уже сказала, адаптация к детскому саду – это сложный и весьма травматичный опыт как для родителей, так и для детей. И если Вы испытываете сложности и затруднения, я буду рада Вам быть полезной!
С уважением, психолог Екатерина Илясова 8 - 909 - 521 - 34 - 84 [email protected]
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|