|
Адаптация родителей к детскому садуАвтор статьи: Ловыгина Екатерина Сергеевна
Когда моя девочка стала постарше, передо мной встал вопрос о детском саде. С муниципальным ничего не получилось, и я стала искать частный. Нашли мы его довольно быстро. И вот моя Маша пошла в сад. К этому моменту ей было 3 г и 3 мес. Она уже спокойно могла оставаться с другими людьми, играла с детьми, сама проявляла к ним интерес и могла познакомиться. Неплохо для своих лет разбиралась в своих чувствах и могла ими поделиться. Порой могла быть несмелой, стеснялась, не совсеми детьми хорошо ладила. В общем, мне было, за что радоваться и по-матерински гордиться своей девочкой. И вот мы пошли в детский сад. В начале, кончено, всем было непросто. Были и слезы, и нежелание посещать детский сад. Но в целом период был неборльшой, во многом благодаря воспитателю, которую Маша очень полюбила. Она с большей охотой шла в садик, радовалась новым открытиям и постепенно заводила новых друзей. Так продолжалось месяцев пять. А потом в нашем саду поменялись воспитатели. Ушла воспитательница, которая Маше очень нравилась. А через некоторое время ушла вторая. В это время Маша болела и недели три не ходила в детский сад. К новым воспитателям, да и после долгого перерыва надо было еще привыкнуть. И на этот раз привыкать по ряду причин оказалось сложнее. Во-первых, изменения как таковые уже несут большой стресс. Нужно снова знакомиться с новыми преподавателями и учиться ладить с ними. Маше нравится перед сном поговорить о том, как прошел день, обсудить свои переживания, и однажды она призналась, что сейчас ей очень сложно ходить в сад, потому что она боится привязываться к новым воспитателям – вдруг они тоже уйдут. Безуслово, чтобы признать этот факт неопределённости и поделиться своими переживаниями в связи с этим, от ребенка требуется немало мужества. Во-вторых, как раз в это же время умерла моя бабушка. Маша знала об этом и мы собирались взять ее на похороны, но тут она заболела. Свою пробабушку она,ьхоть и нечасто, но видела. И ей очень трудно было представить, как это – человек был и вдруг его не стало? Как она теперь выглядит? А что будет с ее косточками? А когда мы умрем? И др. Мы много говорили на тему смерти и раньше, но сейчас, когда Маша столкнулась с ней в реальности, вопросы обрушились на неё с новой силой и она впервые сказала «я не хочу умирать». Она начала понимать, что смерть случается со всеми, и она не исключение. И очень трогательно пытается уложить это открытие внутри себя. И, в-ретьих, собственно отношения в детском саду и отношение к самому саду. Здесь важно то, как сами родители относятся к идее посещения сада, и что это для них значит. Для меня не стоял вопрос ходить в сад, или не ходить. Однозначно –ходить. Но надо признаться, что то, как я отношусь к своему ребёнку и детям в принципе, очень разнится с тем отношением, которое бытует в нашей культуре. Я глубоко убеждена, что каждый ребенок добр и хорош по своей природе и уже рождается с двумя базовыми способностями – • способностью к любви (как умение любить самому и умение прнимать любовь других) и И потому идея о том, что детей нужно как-то специально исправлять и делать лучше, мне не очень близка – ведь с ним и так все в порядке. По существу все, что требуется от нас как от родителей – это умение доверять ребенку все больше с каждым новым возрастным этапом и учиться принимать его безусловно. Конечно, при этом важно учитывать психологические границы обеих сторон (и свои собственные, и границы ребенка). Звучит просто, но непросто претворяется в жизнь. В нашей культуре традиционно считается, что сам ребенок без помощи взрослых не сможет понять свои потребности. Взрослые лучше знают все – начиная с того, когда ребенок хочет есть, что именно он хочет есть, что ему полезно, а что нет, и заканчивая тем, что он должен чувствовать и делать. Вот сейчас ты должен извиниться, тут отдать свою игрушку младшему… При этом совсем не учитывается, что ребёнок испытывает в такие минуты. В каких-то моментах ему запрещаеся злиться, а в каких-то наоборот требуется бурная радость… Ребенка часто воспринимают как существо неправильное, непонимающее, нуждающееся в постоянном контроле. Роль родителей и воспитателей при этом - помочь ему стать «хорошим человеком» … Это не лежит на поверхности, и вряд ли кто-то относится к ребенку так специально или осознанно. Но если приглядеться к тем методам воспитания и воздействия, которые применяются почти повсеместно, то такое отношение к ребенку становится куда более очевидным. При таком отношении критерием «хорошести» ребенка выступает его послушание, признание им своей неправоты и соответствие Требованиям взрослых. И, не смотря на массу плюсов детского сада, такое отношение к детям в них совсем не редкость. Но как бы то ни было моей девочке жить в этом мире, она часть этой культуры и ей необходимо научиться её понимать и найти свое место в ней, чтобы быть счастливой. Даже не смотря на то, что взгляды нашей семьи порой противоречат общепринятым взглядам. И, если признаться честно, это и есть самый трудный для меня момент –мне страшно было отдавать свою дочь в детский сад именно потому, что внутри меня живет идея о том, что там очень много откровенно барахляных взглядов на ребенка, на то что он должен делать и каким быть. И, конечно, я начинаю фантазировать на тему того, как это может «испортить» моего ребенка и как сильно ей там будет тяжело. Детский сад начинает восприниматься как враждебная среда, как место, в котором придется отстаивать свои позиции. Моя девочка не может этого не чувсвовать и начинать воспринимать сад точно так же. Но, во-первых, я знаю свою способность бояться, а во-вторых, меньше всего на свете я хочу, чтобы мой ребенок становился для меня инструментом борьбы с неприятными мне идеями. Более того, мне хочется, чтобы она училась замечать то хорошее, что,безусловно, есть в детском саду и получала от этого удовольствие. Так, например, в детском саду Маша сдружилась со многими детьми, влюбилась в мальчика своей группы… Она учится строить отношения, отказываться от того, что ей не нравится, видеть похожее и разное в жизни нашей семьи и жизни их детского сада. А еще она понимает, что какие-то правила необходимо соблюдать, а какие-то можно обходить. А я учусь доверять. Ей – в том, что она может со многим справиться, и себе – что мы ей в этом сможем помочь. И единственное, что я могу в этой ситуации сделать – это не переделывать воспитателей и расстраиваться от того что они никак не переделываются, а просто любить свою девочку и своим отношением показывать, что можно любить в себе и других людях. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|