Детский сад – новая веха в жизни семьи. К этому событию готовятся родители, ребенок. Но часто ожидания родителей и детей расходятся с реальностью. Походы в детский сад становятся испытанием для всей семьи. Слезы малыша, просьбы не водить его в детский сад, а оставить дома, истерики, болезни – сложности, с которыми сталкивается большинство родителей.
Как помочь ребенку адаптироваться к переменам?
1. Важно помнить, адаптация к новым условиям жизни - сложный и долгий процесс, длится до трех месяцев. Ребенку приходится привыкать к новому порядку, правилам, людям, к отсутствию мамы, к большому количеству детей вокруг. Для этого нужны время и силы. Если был перерыв, то адаптация начинается заново. Учитывайте частые болезни ребенка начавшего посещать сад, которые растягивают процесс адаптации. Будьте терпеливы.
2. Относитесь с пониманием к чувствам ребенка. Ребенок не хочет посещать детский сад, ему сложно перестроиться. Ребенок не понимает, зачем ему ходить в сад. Он не хочет ничего менять. По этому поводу у него возникают разные сложные чувства: страх перед новыми людьми, грусть при расставании с мамой, тревога от неопределенности, отвращение к новой пище. Поддержите его. Дайте понять, что нормально скучать по маме, нормально бояться воспитателя, нормально злиться на то, что нельзя остаться дома. Поговорите с ребенком о его страхах, опасениях, тревогах. По возможности развейте их. Проиграйте сложные ситуации, которые тревожат ребенка (игры с куклами в детский сад, рисунки на детсадовские темы, сказки про детский сад).
3. Не ругайте ребенка за слезы, истерики, которые могут случаться по утрам или при прощании в группе детского сада. Ребенок страдает, ему нужна ваша поддержка. Наказания в этой ситуации не уместны. Ребенок капризничает не из вредности, не из желания вас разозлить, а потому что испытывает стресс и волнения в связи с переменами в жизни. Разговаривайте с малышом: «Я понимаю, что ты не хочешь идти в детский сад (оказываете поддержку), но действительность такова, что тебе надо посещать сад (объясняете необходимость жизненных перемен)» В процессе адаптации будьте внимательны к ребенку, обнимайте чаще. Расставание компенсируйте совместным вечерним времяпровождением: чтение, рисование, беседы, игры, прогулки.
4. Будьте готовы к тому, что во время адаптации может ухудшиться поведение ребенка. Капризы по мелочам, драки в саду. Могут случиться откаты в развитии, ухудшиться речь, регрессировать бытовые навыки. Это реакция на стресс. Ругать не стоит, поддерживать обязательно.
5. Помогите ребенку как можно быстрее освоиться в садовской среде. Учите знакомиться с ребятами, вступать в игру. Учите просить воспитателя о помощи в случае затруднительной ситуации. Объясняйте необходимость различных правил и новых требований, с которыми ребенок неизбежно столкнется.
Постепенно, день за днем, ребенок освоится в детском саду. Капризы, слезы, истерики прекратятся. Адаптация закончится и начнется новый период в жизни ребенка, полный открытий. Но без поддержки, терпения, понимания от родителей, справиться малышу с переменами будет гораздо сложнее.
P.S. Статья была опубликована в газете "Морозовский вестник". В ней же мне предложили вести колонку психолога. Успех, я считаю. Хвастаюсь!
Нина Ливенцова, детский психолог