Вы замечали, что в один и тот же детский сад, к одним и тем же воспитателям, в одну и ту же группу дети идут с разным настроением? Один ребенок забегает весело, вприпрыжку, другой рыдает в три ручья. Одна часть детей бодра и весела, другая - грустит и плачет. Отчего это зависит? Есть два типа причин: внутренние и внешние. Внутренние причины - индивидуальные особенности темперамента и характера ребенка, которые имеют некоторое значение при адаптации и на которые родителям сложно влиять, но хорошо бы учитывать. Внешние причины - это та воспитательная среда, в которой растет и развивается ребенок дома и на которую родители не просто активно влияют, а вообще-то создают и формируют! Именно об этом хотелось бы поговорить поподробнее. Анализируя поведение тех детей, которым не хочется идти в детский сад, а также отношение к ним их родителей, можно выделить 5 видов родительских ошибок, вызывающих дезадаптацию ребенка, которые при благоприятных обстоятельствах превращаются в 5 условий, способствующих благополучной адаптации ребенка и нормальному возрастному развитию. Итак, первое и самое главное условие эмоционального благополучия ребенка в детском саду — это эмоциональный комфорт родителей, особенно мамы. Если мать переживает, волнуется, тревожится за то, как ребенку будет в саду (хорошо ли, плохо ли, как он там без нее, он такой маленький и беспомощный и т.п.), то весь этот эмоциональный дискомфорт будет у ребенка на душе (даже если она это постарается тщательно скрыть). Потому что ребенок в этом случае будет считывать эмоциональный посыл от матери в том, что он бедный, несчастный, брошенный малыш (брошенный — если у матери есть еще и чувство вины за то, что она отдает его в детский сад). И с таким «букетом» негативных эмоций, полученных от матери, ребенку становится небезопасно, тревожно и даже страшно идти в детский сад. ( Еще мамочки могут подливать масла в огонь вопросами, типа: «Тебя кто-то обидел? «Что-то случилось?» — запугивая себя и ребенка еще больше.).
Дорогие мамы! Если вам удастся преодолеть собственную родительскую тревогу перед садом, считайте, что 50% успеха уже есть!
Второй важный момент — это то, насколько ребенок может оставаться с другим взрослым человеком (не вашим родственником). Это прообраз ситуации, когда ребенок остается с воспитателем в детском саду. Хорошо бы, чтобы воспитатель не оказалась тем первым «чужим» взрослым человеком, с кем мама оставила ребенка. Иначе проблем не миновать. Часто дети в период адаптации тоскливо ноют, канючат, пытая воспитателей: «А мама придет — а мама придет?» Как будто в их жизни не было опыта, чтобы мама благополучно уходила и приходила. Навык отпускать маму можно и полезно тренировать. Например, оставлять ребенка с подругой, соседкой и т.п. (с тем взрослым, кому доверяете) на некоторое время, хотя бы на 5-10 минут ( потом можно и подольше). Ребенку важно увидеть и ощутить, что мама ушла-пришла, и ничего страшного не произошло.
Третье важное условие адаптации — это то, как ребенок общается с детьми (и общается ли вообще). Считается, что потребность в общении со сверстниками начинает формироваться с 3 лет, а к 4 годам становится ярко выраженной. А до 3 лет главным условием развития ребенка является общение со взрослым, а не с детьми. Поэтому с детским садом торопиться нецелесообразно. Главное, чтобы ваш ребенок до сада умел играть с детьми (предлагать что-то свое, считаться с инициативой другого, уметь уступить, поделиться, поменяться игрушками и т.д.). Чем больше у него будет вариантов поведения, тем более адаптивен он будет. Дети чаще принимают, любят, выбирают для игр тех детей, которые умеют ладить, договариваться, находить общий язык. А если у ребенка нет опыта и желания общаться с детьми, то что интересного он найдет в детском саду? Бегать хвостом за воспитателем?! Четвертый момент — навыки самообслуживания. Может ли Ваш ребенок самостоятельно поесть, сходить в туалет, одеться (хотя бы частично)? Чем более самостоятелен Ваш ребенок в вопросах самообслуживания, тем более он уверен и спокоен. И наоборот, несамостоятельный ребенок много тревожится, беспокоится, волнуется из-за бытовых вопросов. И последнее, на что хотелось бы обратить внимание. Насколько Ваш ребенок капризен? Если вы замечаете упрямство, своеволие, нытье, истерики и подобное «приятное» поведение у ребенка уже до похода в детский сад, то не думайте, что детский сад все исправит. Наоборот, теперь «полем битвы» станет детский сад! Поэтому хорошо бы решить проблему капризов еще до посещения детского сада. (Профессиональная помощь психолога хорошо решает такие проблемы)
В заключение хочется отметить, что даже невыполнение одного условия будет способствовать дезадаптации ребенка в детском саду (а в самых запущенных случаях присутствуют практически все родительские ошибки). Дорогие родители! Постарайтесь свести к минимуму свои ошибки, и тогда Ваш ребенок с гораздо большей радостью будет ходить в детский сад! В добрый путь!
|