|
Программа социально-психологической адаптации детей-сирот «Взрослеем вместе»Автор статьи: Барабанов Родион Евгеньевич
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Человек по-разному откликается на изменения в социальных условиях своего существования в зависимости от особенностей той непосредственной среды, в которой он существует. Адаптационные процессы идут постоянно, ведь постоянно происходят изменения как вокруг человека, так и в нем самом. Под социальной адаптацией принято понимать «активное освоение личностью или группой новой для нее социальной среды», которая возникает либо в результате социального или территориального перемещения, либо при изменении социальных условий. Непосредственной социальной средой личности могут быть различные социальные группы - семья, учебный или производственный коллектив, друзья и др. Для многих тысяч детей в нашей стране такой социальной средой становится детский дом. Сухая статистика отмечает, что количество детей в детских домах ежегодно увеличивается в среднем на 170 тысяч человек. И ежегодно несколько сотен тысяч детей, достигших совершеннолетия, покидают стены воспитательных учреждений. Многочисленные исследования последних лет показывают наличие серьезных и сложных проблем в социальной адаптации как выпускников, так и детей, помещаемых в детский дом. Принято считать, что чрезмерная опека и забота взрослых лишает детей самостоятельности. Дети, которые с раннего возраста живут в закрытых детских учреждениях, растут в условиях дефицита общения со взрослыми. Казалось бы, что в подобных условиях, следует ожидать у воспитанников сравнительно высокого уровня умения организовывать себя, планировать свое поведение. Но как показали исследования, проведенные в интернатах и детских домах Москвы, это далеко не так. Групповое общение детей со взрослыми на самом деле не предоставляет ребенку самостоятельности: твердый режим дня, постоянные указания взрослого, что следует делать в тот или иной момент времени, контроль со стороны воспитателей - все это лишает детей необходимости самостоятельно планировать и контролировать свое поведение, формирует привычку к «пошаговому выполнению чужих указаний». Ребенок, воспитывающийся в семье, естественно, оказывается в менее жесткой ситуации требований и контроля с одной стороны, с другой - имея возможность соучаствовать в сложной разнообразной деятельности взрослых (готовить обед с бабушкой, ремонтировать с отцом велосипед, делать с мамой покупки), учится выполнять не только отдельные операции, но и усваивает достаточно сложные программы планирования, организации и контроля. Существенно то, что в семье усвоение всех этих сложных элементов деятельности, развитие внутреннего планирования действия происходит не в ситуации специального обучения, а естественно включается в контекст привлекательных для ребенка видов деятельности. Такого богатства и разнообразия эмоционально насыщенного взаимодействия с взрослыми в различных ситуациях, формирующих элементы самостоятельности поведения, воспитанники детских домов обычно лишены. То, что в семье дается ребенку стихийно, без специально обозначенных усилий родителей, воспитанник детского дома может получить лишь ценой огромной целенаправленной работы педагогического коллектива. Рассматривая проблемы социальной адаптации сирот-выпускников, необходимо обратить внимание на социально-психологический портрет нынешнего выпускника детского дома, вступающего в самостоятельную жизнь. Для большинства выпускников характерны: неразвитый социальный интеллект (способность применять на практике полученные знания, умение ориентироваться в социуме и взаимодействовать с ним), непонимание материальной стороны жизни, внушаемость, завышенная или заниженная самооценка, неадекватность уровня притязаний, что приводит многих будущих выпускников к асоциальному поведению. Также сильным фактором, влияющим на успешность жизненного устройства выпускников детских домов, является неготовность общества принять этих молодых людей и содействовать их социализации. Как правило, вчерашние воспитанники детских домов остаются без поддержки, не представляют, кому они могли бы доверять и на когорассчитывать. Если некоторые выпускники, выросшие в семьях, имеют возможность в случае неудачи вернуться в родительский дом, то их сверстники - воспитанники детских домов такой возможности лишены. Они испытывают дискриминацию со стороны общества, для них велик риск вовлечения в криминальное сообщество. После окончания детского дома выпускники лишаются привычного, более или менее безопасного окружения, четкого распорядка, особого типа организации жизни. Они сталкиваются с проблемами, связанными с поиском работы, организацией быта, питания и свободного времени, взаимодействием с социумом, получением медицинской помощи, созданием и сохранением семьи и др. Выпускники–сироты – это особый контингент, требующий пристального внимания. После долгих лет, проведенных на полном государственном обеспечении, выпускники детских домов часто оказываются неготовыми к самостоятельной жизни. Они неспособны принимать самостоятельные ответственные решения и добиваться поставленных целей. В качестве основных направлений социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, можно выделить социальную профилактику, социальную реабилитацию и социальную адаптацию. При этом ведущее место занимает социальная адаптация в силу специфики психоэмоционального развития и особенностей воспитания таких детей в учреждениях государственного попечения. Именно социальная адаптация помогает решить целый комплекс проблем, с которыми сталкиваются воспитанники и выпускники детских домов. Сейчас в большинстве детских домов создаются группы-семьи, в которые могут входить дети разных возрастов и в которых не разлучаются братья и сестры. Которые позволяют организовать жизнь воспитанников, приближенной к условиям семьи. Перед педагогическими коллективами воспитательных учреждений стоят задачи: не только помочь ребенку адаптироваться в новой для него обстановке, но и так организовать жизнь воспитанников, чтобы, выйдя из детского дома, они чувствовали себя социально защищенными и психологически готовыми к взрослой самостоятельной жизни. Только грамотные совместные действия референтных лиц и воспитанников могут привести к изменению их положения, компенсировать отсутствие навыков социальной компетенции, необходимых в самостоятельной жизни, обеспечат адаптацию к социуму. Но ни один даже самый благополучный детский дом не в силах осуществлять специализированную квалифицированную поддержку своих выпускников после выхода их в самостоятельную жизнь, так как он просто-напросто оказывается неспособным помочь всем и каждому, при этом выполняя свои основные функции по воспитанию детей-сирот. И если домашний ребенок, достигнув совершеннолетия, поступив учиться в образовательное учреждение, имеет постоянную надежную опору в жизни в лице своих родителей, родственников, готовых всегда помочь советом, конкретным действием в решении какой-либо жизненной проблемы, то выпускник детского дома, выйдя из стен своего учреждения, оказывается один на один со всеми жизненными проблемами и трудностями, и справиться с ними самостоятельно, без помощи взрослых людей, он не может. Решение данной проблемы - задача общегосударственная, которая требует серьезной законодательной базы, а также изменения отношения современного общества в целом к выпускникам детских домов. Для достижения успеха в жизни ребенку, который не имеет родителей и воспитывается в доме-интернате с помощью педагога-психолога очень важно понять три вещи: первое это то, что каждый человек своими мыслями, словами и поступками сам формирует свою жизнь, свой круг общения, свои цели и свое прошлое, настоящее и будущее. Второе это то, что каждый человек сам ответственен за свою судьбу и свои поступки. Третье - каждое событие в жизни само по себе нейтрально и неслучайно, но решающее значение для судьбы человека имеет его личное, субъективное отношение к происходящему, его оценка события, от которой зависит качество жизни и собственно судьба человека. Стремление к успеху в жизни человека, лишенного родительской заботы, любви с раннего детства - особый процесс. Важно, чтобы у сироты был позитивный настрой на жизнь. И один из главных моментов успешности для сироты - это умение ладить с самим собой и своими эмоциями и знать, что это Рубикон, пути назад нет. Потому что если домашний ребенок захочет вернуться домой, он может это сделать и начать все с начала. Сироте начать с нуля куда труднее, чаще невозможно. Накопленный специалистами опыт работы с детьми-сиротами, активный поиск решения проблемы привели к мысли о необходимости создания программы «Взрослеем вместе».
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Возрастной ориентир: от 6 до 18 лет Срок реализации: 6 мес. Цель программы: подготовка воспитанников детских домов и лиц, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни. Задачи программы:
Целевая группа: Основная целевая группа – дети, оставшиеся без попечения родителей. Формы работы:
Методы работы:
НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Материальное обеспечение:
Кадровое обеспечение программы:
Реализация программы: Программа рассчитана на 24 занятий с интервалом 1 раз в неделю. Продолжительность занятия: 0,5 часа. Количество участников: 1/6-8 человек. Основные мероприятия, проводимые в рамках программы:
Этапы программы Диагностический этап:
Организационно-деятельный этап:
Итоговый этап:
Направления в работе с воспитанниками
Наличие у воспитанников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, таких знаний позволит говорить о некотором уровне социального интеллекта, который можно рассматривать в качестве социально-психологического результата процесса психолого-педагогической адаптации. Для определения уровня успешности психолого-педагогической адаптации будут использоваться следующие показатели:
Ожидаемые результаты: Реализация программы позволит сформировать навыки, необходимые для дальнейшей успешной самостоятельной жизни детей-сирот и лиц из их числа:
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП Психолого-педагогическая диагностика поведения и личности Методики:
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
ЛИТЕРАТУРА
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|