Проект программы по формированию ценностных ориентаций у детей дошкольного возраста с ОНР

Анализ программ воспитания и обучения в детском саду показал, что они строятся с учетом  принципов  культуросообразности и  приобщения  ребенка к основным компонентам человеческой культуры и характеризуют дошкольное детство как уникальный период начального формирования базисных характеристик личности.

Вхождение ребенка в современный мир невозможен вне освоения первоначальных представлений об общепринятых нормах и правилах в общении и деятельности. Именно дошкольный возраст связан с формированием всей системы ценностей ребенка.

В инновационной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, разработанной в соответствии  с действующими Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования,  основной акцент ставится на формировании духовных и общечеловеческих ценностей с учетом национальных ценностей и традиций, обеспечивающих становление основ базовой культуры личности.

Предложенная коллективом авторов программа «Успех» видит решение основных задач психолого-педагогической работы в формировании у дошкольников первичных ценностных представлений, т.к. реализация основных целей  и задач программы возможна лишь с учетом ценностных ориентиров семьи, общества и государства. 

Анализируя ряд других программ, таких как «Радуга» Т.Н.Дороновой и др., «Детство» Т.Н.Бабаевой и др., «Истоки» Т.И.Алиева и др., «Мир вокруг нас» Т.И.Попова и другие можно сделать вывод, что во всех программах воспитания и обучения в детском саду подчеркивается особое значение дошкольного возраста как уникального периода  формирования базисных характеристик личности ребенка. Таким образом, можно сделать вывод, что вопрос формирования необходимых ценностных ориентаций, начиная с дошкольного возраста, становится все более востребованным и актуальным.

Имеющиеся попытки разработки программ и рекомендаций по формированию ценностных ориентаций детей больше сконцентрированы на коррекции детско-родительских отношений. Несомненно, что в процессе совместной деятельности, взаимоотношения, которые возникают между взрослыми и ребенком, являются сильнейшим стимулом в формировании основных его ценностей. Однако, как показывает опыт практических работников,  родители не имеют полного представления о формировании личности в детском возрасте, так как не всегда обращают внимание на особенности характера своего ребенка и не компетентны в вопросах формирования ценностных ориентаций.

Основными факторами, влияющими на формирование ценностных ориентаций детей старшего дошкольного возраста, являются:

  • Личность родителей, особенности их поведения, уровень образования и собственно ценностные ориентации;
  • Личность специалистов ДОУ, работающих с детьми, особенности поведения и транслируемые ценностные ориентации;
  • Эмоционально-нравственный микроклимат семьи и стиль воспитания ребенка;
  • Степень вовлечения ребенка в жизнь семьи и способы взаимодействия с ним;
  • Уровень речевого развития ребенка и правильное понимание им того, что ему транслируют родители и другие значимые взрослые.

Нами разработана примерная программа по формированию ценностных ориентаций детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речевого развития.

Цель программы: повышение компетентности родителей и специалистов дошкольного образовательного учреждения в области формирования личности ребенка и его ценностных ориентаций с учетом особенностей речевого развития.

Этапы программы.

  1. Организационный этап

Цель: планирование и организация деятельности психолога

  • Выбор участников диагностического среза;
  • Подбор методического аппарата исследования;
  • Разработка алгоритма программы;
  • Подготовка практических рекомендаций для педагогов.
  • Диагностический этап

Цель: выявление ценностных ориентаций значимых взрослых

  • Проведение диагностического среза (методика «Родительское сочинение» В.В.Столин, «Профиль мотивации» Б.Н.Рыжов);
  • Анализ полученных данных;
  • Дифференциация родителей по имеющимся рейтингам ценностных ориентаций.
  • Формирующий этап

Цель: формирование представлений о ценностных ориентациях у ребенка с нарушенным речевым развитием.

  • Систематизация представлений о личностном развитии ребенка с нарушениями речевого развития и формировании его ценностных ориентаций у родителей и педагогов образовательного учреждения;
  • Вовлечение семьи и педагогов, работающих с ребенком, в область формирования необходимых базовых компетенций;
  • Учет комплексного подхода при формировании ценностных ориентаций ребенка;
  • Повышение осознанности отношения значимых взрослых к формированию личности ребенка;
  • Формирование первичных ценностных представлений у дошкольников.

Формы работы (формирующий этап):

Формы работы

Участники

Индивидуальные консультации по вопросам формирования ценностей у детей

Родители, воспитатели

Выступления на родительских собраниях

Родители

Проведение обучающих семинаров для педагогического коллектива

Воспитатели

Организация тематических групп

Воспитатели

Выступления на педагогических советах

Воспитатели

Лектории для родителей и педагогов

Родители, воспитатели

Разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей

Родители, педагоги

Организация и проведение совместных тематических досугов и праздников

Родители, воспитатели

Занятия и фрагменты занятий по формированию лексико-грамматических категорий (экспрессивной лексики, введение существительных и качественных прилагательных, антонимов, синонимов) для уточнения семантики понятий и вербализации ценностей, обучение навыкам словесной самопрезентации.

Логопеды, воспитатели

По нашему убеждению, формирование ценностных ориентаций у детей опосредованно речью. Преимущественно через речевое общение взрослые знакомят ребенка с тем, что хорошо или плохо, важно или не важно, ценно или не имеет ценности. Поскольку речевое общение детей с нарушенным речевым развитием неполноценно (о чем свидетельствуют все исследования в этой области),  это непременно отражается на формировании их личности, и в частности ценностной сферы. Причем, чем значительнее выраженность, системность дефекта речи, тем существеннее это влияние.

Мы считаем, что формирование ценностных ориентаций у детей – задача всех работников образовательного учреждения, в том числе и специалистов – логопедов, которые непосредственно работают над пониманием семантики слов и вербализуют содержание и объем понятий, вводят соответствующие слова-обозначения в речь детей.

Ценности родителей оказывают инструментальное воздействие на формирование ценностных ориентаций детей и постепенно ими присваиваются. Озабоченность родителей здоровьем детей, их интеллектуальным развитием иногда оставляет в стороне развитие личности ребенка с речевым дефектом.

В результате организованного психологом диалога на тему ценностных ориентаций и проведенных мероприятий родители смогут:

  • осознать свои ценностные ориентации, как ресурс личностного развития и базис развития детско-родительских отношений;
  • транслировать детям свои ценностные ориентации в более доступной форме;
  • освоить навыки эффективного сотрудничества с детьми;
  • понять свою доминирующую роль в формировании ценностных ориентаций ребенка.

Ниже предлагается тематика мероприятий способствующих формированию ценностных ориентаций у детей с ОНР старшего дошкольного возраста.

Темы мероприятий

Цель

Формы проведения

Ответственный

Участники

«Красота в жизни, при­роде и искус­стве»

Формирование первичного ценностного представления и отношения о красоте

·   Выставки – представление экспонатов, созданных детьми и родителями c по­следующим обсуждением;

·   Конкурс на самый краси­вый головной убор, «Мис­тер и Мисс детский сад» и др.;

·   Чтение соответствующей художественной литера­туры, рассматривание пейзажных картин, порт­ретов и др.;

·   Рассказы из личного опыта на тему «Красивые предметы в моей ком­нате», «Самая красивая игрушка» и др;

·   Сюжетно-ролевые игры, игры драматизации;

·   Беседы о красоте;

·   Проектная деятельность;

·   Экскурсии, посещение вы­ставок изобразительного искусства др.

Препода­ватель дополнительного образования по ИЗО, педагог-психолог

Воспитатели, учителя-логопеды, родители, дети

«Здоров будешь – все добудешь»

Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни

·   Развивающие игры «Витаминка и ее друзья, Статуя здоровья» и др.;

·   Ситуативные беседы по теме, игровые ситуации, решение проблемных ситуаций и др.;

·   Проектная деятельность (создание плакатов и памяток, иллюстрированной энциклопедии здоровья, медали для чемпионов и т.д.);

·   Беседы по теме (поведение, которое поможет сохранить и укрепить здоровье человека, о некоторых причинах снижения здоровья, значение физкультуры и закаливании для здоровья и др.);

·   Чтение соответствующей художественной литературы («Мойдодыр», «Федорино горе» К. И. Чуковский и т.п.);

·   Тематические эстафеты и соревнования, спортивные и физкультурные досуги, подвижные игры;

·   Рассказы детей на темы «Мой футбол», «Мой любимый спортсмен» и др.;

·   Экскурсии в спортивные учреждения (бассейн, стадион, спорткомплекс и др.);

·   Конкурс рисунков («Мама, папа, я - здоровая семья!»;

·   Придумывание и творческое рассказывание «Новый вид спорта для Олимпийских игр»

Педагог по физкультуре, мед.сестра

Воспитатели, дети, родители, учителя-логопеды

«Ум хорошо, а два лучше»

Формирование ценностных представлений и положительного отношения к процессу обучения, а также  воспитание желания и потребности читать книги

· Выставка книг, знакомство с различными видами детских книг;

· Прослушивание и исполнение песен по литературным и сказочным сюжетам;

· Сюжетно-ролевые игры («Школа», «Библиотека», по сюжетам литературных произведений);

· Экскурсия в школу;

· Экскурсии в библиотеку и встречи с детскими писателями и художниками-иллюстраторами;

· Интеллектуальный марафон «Знай-ка»;

· Беседы, игровые ситуации и решение проблемных («Кто я, отгадай!», «Правильно подбери атрибуты любимых героев» и др.);

· Составление и отгадывание загадок по теме;

· Разучивание стихов о школе, книгах, учителях и др.;

· Организация в группах «Уголка книги», выставки работ детей «Моя любимая книга», создание и презентация любимой книги;

· Литературные викторины и конкурсы.

Музыкальный руководитель, старший воспитатель

Воспитатели, учителя-логопеды, родители, дети

«Что такое хорошо и что такое плохо»

Формирование первичных представлений о нравственных категориях

·      Чтение художественной литературы по теме;

·      Рассматривание иллюстраций к сказкам, художественным произведениям и анимация с изображениями добрых и злых героев (с последующим обсуждением);

·      Проведение недели вежливости и дня добрых дел (с последующим подведением итогов);

·      Ситуативные разговоры и беседы по теме (о поступках добрых и злых героев, способах и формах выражения доброты друг к другу и окружающим людям, моральных нормах и правилах поведения (хороший - плохой, добрый - злой, смелый - трусливый, вежливый - грубый, жадный - щедрый  и др.).

·      Сюжетно-ролевые игры и игры драматизации, разыгрывание сценок по сюжетам литературных произведений;

·      Проектная деятельность («Страна Доброты» и т.п.);

·      Викторины по теме;

·      Составление альбомов «Наши добрые дела» (рисунки или фото);

·      Рассказы из личного опыта «Хороший поступок моего лучшего друга или «Мой добрый поступок»;

·      Организация выставки портретов положительных героев книг, мультфильмов и кинофильмов.

Педагог-психолог, старший воспитатель

Воспитатели, учителя-логопеды, дети, родители

«Дружат дети на планете»

Формирование первичных ценностных представлений о дружеских взаимоотношениях между людьми, умение устанавливать положительные взаимоотношения

·      Составление фотоальбома группы «Наши дружные ребята»;

·      Рассказы детей о друзьях по портрету «Мой друг», «Как друг мне помог» и др;

·      Чтение художественной литературы по теме (с последующим анализом);

·      Прослушивание и исполнение песен о дружбе и друзьях;

·      Словесные дидактические игры «Дружные слова»;

·      Изготовление коллажа на тему «Друг помогает в беде» или «Портреты моих друзей»;

·      Беседы, разговоры, решение проблемных ситуаций и ситуаций морального выбора («Дружеские поступки», «Кто такой друг», «Что значит дружить» и др.);

·      Рассматривание иллюстраций по теме праздника.

Музыкальный руководитель, педагог по ИЗО

Воспитатели, учителя-логопеды, родители, дети.

Вовлеченность всех взаимодействующих с ребенком взрослых будет способствовать более эффективному формированию ценностных ориентаций у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речевого развития.

 

Из опыта работы специальных психологов и педагогов: Сборник статей. –М.: Издательство «Спутник+», 2012. -С. 5-7  



Просмотров: 550
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Связь ценностных ориентаций с уровнем субъективного благополучия личности
  • Особенности ценностных ориентаций женщин в период беременности
  • Исследование значимости ценностных ориентаций разных поколений (ч.2)
  • Исследование значимости ценностных ориентаций разных поколений
  • Визуальная психодиагностика: татуировки как невербальная передача ценностных ориентаций
  • "Изучение ценностных ориентаций подростков с детским церебральным параличом"
  • Развитие представлений о собственном теле у детей старшего дошкольного возраста
  • Основные подходы к проблеме ценностных ориентации слепых и слабовидящих
  • Особенности общения детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста
  • Формирование самооценки у детей дошкольного возраста
  • Кривое зеркало реальности: смена ценностных ориентиров
  • Расхождение в ценностных ориентациях как причина отвержения индивида группой
  • Арт-терапия как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Значение игры для детей дошкольного возраста
  • Особенности развития полоролевой идентификации у детей дошкольного возраста
  • Как горе-родители формируют тревожность у детей дошкольного возраста
  • «Сказка, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»
  • Психологические особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения
  • Изучение личностной сферы детей старшего дошкольного возраста методом наблюдения.
  • Роль родителей в формировании личности детей
  • Рождение второго ребенка: особенности воспитания детей разного возраста
  • «Методы воспитания детей дошкольного возраста- можно обойтись без наказаний?».
  • Стили воспитания в семье и их влияние на формирование личности ребенка.
  • Нормативные стрессы семьи ребенка дошкольного возраста
  • Как сформировать у ребенка дошкольного возраста интерес к учебной деятельности
  • Психологические особенности детей дошкольного возраста (от 3 до 4 лет)
  • Психологические особенности детей дошкольного возраста (5-6 лет)
  • Подростки и их родители. Роль семьи в формировании личности подростков. Детско-родительские отношения.
  • Ролевые игры детей и становление личности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь