Анализ программ воспитания и обучения в детском саду показал, что они строятся с учетом принципов культуросообразности и приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры и характеризуют дошкольное детство как уникальный период начального формирования базисных характеристик личности.
Вхождение ребенка в современный мир невозможен вне освоения первоначальных представлений об общепринятых нормах и правилах в общении и деятельности. Именно дошкольный возраст связан с формированием всей системы ценностей ребенка.
В инновационной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, разработанной в соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, основной акцент ставится на формировании духовных и общечеловеческих ценностей с учетом национальных ценностей и традиций, обеспечивающих становление основ базовой культуры личности.
Предложенная коллективом авторов программа «Успех» видит решение основных задач психолого-педагогической работы в формировании у дошкольников первичных ценностных представлений, т.к. реализация основных целей и задач программы возможна лишь с учетом ценностных ориентиров семьи, общества и государства.
Анализируя ряд других программ, таких как «Радуга» Т.Н.Дороновой и др., «Детство» Т.Н.Бабаевой и др., «Истоки» Т.И.Алиева и др., «Мир вокруг нас» Т.И.Попова и другие можно сделать вывод, что во всех программах воспитания и обучения в детском саду подчеркивается особое значение дошкольного возраста как уникального периода формирования базисных характеристик личности ребенка. Таким образом, можно сделать вывод, что вопрос формирования необходимых ценностных ориентаций, начиная с дошкольного возраста, становится все более востребованным и актуальным.
Имеющиеся попытки разработки программ и рекомендаций по формированию ценностных ориентаций детей больше сконцентрированы на коррекции детско-родительских отношений. Несомненно, что в процессе совместной деятельности, взаимоотношения, которые возникают между взрослыми и ребенком, являются сильнейшим стимулом в формировании основных его ценностей. Однако, как показывает опыт практических работников, родители не имеют полного представления о формировании личности в детском возрасте, так как не всегда обращают внимание на особенности характера своего ребенка и не компетентны в вопросах формирования ценностных ориентаций.
Основными факторами, влияющими на формирование ценностных ориентаций детей старшего дошкольного возраста, являются:
Личность родителей, особенности их поведения, уровень образования и собственно ценностные ориентации;
Личность специалистов ДОУ, работающих с детьми, особенности поведения и транслируемые ценностные ориентации;
Эмоционально-нравственный микроклимат семьи и стиль воспитания ребенка;
Степень вовлечения ребенка в жизнь семьи и способы взаимодействия с ним;
Уровень речевого развития ребенка и правильное понимание им того, что ему транслируют родители и другие значимые взрослые.
Нами разработана примерная программа по формированию ценностных ориентаций детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речевого развития.
Цель программы: повышение компетентности родителей и специалистов дошкольного образовательного учреждения в области формирования личности ребенка и его ценностных ориентаций с учетом особенностей речевого развития.
Этапы программы.
Организационный этап
Цель: планирование и организация деятельности психолога
Выбор участников диагностического среза;
Подбор методического аппарата исследования;
Разработка алгоритма программы;
Подготовка практических рекомендаций для педагогов.
Диагностический этап
Цель: выявление ценностных ориентаций значимых взрослых
Проведение диагностического среза (методика «Родительское сочинение» В.В.Столин, «Профиль мотивации» Б.Н.Рыжов);
Анализ полученных данных;
Дифференциация родителей по имеющимся рейтингам ценностных ориентаций.
Формирующий этап
Цель: формирование представлений о ценностных ориентациях у ребенка с нарушенным речевым развитием.
Систематизация представлений о личностном развитии ребенка с нарушениями речевого развития и формировании его ценностных ориентаций у родителей и педагогов образовательного учреждения;
Вовлечение семьи и педагогов, работающих с ребенком, в область формирования необходимых базовых компетенций;
Учет комплексного подхода при формировании ценностных ориентаций ребенка;
Повышение осознанности отношения значимых взрослых к формированию личности ребенка;
Формирование первичных ценностных представлений у дошкольников.
Формы работы (формирующий этап):
Формы работы
Участники
Индивидуальные консультации по вопросам формирования ценностей у детей
Родители, воспитатели
Выступления на родительских собраниях
Родители
Проведение обучающих семинаров для педагогического коллектива
Воспитатели
Организация тематических групп
Воспитатели
Выступления на педагогических советах
Воспитатели
Лектории для родителей и педагогов
Родители, воспитатели
Разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей
Родители, педагоги
Организация и проведение совместных тематических досугов и праздников
Родители, воспитатели
Занятия и фрагменты занятий по формированию лексико-грамматических категорий (экспрессивной лексики, введение существительных и качественных прилагательных, антонимов, синонимов) для уточнения семантики понятий и вербализации ценностей, обучение навыкам словесной самопрезентации.
Логопеды, воспитатели
По нашему убеждению, формирование ценностных ориентаций у детей опосредованно речью. Преимущественно через речевое общение взрослые знакомят ребенка с тем, что хорошо или плохо, важно или не важно, ценно или не имеет ценности. Поскольку речевое общение детей с нарушенным речевым развитием неполноценно (о чем свидетельствуют все исследования в этой области), это непременно отражается на формировании их личности, и в частности ценностной сферы. Причем, чем значительнее выраженность, системность дефекта речи, тем существеннее это влияние.
Мы считаем, что формирование ценностных ориентаций у детей – задача всех работников образовательного учреждения, в том числе и специалистов – логопедов, которые непосредственно работают над пониманием семантики слов и вербализуют содержание и объем понятий, вводят соответствующие слова-обозначения в речь детей.
Ценности родителей оказывают инструментальное воздействие на формирование ценностных ориентаций детей и постепенно ими присваиваются. Озабоченность родителей здоровьем детей, их интеллектуальным развитием иногда оставляет в стороне развитие личности ребенка с речевым дефектом.
В результате организованного психологом диалога на тему ценностных ориентаций и проведенных мероприятий родители смогут:
осознать свои ценностные ориентации, как ресурс личностного развития и базис развития детско-родительских отношений;
транслировать детям свои ценностные ориентации в более доступной форме;
освоить навыки эффективного сотрудничества с детьми;
понять свою доминирующую роль в формировании ценностных ориентаций ребенка.
Ниже предлагается тематика мероприятий способствующих формированию ценностных ориентаций у детей с ОНР старшего дошкольного возраста.
Темы мероприятий
Цель
Формы проведения
Ответственный
Участники
«Красота в жизни, природе и искусстве»
Формирование первичного ценностного представления и отношения о красоте
· Выставки – представление экспонатов, созданных детьми и родителями c последующим обсуждением;
· Конкурс на самый красивый головной убор, «Мистер и Мисс детский сад» и др.;
· Чтение соответствующей художественной литературы, рассматривание пейзажных картин, портретов и др.;
· Рассказы из личного опыта на тему «Красивые предметы в моей комнате», «Самая красивая игрушка» и др;
· Сюжетно-ролевые игры, игры драматизации;
· Беседы о красоте;
· Проектная деятельность;
· Экскурсии, посещение выставок изобразительного искусства др.
Преподаватель дополнительного образования по ИЗО, педагог-психолог
Воспитатели, учителя-логопеды, родители, дети
«Здоров будешь – все добудешь»
Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни
· Развивающие игры «Витаминка и ее друзья, Статуя здоровья» и др.;
· Ситуативные беседы по теме, игровые ситуации, решение проблемных ситуаций и др.;
· Проектная деятельность (создание плакатов и памяток, иллюстрированной энциклопедии здоровья, медали для чемпионов и т.д.);
· Беседы по теме (поведение, которое поможет сохранить и укрепить здоровье человека, о некоторых причинах снижения здоровья, значение физкультуры и закаливании для здоровья и др.);
· Чтение соответствующей художественной литературы («Мойдодыр», «Федорино горе» К. И. Чуковский и т.п.);
· Тематические эстафеты и соревнования, спортивные и физкультурные досуги, подвижные игры;
· Рассказы детей на темы «Мой футбол», «Мой любимый спортсмен» и др.;
· Экскурсии в спортивные учреждения (бассейн, стадион, спорткомплекс и др.);
· Конкурс рисунков («Мама, папа, я - здоровая семья!»;
· Придумывание и творческое рассказывание «Новый вид спорта для Олимпийских игр»
Педагог по физкультуре, мед.сестра
Воспитатели, дети, родители, учителя-логопеды
«Ум хорошо, а два лучше»
Формирование ценностных представлений и положительного отношения к процессу обучения, а также воспитание желания и потребности читать книги
· Выставка книг, знакомство с различными видами детских книг;
· Прослушивание и исполнение песен по литературным и сказочным сюжетам;
· Сюжетно-ролевые игры («Школа», «Библиотека», по сюжетам литературных произведений);
· Экскурсия в школу;
· Экскурсии в библиотеку и встречи с детскими писателями и художниками-иллюстраторами;
· Интеллектуальный марафон «Знай-ка»;
· Беседы, игровые ситуации и решение проблемных («Кто я, отгадай!», «Правильно подбери атрибуты любимых героев» и др.);
· Составление и отгадывание загадок по теме;
· Разучивание стихов о школе, книгах, учителях и др.;
· Организация в группах «Уголка книги», выставки работ детей «Моя любимая книга», создание и презентация любимой книги;
· Литературные викторины и конкурсы.
Музыкальный руководитель, старший воспитатель
Воспитатели, учителя-логопеды, родители, дети
«Что такое хорошо и что такое плохо»
Формирование первичных представлений о нравственных категориях
· Чтение художественной литературы по теме;
· Рассматривание иллюстраций к сказкам, художественным произведениям и анимация с изображениями добрых и злых героев (с последующим обсуждением);
· Проведение недели вежливости и дня добрых дел (с последующим подведением итогов);
· Ситуативные разговоры и беседы по теме (о поступках добрых и злых героев, способах и формах выражения доброты друг к другу и окружающим людям, моральных нормах и правилах поведения (хороший - плохой, добрый - злой, смелый - трусливый, вежливый - грубый, жадный - щедрый и др.).
· Сюжетно-ролевые игры и игры драматизации, разыгрывание сценок по сюжетам литературных произведений;
· Проектная деятельность («Страна Доброты» и т.п.);
· Викторины по теме;
· Составление альбомов «Наши добрые дела» (рисунки или фото);
· Рассказы из личного опыта «Хороший поступок моего лучшего друга или «Мой добрый поступок»;
· Организация выставки портретов положительных героев книг, мультфильмов и кинофильмов.
Педагог-психолог, старший воспитатель
Воспитатели, учителя-логопеды, дети, родители
«Дружат дети на планете»
Формирование первичных ценностных представлений о дружеских взаимоотношениях между людьми, умение устанавливать положительные взаимоотношения
· Составление фотоальбома группы «Наши дружные ребята»;
· Рассказы детей о друзьях по портрету «Мой друг», «Как друг мне помог» и др;
· Чтение художественной литературы по теме (с последующим анализом);
· Прослушивание и исполнение песен о дружбе и друзьях;
· Словесные дидактические игры «Дружные слова»;
· Изготовление коллажа на тему «Друг помогает в беде» или «Портреты моих друзей»;
· Беседы, разговоры, решение проблемных ситуаций и ситуаций морального выбора («Дружеские поступки», «Кто такой друг», «Что значит дружить» и др.);
· Рассматривание иллюстраций по теме праздника.
Музыкальный руководитель, педагог по ИЗО
Воспитатели, учителя-логопеды, родители, дети.
Вовлеченность всех взаимодействующих с ребенком взрослых будет способствовать более эффективному формированию ценностных ориентаций у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речевого развития.
Из опыта работы специальных психологов и педагогов: Сборник статей. –М.: Издательство «Спутник+», 2012. -С. 5-7
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.