|
Особенности ценностных ориентаций женщин в период беременностиАвтор статьи: Петрова Ирина Михайловна
Ценностные ориентации являются структурным образованием зрелой личности, в них концентрируется психологические характеристики человека. Направленность личности на цели, отношение к миру, является элементом мировоззрения человека. Формирование ценностных ориентаций как целостной психологической структурой происходит в период между старшим подростковым возрастом и началом юношеского. Данная система направляет деятельность и поведение человека в сторону согласования личных и общественно значимых потребностей. Ценностные ориентации имеют социализирующее и личностно-развивающее значение, выполняя мировоззренческую, саморегулирующую, мотивообразующую функции в структуре личности. Ценностные ориентации носят динамический характер, их формирование происходит циклично и временами претерпевает переоценку ценностей, особенно в переходные и кризисные периоды жизни. Кризисы развития, значимые жизненные ситуации, например, создание семьи, рождение ребенка и пр., оказывают непосредственное влияние на систему ценностей личности. В психологической литературе материнство многими авторами рассматривается как кризисный период в жизни женщины (М.А. Кочнева, Н.Г. Афиногенова, Э.К Айламазян, Г. Каплан, М. Ринглер, Н. Аденберг). В период беременности актуализируются те ценностные установки, поведенческие и социокультурные стереотипы, которые будут определять тот или иной тип материнства. При наступлении желанной беременности начинается процесс адаптации к новому физиологическому состоянию и социальному статусу женщины. На протяжении беременности меняется личность женщины, происходит перестройка структуры ценностных ориентаций и представлений о мире будущей матери. Процесс беременности завершающийся рождением ребенка, позволяет женщине достичь состояния внутренней целостности и обрести новые значимые ценностные ориентации. Отношение к материнству в период беременности оказывает воздействие на адекватное формирование отношения беременной женщины к будущему ребенку, что существенно влияет на детско-родительские отношения с ребенком после рождения. Для сохранения беременности и успешного развития ребенка в головном мозге беременной женщины формируются физический и психологические компоненты гестационной доминанты. Целью нашего исследования было изучение особенностей ценностных ориентаций женщин в период беременности. В исследовании приняли участие 64 женщины, из них 32 небеременные женщины в возрасте от 22 до 43 лет и 32 беременные женщины (в основном на 3 триместре) в возрасте от 21 до 37 лет. Мы предположили, что: 1) ценностные ориентации беременных женщин специфичны и отличаются от ценностной ориентации небеременных женщин; 2) ценностные ориентации беременных женщин оказывают влияние на формирование типа психологической компоненты гестационной доминанты. Для проверки выдвинутых гипотез были использованы методики для определения ценностных ориентаций испытуемых, типа гестационной доминанты и отношений беременных, а также структурированное интервью. В блок диагностических методик вошли: Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич) модифицированная Д.А. Леонтьевым, Методика «Ценностные ориентации» (О.И. Мотков, Т.А. Огнева), Тест отношений беременной «ТОБ» (И.В. Добряков), Тест «Фигуры» (Г.Г. Филиппова), с использованием цветового теста М. Люшера. Проведенное исследование позволило подтвердить выдвинутые гипотезы и сделать следующие выводы. Как для беременных (50%), так и для небеременных (63%) женщин наиболее значимыми терминальными ценностными ориентациями являются здоровье, активная деятельная жизнь, интересная работа, материально обеспеченная жизнь, наличие хороших и верных друзей, общественное признание, продуктивная жизнь, развлечения, счастливая семейная жизнь. Таблица 1. Выраженность терминальных и инструментальных ценностных ориентаций по методике М. Рокича, %.
- жирным шрифтом указана достоверность различий по критерию φ* - Фишера при φ*кр = 1,64 (р≤0,05); 2,31 (р≤0,01).
Ценностные ориентации беременных женщин отличаются от ценностных ориентаций небеременных женщин по следующим показателям. (табл. 1):
Конфликтность между значимостью и осуществимостью ценностных ориентаций у беременных женщин меньше, чем у небеременных женщин, цели в период беременности более реалистичны и достижимы (табл. 2). Таблица 2. Выраженность внутреннего, внешнего и общего конфликта осуществимости ЦО по методике О.И. Моткова и Т.А. Огневой, %.
- жирным шрифтом указана достоверность различий по критерию φ* - Фишера при φ*кр = 1,64 (р≤0,05); 2,31 (р≤0,01).
Существует взаимосвязь между ценностными ориентациями беременных женщин и их отношением к будущему ребенку. Чем более у женщины развита автономия и ведущими мотивами являются собственные усилия и природные данные, тем лучше формируется положительное отношение беременной к своему будущему малышу (табл. 3). Таблица 3. Достоверность взаимосвязи показателей отношений беременных к будущему ребенку с ценностными ориентациями
- жирным шрифтом выделена статистически значимая корреляция
Выявлены корреляционные взаимосвязи между ценностными ориентациями беременных женщин и типом гестационной доминанты по конкретным и абстрактным терминальным ценностям (табл. 4). Высокая значимость таких терминальные ценностей как здоровье, активная деятельная жизнь, интересная работа, материально обеспеченная жизнь, наличие хороших и верных друзей, общественное признание, продуктивная жизнь, развлечения, счастливая семейная жизнь благотворно влияют на протекание беременности и формирование оптимального типа гестационной доминанты.
Таблица 4. Взаимосвязь между ценностными ориентациями беременных женщин и типом ПКГД
- жирным шрифтом выделена статистически значимая корреляция
В прежние годы для оценивания благоприятного течения беременности учитывали только физические показатели беременности, но с развитием перинатальной психологии и научной обоснованности важности психологических компонентов, ученые разработали множество методик для диагностики и этих показателей. Для своевременного установления правильности формирования психологического компонента гестационной доминанты используют методики отношений беременных. При выявлении отклонений в формировании гестаций, отношений беременной к своему состоянию или отношений к будущему ребенку психологи могут своевременно оказать необходимую психологическую помощь, разработать коррекционную программу. Если происходит сбой в системе доминанты беременности, она может повлечь за собой изменения в доминанте родов, грудного вскармливания, что в последствии может отразиться на отношениях с ребенком и доставит трудности для самой матери. Потребность изучения влияния ценностных ориентаций на формирование психологического компонента гестационной доминанты, отношений беременных к будущему ребенку и выявление других факторов, влияющих на течение беременности, остается актуальным и имеет перспективу развития. При изучении патологии беременности и нормального ее течения важным фактором является не только физическая составляющая, но и психологическая. Все больше медицинских учреждений заинтересованы в психологическом сопровождении беременности, своевременном выявлении патологии и качественной психологической коррекции.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|