Особенности ценностных ориентаций женщин в период беременности

Ценностные ориентации являются структурным образованием зрелой личности, в них концентрируется психологические характеристики человека. Направленность личности на цели, отношение к миру, является элементом мировоззрения человека. Формирование ценностных ориентаций как целостной психологической структурой происходит в период между старшим подростковым возрастом и началом юношеского. Данная система направляет деятельность и поведение человека в сторону согласования личных и общественно значимых потребностей. Ценностные ориентации имеют социализирующее и личностно-развивающее значение, выполняя мировоззренческую, саморегулирующую, мотивообразующую функции в структуре личности.

Ценностные ориентации носят динамический характер, их формирование происходит циклично и временами претерпевает переоценку ценностей, особенно в переходные и кризисные периоды жизни. Кризисы развития, значимые жизненные ситуации, например, создание семьи, рождение ребенка и пр., оказывают непосредственное влияние на систему ценностей личности.

В психологической литературе материнство многими авторами рассматривается как кризисный период в жизни женщины (М.А. Кочнева, Н.Г. Афиногенова, Э.К Айламазян, Г. Каплан, М. Ринглер, Н. Аденберг). В период беременности актуализируются те ценностные установки, поведенческие и социокультурные стереотипы, которые будут определять тот или иной тип материнства.

При наступлении желанной беременности начинается процесс адаптации к новому физиологическому состоянию и социальному статусу женщины. На протяжении беременности меняется личность женщины, происходит перестройка структуры ценностных ориентаций и представлений о мире будущей матери. Процесс беременности завершающийся рождением ребенка, позволяет женщине достичь состояния внутренней целостности и обрести новые значимые ценностные ориентации.

Отношение к материнству в период беременности оказывает воздействие на адекватное формирование отношения беременной женщины к будущему ребенку, что существенно влияет на детско-родительские отношения с ребенком после рождения.

Для сохранения беременности и успешного развития ребенка в головном мозге беременной женщины формируются физический и психологические компоненты гестационной доминанты.

Целью нашего исследования было изучение особенностей ценностных ориентаций женщин в период беременности. В исследовании приняли участие 64 женщины, из них 32 небеременные женщины в возрасте от 22 до 43 лет и 32 беременные женщины (в основном на 3 триместре) в возрасте от 21 до 37 лет.

Мы предположили, что: 1) ценностные ориентации беременных женщин специфичны и отличаются от ценностной ориентации небеременных женщин; 2) ценностные ориентации беременных женщин оказывают влияние на формирование типа психологической компоненты гестационной доминанты.

Для проверки выдвинутых гипотез были использованы методики для определения ценностных ориентаций испытуемых, типа гестационной доминанты и отношений беременных, а также структурированное интервью. В блок диагностических методик вошли: Методика «Ценностные ориентации» (М.  Рокич) модифицированная Д.А. Леонтьевым, Методика «Ценностные ориентации» (О.И. Мотков, Т.А. Огнева), Тест отношений беременной «ТОБ» (И.В. Добряков), Тест «Фигуры» (Г.Г. Филиппова), с использованием цветового теста М. Люшера.

Проведенное исследование позволило подтвердить выдвинутые гипотезы и сделать следующие выводы.

Как для беременных (50%), так и для небеременных (63%) женщин наиболее значимыми терминальными ценностными ориентациями являются здоровье, активная деятельная жизнь, интересная работа, материально обеспеченная жизнь, наличие хороших и верных друзей, общественное признание, продуктивная жизнь, развлечения, счастливая семейная жизнь.

Таблица 1.

 Выраженность терминальных и инструментальных ценностных

ориентаций по методике М. Рокича, %.

Вид ЦО

ЦО

Беременные

Небеременные

φ*эмп 

Терминальные ЦО

Конкретные

50

63

1,86

Абстрактные

28

9

5,21

Средние

22

28

0,98

Терминальные ЦО

Личностные

9

22

2,60

Профессиональные

0

19

-

Средние

91

59

5,52

Инструментальные ЦО

Общения

53

34

2,73

Этические

0

3

-

Дела

9

19

2,07

Средние

38

44

0,87

- жирным шрифтом указана достоверность различий по критерию φ* - Фишера

 при φ*кр =  1,64 (р≤0,05); 2,31 (р≤0,01).

 

Ценностные ориентации беременных женщин отличаются от ценностных ориентаций небеременных женщин по следующим показателям. (табл. 1):

 

  • для беременных женщин более значимы конкретные и личностные терминальные ценностные ориентации и менее значимы профессиональные, этические ценностные ориентации и ценности дела, что обусловлено отходом женщин от профессиональной деятельности и ориентацией на вынашивание ребенка;
  • во время беременности повышается значимость таких ценностных ориентаций как счастливая семейная жизнь, здоровье, любовь, что благотворно влияет на успешную адаптацию к беременности ее поддержание, развитие.

Конфликтность между значимостью и осуществимостью ценностных ориентаций у беременных женщин меньше, чем у небеременных женщин, цели в период беременности более реалистичны и достижимы (табл. 2).

Таблица 2.

Выраженность внутреннего, внешнего и общего конфликта

осуществимости ЦО по методике О.И. Моткова и Т.А. Огневой, %.

Конфликтность

Беременные

Небеременные

φ*эмп 

Конфликт внутренний

Отсутствует

28,12

12,50

2,66

Низкий

50,00

59,38

1,28

Средний

15,63

28,13

2,07

Высокий

6,25

0

-

Конфликт внешний

Отсутствует

37,50

28,13

1,51

Низкий

50,00

31,25

2,76

Средний

12,50

31,25

3,31

Высокий

0

9,38

-

Конфликт общий

Отсутствует

28,12

21,88

0,98

Низкий

53,13

50,00

0,42

Средний

18,75

25,00

1,03

Высокий

0

3,13

-

- жирным шрифтом указана достоверность различий по критерию φ* - Фишера

при φ*кр =  1,64 (р≤0,05); 2,31 (р≤0,01).

 

Существует взаимосвязь между ценностными ориентациями беременных женщин и их отношением к будущему ребенку. Чем более у женщины развита автономия и ведущими мотивами являются собственные усилия и природные данные, тем лучше формируется положительное отношение беременной к своему будущему малышу (табл. 3).

Таблица 3.

Достоверность взаимосвязи показателей отношений беременных

 к будущему ребенку с ценностными ориентациями

Методика

Значение rэмп

Значение rкр

Терминальные ценностные ориентации (М. Рокич)

Конкретные, абстрактные ЦО

0,18

0,36 (p≥0,05)

0,45 (p≥0,01)

Личностные, профессиональные ЦО

0,39

Инструментальные ценностные ориентации (М. Рокич)

Значение rэмп

Значение rкр

ЦО общения, этические, дела

0,31

0,36 (p≥0,05)

0,45 (p≥0,01)

Ценностные ориентации

(О.И. Мотков, Т.А. Огнева)

Значение rэмп

Значение rкр

Внутренние, Внешние ЦО

0,51

0,36 (p≥0,05)

0,45 (p≥0,01)

- жирным шрифтом выделена статистически значимая корреляция

 

Выявлены корреляционные взаимосвязи между ценностными ориентациями беременных женщин и типом гестационной доминанты по конкретным и абстрактным терминальным ценностям (табл. 4).  Высокая значимость таких терминальные ценностей как здоровье, активная деятельная жизнь, интересная работа, материально обеспеченная жизнь, наличие хороших и верных друзей, общественное признание, продуктивная жизнь, развлечения, счастливая семейная жизнь благотворно влияют на протекание беременности и формирование оптимального типа гестационной доминанты.

 

 

Таблица 4.

Взаимосвязь между ценностными ориентациями беременных женщин и типом ПКГД

Методика

Значение rэмп

Значение rкр

Терминальные ценностные ориентации

 (М. Рокич)

Конкретные, абстрактные ЦО

0,38

0,36 (p≥0,05)

0,45 (p≥0,01)

Личностные, профессиональные ЦО

0,29

Инструментальные ценностные ориентации (М. Рокич)

Значение rэмп

Значение rкр

ЦО общения, этические, дела

0,20

0,36 (p≥0,05)

0,45 (p≥0,01)

Ценностные ориентации

 (О.И. Мотков, Т.А. Огнева)

Значение rэмп

Значение rкр

Внутренние, Внешние ЦО

0,51

0,36 (p≥0,05)

0,45 (p≥0,01)

- жирным шрифтом выделена статистически значимая корреляция

 

В прежние годы для оценивания благоприятного течения беременности учитывали только физические показатели беременности, но с развитием перинатальной психологии и научной обоснованности важности психологических компонентов, ученые разработали множество методик для диагностики и этих показателей.

 Для своевременного установления правильности формирования психологического компонента гестационной доминанты используют методики отношений беременных. При выявлении отклонений в формировании гестаций, отношений беременной к своему состоянию или отношений к будущему ребенку психологи могут своевременно оказать необходимую психологическую помощь, разработать коррекционную программу. Если происходит сбой в системе доминанты беременности, она может повлечь за собой изменения в доминанте родов, грудного вскармливания, что в последствии может отразиться на отношениях с ребенком и доставит трудности для самой матери.

Потребность изучения влияния ценностных ориентаций на формирование психологического компонента гестационной доминанты, отношений беременных к будущему ребенку и выявление других факторов, влияющих на течение беременности, остается актуальным и имеет перспективу развития. При изучении патологии беременности и нормального ее течения важным фактором является не только физическая составляющая, но и психологическая. Все больше медицинских учреждений заинтересованы в психологическом сопровождении беременности, своевременном выявлении патологии и качественной психологической коррекции.

 



Просмотров: 551
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ценностные ориентации личности, включённой в волонтёрскую деятельность
  • Ценностные ориентации у современной молодежи
  • Ценностные ориентации студентов старших курсов
  • "Ценностные ориентации". Приглашаю ознакомиться с тестом и пройти его по желанию
  • Типы проживания беременности (гестационной доминанты)
  • Основные подходы к проблеме ценностных ориентации слепых и слабовидящих
  • Взаимодействие матери и ребенка в период беременности.
  • Связь ценностных ориентаций с уровнем субъективного благополучия личности
  • Влияние особенностей течения беременности на развитие человека и его здоровье
  • Специфика личностных особенностей беременных женщин
  • Формирование  сексуальной ориентации.
  • Исследование значимости ценностных ориентаций разных поколений
  • Исследование значимости ценностных ориентаций разных поколений (ч.2)
  • Когда партнер женщины нетрадиционной сексуальной ориентации Есть ли будущее?
  • Психологическая подготовка беременных женщин, семейной пары к родам
  • Отношения в период беременности
  • Простая терапия токсикоза беременных женщин
  • На кого похож ребёнок? Для молодых родителей, беременных женщин и всех интересующихся детским развитием.
  • Психотерапевтический подход при лечении депрессии у беременных женщин.
  • Методы работы психолога со страхами беременных женщин
  • Тревога и страхи у беременных женщин: беседа с психологом.
  • Психопрофилактика и психокоррекция беременных женщин высокого риска.
  • Психотехники работы с состояниями страха у беременных женщин
  • Визуальная психодиагностика: татуировки как невербальная передача ценностных ориентаций
  • Естественные страхи беременных женщин (Как преодолеть страх перед родами).
  • Проект программы по формированию ценностных ориентаций у детей дошкольного возраста с ОНР
  • Релаксация в период беременности
  • Психопрофилактика в период беременности
  • Питание в период беременности
  • Гимнастика в период беременности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь