Психопрофилактика и психокоррекция беременных женщин высокого риска.

 К сожалению, до последнего времени оценка течения беременности и родов сводилась преимущественно к изучению физиологических процессов и осложнений, соответствующих данным периодам. А психологическая сторона беременности, родов и взаимодействие с новорожденными не являлась определяющей и поэтому не часто принималась во внимание в рамках традиционной медицины. В последнее время наметился значительный прорыв перинатальной психотерапии в акушерскую практику, и эта тенденция прослеживается во всем мире, связана она с нарастающей потребностью в психотерапевтическом сопровождении беременности, как со стороны врачей, так и со стороны пациенток.

         Согласно статистики среди пациенток, находящихся на лечении в акушерско-гинекологическом стационаре, 35% женщин нуждаются в специализированной психологической помощи. Эти нарушения  чаще всего имеют вторичный характер, но в значительной степени могут декомпенсировать женщину, осложнять течение основного заболевания, осложнять течение беременности. Среди патологии аффективной сферы самое значительное место занимают невротические расстройства, расстройства адаптации, депрессивные нарушения. На настоящий момент психокоррекция и психотерапия являются значительной альтернативой медикаментозному лечению.

          Тяжесть состояния женщин наблюдающихся в условиях акушерского стационара чаще всего определяется нарушениями физиологического протекания беременности. Большинство женщин госпитализируются  с патологией беременности, с отягощенным акушерско-гинекологическим анамнезом, тяжелой экстра генитальной патологией. В связи с этим и представленность психических, психоэмоциональных нарушений отличается от состояния беременных женщин с нормально протекающей беременностью.

           Период беременности во всех отношениях является для женщины периодом серьёзных изменений в жизни. Меняется её социальный статус: женщина готовится к новой роли – роли матери. Происходят существенные изменения в организме беременной, меняется психологическое состояние и восприятие себя, происходит переоценка личностных ценностей. Психологические исследования показывают, что для женщины ситуация беременности, всегда является кризисной, может переживаться с разной остротой и беременная может демонстрировать различные стратегии адаптации к этой ситуации. Женщина с патологией беременности воспринимает ситуацию беременности как более стрессовую, чем женщина с нормальным протекающей беременностью.

            Интенсивный темп жизни, чрезвычайно насыщенная информационная среда, высокий уровень ежедневного стрессового воздействия, экологическое неблагополучие – все это негативно отражается на психофизиологическом состоянии беременных женщин. Даже практически здоровые женщины на протяжении генеративного периода находятся в состоянии биологического и психологического криза. Как известно при беременности происходит развитие доминантного возбуждения, оказывающего глобальное влияние на течение регуляторных процессов, формируется специфический уровень высшей нервной деятельности, способствующий нормальному развитию беременности     (Ухтомский А.А., 1966). Но доминантный процесс не абсолютно устойчив. При над пороговом стрессовом воздействии может происходить срыв защитных механизмов, искажение или подавление развития гестационной доминанты, что приводит к нарушению деятельности регуляторной, гомеостатических процессов, обеспечивающих физиологическое течение беременности (Аршавский И.А., 1957). Особенности нервно-психических реакций беременных и характер их эмоциональных переживаний необходимо рассматривать как проявление адаптации организма и личности к наступающей беременности (Менделевич В.Д., 1998). О часто наступающей в период беременности декомпенсации свидетельствует тот факт, что более половины женщин госпитализируются для сохранения беременности и в связи с болезнями, причём часто неоднократно. У 70% первобеременных женщин выявляются нарушения психического состояния. Ведущую роль в возникновении токсикозов, гестозов,  невротических расстройств, а также угрозы не вынашивания и преждевременных родов, в период беременности играют психологические факторы. Исследования последних лет, направленные на изучение патологии течения беременности, убедительно свидетельствуют о психосоматическом характере этих нарушений и об эффективности психокоррекционных и психотерапевтических методов лечения.     

          Психокоррекционная работа с беременными женщинами в ГУЗ Краевом  клиническом  перинатальном центре проводится с 2006г. Было обследовано 216 женщин с 31-41 недели беременности в отделении патологии беременности.  Возраст женщин18-40лет. Психокоррекционная работа строилась на индивидуальных занятиях с каждой женщиной. Более половины беременных – 57,1% имеют первую беременность, вторую- 33,5%, третью – 9,4%. Из общего числа 68,2% не прерывали беременности, а остальные 31,8% прерывали беременность по различным причинам.

          Женщинам предлагалось на первом этапе пройти анкетирование, на основе которого определялся социальный портрет женщины, отношение женщины к беременности, психосоматическое состояние женщины, уровень тревожности, нервно-психическое состояние и контрольное анкетирование на заключительном этапе.   

При угрозе преждевременных родов весьма эффективно использовались следующие психотерапевтические методики:

  1. индивидуальная рациональная психотерапия
  2. психоаналитическое консультирование
  3. телесно-ориентированная психотерапия
  4. АРТ-терапия
  5. методики психической саморегуляции.
  6. имаготерапия
  7. семейная психотерапия.                                                                                                                       

Активное и систематическое использование психотерапевтических мероприятий профилактического или корригирующего характера у женщин, входящих в группу высокого риска или имеющие клинику угрозы преждевременных родов  дала значительный результат. Более чем в 65% случаев было достигнуто улучшение психосоматического состояния беременных женщин. Это способствовало созданию более благоприятных условий для сохранения беременности, вынашивания и рождения здорового ребенка.

У женщин, с которыми  была провидена психокоррекционная работа, также формировалась доминанта родов, и для них характерно было адекватное поведение   во всех периодах родов, доверительный контакт с медперсоналом, использование не медикаментозных способов обезболивания, легче переносили схватки, эмоционально были более устойчивы. При выкладывании ребенка на животик - принимали ребенка с любовью, разговаривали ласково, заглядывали в глаза. По шкале Апгар   в первые минуты жизни состояние новорожденных оценено 7/7 баллов и 7/8 баллов. В послеродовом периоде было отмечено активное грудное вскармливание, осложнений в послеродовом периоде не наблюдалось.      

Лечение беременных женщин высокого риска должно быть комплексным в сочетании с перинатальной психотерапией. В сохранении беременности и при рождении ребенка должны быть активизированы многоуровневые психические ресурсы личности женщины, должны быть укреплены такие психические функции как воля, самоконтроль, целевые установки и важнейшие жизненные экзистеции. Наш опыт показывает, что применение психокоррекционных и психотерапевтических воздействий необходимы для коррекции психосоматического состояния женщин, а и также для формирования положительных мотивации беременности и формирования доминанты родов. 

Список используемой литературы:

  1. Абрамченко  В.В. Психосоматическое акушерство. – СПб.: СОТИС, 2001.
  2. Бехтерев В.М. Объективная психология. – М.: Наука, 1991.
  3. Добряков И.В. Клинико-психологические методы  определения типа психологического компонента гестационной доминанты. /Хрестоматия по перинатальной психологии. М.: изд-во УРАО, 2005.
  4. Коваленко Н.П. Психологические аспекты психосоматической патологии беременности и родов./Сборник научных трудов членов Российской Ассоциации Перинатальной Психологии и Медицины. СПб, 2006.
  5. Линдер Р. Профилактика преждевременных родов с помощью психосоматики. ./Сборник научных трудов членов Российской Ассоциации Перинатальной Психологии и Медицины. СПб, 2006.

 



Просмотров: 582
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Особенности ценностных ориентаций женщин в период беременности
  • Мужская измена во время беременности жены и после родов. Кто виноват и что делать?
  • Типы проживания беременности (гестационной доминанты)
  • Взаимодействие матери и ребенка в период беременности.
  • Влияние психотравмирующего опыта первой беременности на психосоматическое состояние во время последующих беременностей
  • Изменения в организме при наступлении беременности.
  • Душевные расстройства при беременности
  • Психологическое сопровождение беременности. Что это? И для чего оно нужно?
  • Психопрофилактика в период беременности
  • Кровотечение при беременности. Что делать?
  • Малоизвестные психологические аспекты замершей беременности
  • Питание в период беременности
  • Отношения в период беременности
  • Релаксация в период беременности
  • Гимнастика в период беременности
  • Как помочь девушке при ранней беременности: советы психолога
  • Влияние особенностей течения беременности на развитие человека и его здоровье
  • Аноргазмия. Фригидность. Работа с темой беременности. Послеродовой период и оргазм. Сексуальные проблемы
  • Отношения с мамой - преграда для беременности?
  • Психологические последствия «неудачной» беременности
  • Перенашивание беременности - психологические причины
  • Тревоги и страхи в период беременности
  • Устраняем аноргазмию и фригидность. Состояние беременности. Как поддерживать секс на должном уровне
  • Это не иллюзия любви. Комментарий для Inspiramus Magazine о ложной беременности
  • Зачем нужна консультация психолога при беременности?
  • Бесплодие и невынашивание беременности. Упражнение для размышлений
  • Мысли о беременности и работа. Как не свихнуться в ожидании.
  • Планирование беременности. Для тех, кто хочет забеременеть.
  • Психологическое сопровождение кризисной беременности
  • Любовь с пинетками, или Изменения во время беременности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь