|
Психотехники работы с состояниями страха у беременных женщинАвтор статьи: Дарья Иванова
Беременность – состояние женщины, связанное с большим количеством неизвестности и изменениями в жизни. Это состояние стресса для женского организма, его перестройки (гормональной, эмоциональной и физической). Беременность связана с изменениями социального статуса самой женщины и членов её семьи. Из девочки, девушки, женщины, беременная превращается в мать. Закономерным является то, что такие глобальные изменения могут сопровождаться страхами. Практически каждая беременная женщина рано или поздно обнаруживает, что испытывает эмоциональный дискомфорт и тревогу, связанные с новым состоянием, даже если беременность не первая. Первопричиной многих страхов является неизвестность, недостаток информированности и новизна состояния, отсутствие опыта у женщин, беременных впервые. Их страхи могут быть очень сильными, порою даже паталогическими. И если не работать с ними, велик риск укоренения страха и его развития вплоть до формирования послеродовой депрессии. Тем, кто уже имел опыт беременности ранее, несколько проще. Они больше понимают сам процесс и предполагают, чего можно ожидать. Но это вовсе не отменяет наличие страхов, так как уже имеющийся опыт может иметь разную окраску. Порою страхи беременных неоднократно более осознанные и имеют под собой негативный опыт, что делает работу с ними столь же немаловажной, сколь работу с беременными впервые. Неосознанные страхи характеризуются зачастую физическими изменениями в организме – проблемы с засыпанием, плохое качество сна, ночные кошмары, разнообразные телесные реакции. И часто женщины жалуются на общее недомогание, не предполагая, что это может быть связано с неосознанными процессами, происходящими во внутреннем мире. Часты жалобы на общую усталость, раздражительность, общее недомогание. Поэтому первоочередной задачей терапевта является извлечение страха из глубин подсознания и проработка его на всех уровнях. Страхи беременных можно условно разделить на несколько категорий: - страх изменений; - страх потери отношения с мужем; - страх потери себя; - потери независимости и свободы; - боязнь утратить красоту и привлекательность; - потери работы карьеры; - страх новой жизни и многое другое; - страх рождения больного ребенка - страх рождения мертвого ребенка; - страх потерять ребенка. Непроработанные проблемы никуда не денутся после родов. Очень часто они становятся причиной осложнений беременности и основой для послеродовой депрессии, а также чреваты проблемами с кормлением и уходом за малышом. Итак, первый ключ к изменениям – осознание проблемы. Задача психолога в этом случае – помочь женщине вербализировать свои страхи, говорить о них, выносить на поверхность и разделять с другим (в частности с терапевтом). Первичная проблема заключается в том, что женщина изолирована наедине со своим страхом, она живет в поле недиференцированной тревоги и испытывает сложности с обращением с этим состоянием. Инициируя диалог, вытаскивая страхи на поверхность, терапевт тем самым помогает клиенту «выйти из сумрака», из состояния информационной и эмоциональной «комы», состояния, в котором женщина одна. Разговаривая с женщиной о её страхах, терапевт оказывает поддержку уже одним своим присутствием, показывая, что он тот, кто готов присоединиться и помочь в её состоянии. Иногда этот ресурс является единственным в случае, если окружение не толерантно к состоянию женщины и не воспринимает её сложности, как таковые. Принципиальный момент при работе со страхами беременных – выслушать. Подойдут техники активного слушания: перефразирование, переформулировка, уточняющие вопросы. Главное – разговорить женщину, дать ей возможность вербализировать свои страхи, обозначить словами, вытащить на поверхность. Так как непроговоренные страхи – монстры подсознания, которые прочно угнездились в голове и активно обустраивают гнездо, разрастаясь до невероятных размеров. Вовремя вербализованный страх – материал для проработки. И пока он еще не обзавёлся семейством и многочисленными потомками, самое время выгнать его с облюбованного местечка. Второй важный этап работы – информирование. Женщине нужно спокойно объяснить, что происходит с её организмом. Изменения гормонального фона сильно влияют на эмоциональную стабильность. Под влиянием гормональных скачков психика испытывает сильный стресс. Наряду с изменениями в теле, происходят изменения эмоциональной сферы, переориентация с позиции «я» на позицию «мы». На осознание этого требуется некоторое время. И для женщины объяснение данного процесса также может стать весьма полезным. Для всех методик работы со страхами беременных есть общий пункт – вербализация. Затем, в зависимости от выбранной методики и подхода в практике терапевта, используются специфические инструменты. На первой стадии работы важно прояснить, какая из техник наиболее близка клиенту, какой «язык» более понятен: метафора, рисунок, когнитивный уровень. И в зависимости от этого следует выбирать дальнейший подход к работе. Ведь совершенно нелогично предлагать работу с рисунком женщине, испытывающей сложности с рисованием или той, кому ближе логика. Поэтому обязательно необходимо дать выбор, что поможет сделать более доверительной атмосферу консультации и понятным язык взаимодействия. Методы работы со страхами беременных: 1) сказкотерапия; 2) рисуночные техники; 3) когнитивная проработка; 4) аналитическая модель; 5) диалоговая модель; 6) работа через метафору.
Работа со страхом включает несколько этапов: 1) запрос – обозначение проблемы клиентом (страх); 2) сбор анамнеза: когда появился, с чем связан, как ведет себя, как проявляется: психологические, эмоциональные и телесные проявления страха 3) переформулировка терапевтом истории клиента (вербализация «со стороны») 4) применение частной методики работы со страхом. На примере метода сказкотерапии предлагаю следующий алгоритм работы: 1) запрос – обозначение проблемы клиентом (страх); 2) сбор анамнеза: когда появился, с чем связан, как ведет себя, как проявляется: психологические, эмоциональные и телесные проявления страха 3) переформулировка терапевтом истории клиента (вербализация «со стороны») 4) применение частной методики работы со страхом. 5) рассказ сказки о страхе (клиентом); 6) интерпретация сказки (терапевтом) и расстановка позиций: страх (вымышленный), клиент – взрослый; 7) поиск ресурса клиента; 8) пересказывание сказки с опорой на найденные ресурсы; 9) рефлексия. Особенности работы с техниками Нелишним будет упомянуть о том, что психолог, работающий методами арт-терапии и предлагающий их своему клиенту, должен быть технически подготовлен и иметь набор инструментов для работы. А именно: бумагу, краски, карандаши и место, где клиент сможет с комфортом расположиться, чтобы рисовать. Рисуночные техники требуют определенного времени для исполнения (сессия должна длится не менее 60 минут: 10 минут преконтакта (обозначение проблемы, вербализация страха, выбор методики и объяснение задания с обозначением времени на выполнение), 20 минут на выполнение основного задания с объяснением, что нарисовал клиент), 20 минут на внесение изменений в рисунок и пояснения, что изменилось и как теперь выглядит вся картина, 10 минут рефлексия с обсуждением полученных результатов, сравнения состояния клиента до и после сессии). При этом позиция терапевта – наблюдение и администрирование процесса с обозначением временных рамок. В данном случае важно четко выдерживать временные интервалы, чтобы были пройдены все этапы работы, так как при выпадении одного из них, сессию нельзя считать завершенной. Лучше сократить время одного из этапов и попросить клиента закончить после сессии, чем пожертвовать одним из этапов в угоду выполнения другого, так как в результате четкого соблюдения всех этапов, клиент получает образец, на основе которого сможет самостоятельно проработать дома другие свои страхи. Сказкотерапия Особенность данного метода также как и особенность предыдущего, состоит в том, чтобы соблюсти все этапы работы. Важно, чтобы язык сказки был знаком и понятен обоим участникам процесса и не вызывал сопротивления у клиента и непонимания у терапевта. Когнитивная проработка подходит тем клиентам, чей тип мышления ближе к логическому. Это становится понятно на стадии преконтакта. Клиент, как правило, хорошо систематизирует информацию, обобщает ее и строит логические умозаключения. Это не отменяет возможности работы с проективными методиками. Их также стоит предложить. Но если когнитивный уровень ближе и понятнее клиенту, не стоит настаивать (особенно на начальном этапе работы), на глубинном погружении в бессознательное путем применения проективных методик. К тому же, если намечается некоторое количество встреч, а не одноразовая консультация, начинать рекомендуется именно с этого метода, так как он, наряду со сбором первичной информации, поможет дать более четкие представления о внутреннем мире клиента, его понимании процесса, особенностях мышления и взаимодействия. При использовании данного метода важно сделать акцент на поиск ресурсов, которые помогут клиенту проработать свой страх на уровне рассмотрения, вербализации, понимания, что с ним можно сделать. Причем порою достаточно указать клиенту на реально существующие физические ресурсы (наличие жилья, детородный возраст, наличие поддержки со стороны близких и т.д.). Не рекомендуется на первых встречах исследовать глубину, лезть в чувственную сферу. Да и не всегда это нужно. Порою к нам приходят клиенты, которым просто нужен взгляд со стороны, объективная оценка ситуации. Поэтому важно прислушиваться к тому, что запрашивает клиент и прояснять, что стоит за вопросом: «что делать?» - желание понять или запрос поддержки. Аналитическая модель работы предполагает погружение во внутренний мир клиента, исследование эмоциональной сферы и построение причинно-следственных связей текущего состояния с ситуациями из прошлого (детство, травмы и т.д.). Для работы в этом ключе требуется установление первичного доверия, а также согласие клиента на исследование. Не рекомендуется применять данную модель в случае, если клиент не заявляет о такой необходимости, так как если нет мотивации к регулярным встречам у клиента (финансовая невозможность и др.). Применение этого подхода в данном случае может нанести скорее вред, чем быть полезным. Женщина и так находится в состоянии страха и пришла за тем, чтобы найти выход из своего состояния. Если начать погружаться в ее детско-родительские отношения, поднять проблематику травм, уйдя с сессии, она может остаться с целым ворохом нерешенных проблем. Диалоговая модель предполагает наличие у терапевта специального навыка работать в контакте с клиентом, двухстороннее взаимодействие, обмен опытом, работу терапевта «через себя», посредством своей истории. Диалоговая модель психотерапии – авторский метод И.А. Погодина, «отпочковавшийся» от классической гештальт-терапии и оформившийся в качестве самостоятельного подхода. Он требует специфических знаний и прохождения определенного количества часов обучения, практики и личной терапии. Работа через метафору – один из частных методов проективной психотерапии, который может с успехом применяться наряду с техниками арт-терапии, сказкотерапии и других проективных методик. Метод позволяет глубоко погружаться во внутренний мир клиента и посредством переформулировки и внесения корректив в изначально представленный клиентом материал, находить ресурсы для борьбы со страхами. Рекомендуется для использования с теми клиентами, кто готов к путешествию в мир бессознательного. Методика хороша тем, что легко управляется терапевтом и не является травматичной для клиента. Общей рекомендацией при работе с беременными женщинами является собственная информированность о процессе, настройка на диалог и принятие, желание оказать поддержку, возможность испытывать эмоции к своему клиенту и способность к контакту. Не к месту будут конфронтация, жёсткие методы работы и ожидание эмоциональной стабильности от женщины в её состоянии. Я думаю, что работать с беременными должен терапевт, имеющий некоторый опыт в плане беременности, родов, наличия собственных детей, невзирая на пол. Уверена, что мужчины-терапевты могут обладать достаточными ресурсами поддержки, нежности и заботы, так необходимых беременным женщинам. Но исключительно моя личная позиция заключается в том, что наличие опыта родительства – обязательное условие. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|