|
Терапевтические отношения как возможность работы с тревожностью КлиентаАвтор статьи: Бондаренко Ольга Рифкатовна
Тревога – это переживание, которое может испытывать любой человек и в том числе и наши клиенты. Вполне нормально чувствовать тревогу, обращать на нее внимание и действовать в соответствие с ней. Но для большинства наших клиентов, тревожность – это устойчивое переживание, мешающее в повседневной жизни и в межличностных отношениях.
Такие переживания тревоги можно назвать дезадаптивными формами тревоги, которые характерны для клиентов с травматическим опытом отношений в детстве. В ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ тревога клиента исследуется через взаимодействие с эмоционально вовлеченным и эмпатически настроенным терапевтом. Такие клиенты в присутствии терапевта начинают исследовать и работать ссвоей дезадаптивной, блокирующей или подавляющей тревожностью и лежащего в основе ее опыта. Они начинают осваивать опыт близости и интимности в отношениях для того, чтобы ощутить комфорт и уверенность. При этом их " я " становится сильнее, их потенциал для саморегуляции растет, и они начинают чувствовать себя более безопасно сами с собой и с другими. В такой работе важны 2 фокуса внимания психотерапевта: -- на содержании и манере переживания клиента, тех способах, которыми клиент обходится со своим переживанием; -- и на отношениях клиента и терапевта друг с другом, то есть – на терапевтических отношениях.
Это означает, что интервенции терапевта, направленные на внутреннюю (интрапсихическую) тревожность, влияют на межличностную тревожность и наоборот. Травматический опыт отношений в детстве или межличностные травмы развития (по выражению G.Vanaerschot, 2007, 2008) связан с хронической не настроенностью во взаимодействии. У клиентов с травмой отношений, родители не только не реагировали или лишь иногда реагировали на их потребности, но часто и вызывали страх. Ребенок сталкивается с неразрешимым парадоксом, что значимая фигура, к которой от природы следует обратиться за поддержкой, вместо этого становится источником беспокойства. Это приводит к краху естественной стратегии привязанности. Ребенок может реагировать избеганием и гиперактивностью, а также выдавать странные, противоречивые реакции. Эти странные формы поведения являют собой сигналы паники в ситуации нахождения между противоречивыми желаниями привязанности и избегания. У наших взрослых клиентов несформированная надежная привязанность приводит к внутренним состояниям хаоса, тревоги, эмоциональной неуправляемости, ощущения того, что все вышло из-под контроля. То, что часто ощущается внутри, часто невозможно сформулировать, а эмоциональному переживанию дать название и понять его смысл. Поэтому им очень трудно выражать свои переживания. Беспокойство у этих клиентов – это переживание, которое доминирует в их внутреннем и межличностном мире, хотя и другие негативные чувства, такие как гнев, печаль, чувство вины и стыда также являются частью их опыта. Они имеют хрупкое «Я», они не могут самостоятельно регулировать и выдерживать (выносить) переполняющие их эмоции. Вслед за М.Ворнер (1998, 2000), можно сказать, что эти клиенты имеют хрупкие способы переживания. Терапевтические отношения являются важным способом работы с внутриличностной и межличностной тревогой клиента. Познакомиться с особенностями и практикой такой работы я приглашаю на своем курсе «Терапевтические отношения», который начинает свою работу 10 ноября 2019 Записаться в группу для участия можно по тел. +79057016258 или по почте [email protected]
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|