|
Фаза завершения психотерапевтических отношений: про сопротивления клиентов и терапевтовАвтор статьи: Анастасия Кедровская
Про фазу завершения в психотерапии. Клиент-терапевтическое взаимодействие – это, прежде всего, взаимоотношения двух реальных людей, и как любой цикл контакта (опыта), в них наступает фаза отступления (ухода). Когда у клиента и терапевта появляется совместное чувство завершенности, когда потребности, которые привели клиента в терапию, удовлетворены, и произошло присвоение клиентом нового материала – значит, сформирована благодатная почва для совместного прохождения клиентом и терапевтом завершающей фазы в терапии. Т.е. происходит завершение, как прощание: и здесь совместно проживаются подведение итогов, благодарности за пройденный путь, возможны грусть и даже оплакивание расставания, смешанные с ощущением обретения устойчивости клиентом и опоры на себя в свободе от терапевтических отношений. Про сопротивления клиентов и предполагаемую агрессию. Нередко клиент-терапевтические отношения завершаются стихийно (молчаливый уход клиента, нарушение обозначенных условий терапевтического контракта с указанием какой-либо причины: отсутствие свободного времени, возникновение финансовых затруднений, обнаружение заболевания у себя или близкого и др.). Со стороны психолога подобный уход клиента принято рассматривать, как сопротивление процессу осознавания своих психологических защит, которые блокируют проникновение в травматические содержания психики. И когда эти бессознательные защиты включены, клиент не сможет принять правду о своем способе выхода из отношений, а логическая интерпретация его сопротивления, скорее всего, вызовет ответное раздражение на терапевта, находящегося в позиции «всезнания». Про клиентов, что уходили и обо мне. Раньше уход клиента воспринимался мной крайне болезненно: в чувствах вина за то, что не выполнила возлагаемые на меня обязательства, стыд в результате чувства собственной некомпетентности, а в голове прокручивались гипотезы о "сопротивлении клиента". Т.е. такой парадокс: на уровне моих мыслей - понимание, что клиент ушел из терапии, ведомый своими привычными способами избегания больных мест (его ответственность), а под воздействием своих «токсичных» чувств - принятие всей ответственности за неудачу на себя.И тогда актуализируется мое сопротивление: потеря чувства могущества, злость на клиента, что лишил меня ощущения «хорошести», чувство брошенности, ненужности и полной никчемности. Личная терапия: работа в своей терапии над установками «быть правильной», ожиданиями от себя и клиентов, развитие способности быть собой в присутствии другого (иметь и выражать свои потребности в позиции терапевта), проработка боязни конфликта с клиентом (страх быть раненой и страх ранить клиента, тем самым разрушить отношения). Теперь о тех клиентах, что уходят сегодня и обо мне. Во-первых, появляется поправка: не уходят "вдруг", а я отмечаю некие феномены (предпосылки) в нашем контакте (частые переносы встреч, интерес к другим смежным специалистам, не выраженные прямо, но «маскируемые» замечания о недостаточной моей включенности/работе и др.). И сегодня эти "звоночки" для меня, как указание-подсказка клиента на упущенное, как вероятность того, что я могу еще что-то не распознать в его потребностях. И тогда потенциальное препятствие в терапевтическом процессе может стать возможностью сохранения отношений. Он ведь и правда может быть все еще "голоден", он имеет право хотеть еще. Но при этом я осознаю, что мои ресурсы имеют свои границы. И тогда появляется выбор: сможем ли мы договориться в наших отношениях, достаточно ли ценности процесса, чтобы выдержать эти ограничения, или же они для кого-то из нас станут не выносимыми, и мы встретимся с расставанием. В чувствах появляется грусть про возможность расстаться, но при этом ощущение свободы: клиент имеет право на выход из терапевтических отношений ровно в той же степени, что и я (ответственность за сохранение отношений и успех в терапии делится между нами). Вместо страха «ошибки» все чаще появляется азарт рискнуть и предъявиться клиенту в своей «не идеальности», но при этом с готовностью учиться у него, учитывая изменение его потребностей. И тогда супервизия: развитие терапевтической чувствительности к материалу, идущему от клиента; работа над способностью к конфронтации и фрустрации клиента, как поддержанию процесса его здорового отделения от терапевта (баланс процесса сепарации-индивидуации). Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|