"Отшелушивание" запроса клиента в процессе формулирования терапевтической цели.

Чтобы вместе с клиентом подойти к формулированию терапевтической цели, мы знакомимся с контекстами:

  • прихода клиента к терапевту,
  • его актуальной трудности,
  • жизни клиента в целом.

Осмысление всех этих обстоятельств приближает формирование терапевтической цели в рабочем альянсе терапевт-клиент. Рассматривая эти контексты в диалоге с терапевтом, клиент включается в процесс терапии как полноправный участник.

Позиция консультанта влияет на то, как идет процесс формирования терапевтической цели.

Что мы имеем  в виду, когда говорим о позиции терапевта:

  • Это его теоретические установки: направление, выбранное им как основное, его профессиональные интересы (семинары, программы, в которых он участвует). Сюда же можно отнести и философские, религиозные, эстетические выборы терапевта – все это можно назвать корнями, основаниями.
  • Особенности характера терапевта, которые влияют на место, которое он занимает рядом с клиентом. Терапевт может чаще выбирать быть в  позиции равной с клиентом или выше. Он проявляет больше активности сам или дает преимущественно пространство клиенту.
  • Личный клиентский опыт специалиста, его жизненный опыт, актуальные в данный период ценности.

Безопасное пространство и контакт необходимы для того, чтобы проявились трудности клиента, чтобы клиент сформулировал свой запрос. Первоначальный запрос клиента очень важен. Но нередко мы можем принять его лишь условно. О многих клиентских запросах мы можем сказать, что они нуждаются в отшелушивании. Некоторые из таких запросов приведем ниже, обратим внимание на то, что стоит учитывать при работе с ними.

Отшелушивание запроса клиента в процессе формулирования терапевтической цели

Итак, запросы, которые принимаются условно, нуждаются в отшелушивании:

  1. Достаточно часто клиенты приносят в качестве запроса: хочу, чтобы…(мой муж не пил, сын слушался и т.д.) Работа с таким запросом идет в сторону выравнивания того, чтобы субъект желания и действия (изменения) был один человек – это тот, кто пришел к терапевту. В диалоге определяясь, «кто клиент», мы одновременно помогаем ему включиться в процесс терапии, взять свою ответственность уже в начале наших отношений.
  2. Важно освободить запрос от «надо», от универсальных обобщений (они говорят, все считают). Эту линию «отшелушивания» стоит держать в фокусе внимания, понимая, что зависимость от мнения других может быть частью мировоззрения клиента. В итоге - личностный, индивидуальный, авторский запрос вместо завесы из общих слов, из чужих убеждений.
  3. Адаптировать клиентское «срочно» и «быстро». Соотнести, уравновесить запрос со временем, которое клиент готов выделить на терапию. Если клиент пришел на одну встречу с трудностью, которой много лет, что можно вместе сделать за час? Чего-то точно нельзя, а что-то точно можно. Адекватно, если клиент за один единственный час ожидает видения, взгляда терапевта на все сказанное им, или совместного ответа на какой-то конкретно поставленный вопрос. Если клиент хочет безопасного пространства, в котором сможет разместить свои переживания, свою историю, то он может предположить и сколько времени ему на это нужно. Если же клиент хочет изменений в своем характере: например, перемен каких-то своих созависимых черт, то и два года может быть недостаточно. Запрос, а следовательно, и терапевтическая цель с развитием терапевтических отношений может меняться, углубляться. При продолжительных терапевтических отношениях запрос не может оставаться неизменным.
  4. Клиент может апеллировать к терапевту как к эксперту или судье. Важно не втягиваться в игру «кто прав, кто виноват», не поддаваться такому запросу, идентифицируясь с ситуацией клиента, с ним самим. А оставаясь в своем терапевтическом кресле, помочь клиенту занять более конструктивную позицию в отношении запроса. Можно сказать даже так: быть вместе с клиентом в позиции «вненаходимости», освоить эту позицию в отношении трудности, чтобы вместе через формулирование запроса прийти к общей терапевтической цели. Когда клиент запрашивает от терапевта позиции «мага», «волшебника», важно также не откликаться на эту заявку. Но не всегда имеет смысл вербально отвергать ее, так как в начале работы для проживания невозможности осуществления этого запроса может еще не быть безопасного и глубокого контакта, теплого терапевтического пространства.
  5. Ценность чувств в терапии несомненна. Но на этапе формулирования запроса и терапевтической цели слишком сильные чувства могут быть помехой. Тревога от прихода к специалисту, разные сильные чувств в настоящих жизненных обстоятельствах, во-первых, нуждаются в заботе. Работа с запросом возможна только после этого. Когда мы уделяем достаточное внимание чувствам клиента, снижается степень их интенсивности.

Возможно, вам интересна эта тема. Одна из возможностей побыть с ней в общем пространстве - семинар «Терапевтическая цель и цельность терапии», который состоится  29 октября в Санкт-Петербурге.

 http://it.appme.ru/edu/344/

http://www.psyoffice.ru/trainings/terapevticheskaia_chel_i_terapia/



Просмотров: 816
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Формирование запроса или что хочет клиент? ( из жизни школьного психолога)
  • Ошибки терапевта в работе с клиентом. Какую цену платит клиент за контрперенос терапевта
  • Клиент без запроса - есть о чем подумать вместе.
  • Работа с горем (запрос клиента или его родственников)
  • Как притягиваются клиент и терапевт. Выбор клиента.
  • Что клиент не может сделать сам?
  • Особенность клиент-терапевтической сессии в гештальт-терапии.
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Как клиент может просить психолога укрепить негативную позицию
  • Двойные отношения в терапии: клиент и терапевт – быть друзьями или нет?
  • Как сделать так, чтобы клиент сам решил свою проблему?
  • За что клиент платит психотерапевту, и как психология может повысить стандарты вашей жизни?
  • Как написать рекламу психологических услуг, чтобы клиент понял, что ему нужны именно вы
  • Клиент идет на проблему терапевта, или Игра отражений
  • С чего начинается терапия, или что такое запрос клиента?
  • Что делать психологу, если его дискриминирует клиент
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Клиент без запроса.
  • Клиент злится на терапевта. Что делать?
  • «Я и мой клиент» (проработка взаимоотношений психолога и клиента с помощью МАК)
  • Может ли клиент не прийти? (юмористическая заметка)
  • Что делать, чтобы клиент не бросил терапию. Часть Пятая
  • Что делать, чтобы клиент не бросил терапию. Часть Шесть
  • Портрет современного клиента: клиент-травматик
  • Каких результатов может ожидать клиент от психотерапии
  • Запрос и зачем он нужен. Смена запроса в ходе терапии.
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Запрос клиента: хочу стать здоровым! Или как психологу справиться с психосоматикой.
  • Как клиент/пациент/анализант способен «переписать» свой опыт в процессе терапии?
  • Что сказать, если клиент бежит из психотерапии…



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь