Чтобы вместе с клиентом подойти к формулированию терапевтической цели, мы знакомимся с контекстами:
прихода клиента к терапевту,
его актуальной трудности,
жизни клиента в целом.
Осмысление всех этих обстоятельств приближает формирование терапевтической цели в рабочем альянсе терапевт-клиент. Рассматривая эти контексты в диалоге с терапевтом, клиент включается в процесс терапии как полноправный участник.
Позиция консультанта влияет на то, как идет процесс формирования терапевтической цели.
Что мы имеем в виду, когда говорим о позиции терапевта:
Это его теоретические установки: направление, выбранное им как основное, его профессиональные интересы (семинары, программы, в которых он участвует). Сюда же можно отнести и философские, религиозные, эстетические выборы терапевта – все это можно назвать корнями, основаниями.
Особенности характера терапевта, которые влияют на место, которое он занимает рядом с клиентом. Терапевт может чаще выбирать быть в позиции равной с клиентом или выше. Он проявляет больше активности сам или дает преимущественно пространство клиенту.
Личный клиентский опыт специалиста, его жизненный опыт, актуальные в данный период ценности.
Безопасное пространство и контакт необходимы для того, чтобы проявились трудности клиента, чтобы клиент сформулировал свой запрос. Первоначальный запрос клиента очень важен. Но нередко мы можем принять его лишь условно. О многих клиентских запросах мы можем сказать, что они нуждаются в отшелушивании. Некоторые из таких запросов приведем ниже, обратим внимание на то, что стоит учитывать при работе с ними.
Итак, запросы, которые принимаются условно, нуждаются в отшелушивании:
Достаточно часто клиенты приносят в качестве запроса: хочу, чтобы…(мой муж не пил, сын слушался и т.д.) Работа с таким запросом идет в сторону выравнивания того, чтобы субъект желания и действия (изменения) был один человек – это тот, кто пришел к терапевту. В диалоге определяясь, «кто клиент», мы одновременно помогаем ему включиться в процесс терапии, взять свою ответственность уже в начале наших отношений.
Важно освободить запрос от «надо», от универсальных обобщений (они говорят, все считают). Эту линию «отшелушивания» стоит держать в фокусе внимания, понимая, что зависимость от мнения других может быть частью мировоззрения клиента. В итоге - личностный, индивидуальный, авторский запрос вместо завесы из общих слов, из чужих убеждений.
Адаптировать клиентское «срочно» и «быстро». Соотнести, уравновесить запрос со временем, которое клиент готов выделить на терапию. Если клиент пришел на одну встречу с трудностью, которой много лет, что можно вместе сделать за час? Чего-то точно нельзя, а что-то точно можно. Адекватно, если клиент за один единственный час ожидает видения, взгляда терапевта на все сказанное им, или совместного ответа на какой-то конкретно поставленный вопрос. Если клиент хочет безопасного пространства, в котором сможет разместить свои переживания, свою историю, то он может предположить и сколько времени ему на это нужно. Если же клиент хочет изменений в своем характере: например, перемен каких-то своих созависимых черт, то и два года может быть недостаточно. Запрос, а следовательно, и терапевтическая цель с развитием терапевтических отношений может меняться, углубляться. При продолжительных терапевтических отношениях запрос не может оставаться неизменным.
Клиент может апеллировать к терапевту как к эксперту или судье. Важно не втягиваться в игру «кто прав, кто виноват», не поддаваться такому запросу, идентифицируясь с ситуацией клиента, с ним самим. А оставаясь в своем терапевтическом кресле, помочь клиенту занять более конструктивную позицию в отношении запроса. Можно сказать даже так: быть вместе с клиентом в позиции «вненаходимости», освоить эту позицию в отношении трудности, чтобы вместе через формулирование запроса прийти к общей терапевтической цели. Когда клиент запрашивает от терапевта позиции «мага», «волшебника», важно также не откликаться на эту заявку. Но не всегда имеет смысл вербально отвергать ее, так как в начале работы для проживания невозможности осуществления этого запроса может еще не быть безопасного и глубокого контакта, теплого терапевтического пространства.
Ценность чувств в терапии несомненна. Но на этапе формулирования запроса и терапевтической цели слишком сильные чувства могут быть помехой. Тревога от прихода к специалисту, разные сильные чувств в настоящих жизненных обстоятельствах, во-первых, нуждаются в заботе. Работа с запросом возможна только после этого. Когда мы уделяем достаточное внимание чувствам клиента, снижается степень их интенсивности.
Возможно, вам интересна эта тема. Одна из возможностей побыть с ней в общем пространстве - семинар «Терапевтическая цель и цельность терапии», который состоится 29 октября в Санкт-Петербурге.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.