|
Может ли клиент дружить со своим психологом?Автор статьи: Валерия Андреевна Чернышева
Можно ли клиенту после консультации подвозить своего психолога до дома? А приглашать в кино после тренинга? Создавать совместные рабочие проекты? Предлагать свои услуги визажа, фотосьемки, кройки и шитья и т.д.? МОЖНО. Но хороший психолог будет вынужден своему клиенту тактично ОТКАЗАТЬ. Почему? Давайте разбираться. Действительно, во время терапии между клиентом и психологом складываются особенные - очень теплые и доверительные отношения. Иногда клиент впервые чувствует себя принятым и «подходящим» именно в контакте с психологом. И совершенно естественно, если у клиента возникает желание подружиться со своим специалистом. Ведь очень нормально желать видеться чаще, чем раз в неделю с человеком, который внимательно на тебя смотрит и все понимает. Клиента понять можно, а вот психолог, который соглашается на отношения со своим клиентов вне стен кабинета, нарушает (внимание!) этический кодекс. Психологам НЕЛЬЗЯ общаться со своими клиентами в других ролях. И вот почему. Ни для кого не секрет, что необходимым условием для плодотворной психологической работы является максимальная открытость клиента. Обратной стороной такой «открытости» клиента во время консультации является его УЯЗВИМОСТЬ. Чем более он открыт – тем более он чувствителен и беззащитен. Такое состояние появляется не сразу, но со временем это входит в полезную для работы привычку. (Я, например, когда вижу своего психолога, в пару секунд чувствую, как моя душа "обмякает"!) И клиент эту открытость, а, значит, и уязвимость может себе позволить – на консультациях. Потому что на консультациях психологом созданы такие условия, что это делать безопасно. Так, в случае, если психолог какими-то своими словами или интонацией случайно «ранит» клиента, у них есть возможность обсудить это «здесь и сейчас». Так сказать, вместе «обработать рану» вовремя и на месте, и «экологично» встроить это в опыт клиента. Вне консультации, скажем на дружеской прогулке, клиент автоматически (т.е. неосознанно) попадает в привычную для себя - очень открытую позицию по отношению к своему новоиспеченному «приятелю» - психологу, и если психолог нечаянно его «ранит» - возможности «проработать рану» в условиях прогулки уже нет. Психолог же уже не психолог – он не работает, он на прогулке! А такое очень легко может случиться. Не потому что психолог, когда выходит за дверь кабинета, становится «нелюдем», а потому что клиент очень уязвим. Кроме того, у клиента на основе опыта общения со своим специалистом совершенно естественно выстраиваются ожидания относительно того, КАК человек, являющийся его психологом, ОБЫЧНО реагирует, если ему рассказать «о том или о сём». Например, на той же прогулке клиент начинает рассказывать (что обычное дело при дружеской встрече), что его супруг «опять его критиковал», а приятель-психолог такой: «Угу» или еще хуже – «Вот козлина!». (Он же на прогулке!) Конечно, это зародит определенные фантазии у клиента: «Что это с ним? Я его раздражаю? Ему со мной не интересно? Я ему надоела?» и т.д. Фантазии одни к нам не приходят, их непременно сопровождают чувства – обида, тревога. А эти чувства, во-первых, малоприятны для клиента, во-вторых, не полезны для продолжения работы с психологом уже внутри кабинета - они создают внутреннее сопротивление, включаются защиты. Внимание! Психолог ВНЕ кабинета так себя ведет не потому, что он на самом деле «плохой человек» и ведет себя на консультациях наигранно. Во время своей работы психолог искренен, но, руководствуясь ценностью «быть полезным клиенту», он выбирает из всего, что с ним внутри искренне происходит «здесь и сейчас» ровно ТО, что может помочь клиенту продвинуться в их совместном исследовании. Кроме того, на консультациях психолог РАБОТАЕТ - предпринимает специальные шаги. На прогулке же психологи, если они вменяемы, не должны РАБОТАТЬ! Они не должны вне своего рабочего времени делать все то, что они обычно делают с клиентами! И это нормально! Вы же не ждете, что ваш приятель проктолог на дружеской посиделке при вашей жалобе на нездоровье, «посмотрит, что у вас там». И, наконец, если вы читали мои предыдущие заметки, то вы знаете, что психолог – это НЕ тот специалист, который дает вам совет в силу богатого жизненного опыта. Он обладает «специальными инструментами» исследования того, как вы строите отношения с самим собой и с другими. Именно поэтому, чтобы быть хорошим профессионалом, психолог необязательно должен быть похож на своего клиента и совпадать с ним по ВСЕМ жизненным принципам. Однако, если клиент в неформальной обстановке заметит в поведении своего психолога что-то, что выбивается из его представлений об «идеальном» и «правильном», это скажется на его отношении к специалисту. К примеру, клиент видит, как психолог «курит» или «громко смеется», а у него, как на зло, есть правила, что «приличные» люди так не делают. Не узнай он этой информации, работал бы с психологом спокойно, и пользу свою бы получал. Но эта информация, хоть и неосознанно, обязательно вызовет в дальнейшем в работе у клиента внутренее сопротивление. Таким образом, если клиент-терапевтические отношения представляют ценность, а работа приносит пользу, имеет смысл это ПОБЕРЕЧЬ, и, несмотря на взаимную симпатию, клиенту и психологу вне стен кабинета дружеских отношений, увы, не строить. Такие вот дела. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|