Возможно у вас в практике встречались клиенты, которые как бы не прочь прийти на консультацию, но вроде и сомнения у них есть, и вроде еще и не готовы и все такое. После “страстного” общения, где вы уже надавали кучу советов (о которых вас не просили, и вы это делать не должны) клиент все же спрашивает, “ а нужен ли мне психолог?”
Что происходит на самом деле?
Поздравляю, перенес у клиента уже начался, что важно для успешной терапии и тут бы дать клиенту обратную связь конструктивную, но у специалиста тоже начинаются свои метания.
Если я скажу “нет”?
Но невозможно же сказать нет, ведь уже и запрос понятен, и куча гипотез выстроена, и понимаешь что клиенту помочь можете, да и вообще, клиент в хозяйстве лишним не будет. Вы же здесь старались пол ночи, общаясь с клиентом, контракт с которым можно обсудить всего за 15 минут (обычно если ваше общение больше, и вы с клиентов не договорились, или не разошлись, поздравляю, вы попали в бермуды Карпмана).
Что если скажу “да”?
Вот если скажу да, что в принципе вроде как и правильно, так как запрос же егегей (как этот несчастный с этим живет), я же могу ему помочь, то клиент подумает что ему навязываю свои услуги. А я же не такой, я вот класненький, и все такое. В практике проверено, если сказать клиенту “да”, он из 95 случаев к вам не дойдет.
Что происходит с клиентом?
А клиент пребывает в своем сценарии о том, что за него должны принять решение, и независимо от того, что вы скажете, он все равно к вам не придет. Если вы скажете “нет”, вы плохой психолог, который обесценил его переживания, или наоборот, если все ок, то зачем к психологу. Скажите да, и вы шарлатан, которому только деньги нужны, да еще и “больным” человека считаете. Клиент, который желает к вам на консультацию, уже для себя все решил, пусть дойдет не сейчас, но интерес и решение уже есть. Вопросы типа , “А нужен мне психолог?”, “ Я здоров, только сделайте мне вот то и то”, “А чем вы мне поможете и как?” “Вы моя последняя надежда?”, говорят о том, что клиент хочет затянуть вас в свой сценарий. Клиент может дойти к вам, но вы не в коем случае не должны принимать за него решение.
Там, где присутствует спасательство, практика и бизнес гибнет, ведь спасатели спасают, но не в коем случае не дают результат.
Как же “правильно”?
В таком случае я обычно говорю “Только вы можете знать, что на самом деле происходит в вашей жизни, и только вам принять такое решение за себя”. Да, вы сделаете не так, как привык клиент, но вы делегируете ту ответственность, которой так не хватает личности, и это уже большой шаг к понимают себя и осознанию своих возможностей, сфер влияния.
Желаю вам успешной практики и дружбы со своими тараканчиками, Татьяна Павленко, автор книги и игры по развитию частной практики #Psychobusiness