В чем именно заключается особенность ведения терапевтической сессии в гештальт-терапии?
- В способности построить уникальные отношения в каждой конкретной ситуации, с каждым отдельным клиентом. Это и есть главный навык, которым предстоит овладеть каждому гештальт-терапевту - терапия контактом, где в основе своей и в лучшем ее проявлении лежит ВСТРЕЧА.
Клиент является экспертом своей личной жизни, поэтому большая ответственность за включенность разобраться в своей ситуации (теме, проблеме, решение задач и т.д.) лежит на клиенте.
Гештальт-терапевт – берет ответственность на себя:
- за помещение, которое является комфортным и безопасным для клиент-терапевтического взаимодействия;
- за установление временных рамок;
- определения собственных границ и виденья клиентом своих границ;
- за терапевтические интервенции;
- за баланс - между поддержкой и фрустрацией, поддерживая здоровую часть клиента, а не его невроз;
- за работу с механизмами прерывания контакта;
- применение техник для продвижения клиента в своей теме;
- относится безоценочно и с симпатией к клиенту;
- берет ответственность за конфиденциальность информации о клиенте;
- организует процесс таким образом, чтобы неосознаваемые паттерны поведения клиента - стали осознаваемыми, и т.д.
«Гештальт-терапевт, как человеческая личность, вступает со своим клиентом в реальные отношения «Я – Ты». Он пробуждает у клиента осознавание (awareness) тех взаимоотношений, которые возникают между самим клиентом и окружающей средой (представленной терапевтом), и сознательно использует свой собственный контрперенос в качестве движущей силы лечебного процесса».
Через диалог – между гештальт-терапевтом и клиентом, происходит (или не происходит) - установление контакта. Серж Гингер, в своей книге «Гештальт-терапия контакта», пишет, что «терапевт и его клиент – это два партнера (пусть с разными ролями и статусом), участвующих в равноправных аутентичных (подлинных) отношениях, - именно в этом заключается одна из характерных особенностей гештальт-терапии».
Гештальт-терапевт включен в процесс клиента, внимателен к любым проявлением с его стороны на телесном, эмоциональном и ментальном уровнях, и одновременно, внимателен к себе, к своим собственным реакциям и проявлениям, готов в нужный момент сознательно разделить свои чувства и свои реакции, так как сам является инструментом терапии.
«Он откликается на действие и побуждает действовать другого, а это значит, что он взаимодействует, но само направление работы определяет не он». Подобно проводнику в горах, он сопровождает клиента на пути исследования и излечения невротических состояний, ранее незавершенных проблемных ситуаций, после чего, клиент уже сам может в своей жизни двигаться самостоятельно без специалиста, с опорой на себя. «В сущности его роль – позволять и благоприятствовать, а не понимать или делать; он не обгоняет и не тормозит клиента, а сопровождает его, оставаясь при этом самим собой».
Терапевтическая работа направлена на актуальность настоящего – «здесь и теперь», независимо от того, прошлое это или будущее, или то, что называется внутри личностным конфликтом.
Акцент делается не на почему, а на как, то есть, не на содержание, а на сам процесс: что и как делает клиент в данный момент времени, где выявляются не только вытесненные и подавленные воспоминания, чувства, незавершенные ситуации, а также, происходит обнаружение отклонений и искажений межличностных отношений и реальности в целом.
Формулировка более ясных, прямых и однозначных посланий, избегание обобщений, «намеков», высказываний в третьем лице и «в сторону».
Присвоение клиентом ответственности за то, что с ним происходит.
Замена высказываний типа:
- «В моей жизни такое происходит…» на:
- «… Я это делаю с собой…».
- «Почему они так поступают со мной..?» на
- « Я сам позволяю им так обращаться с собой».
Континуум осознавания. Концентрация на спонтанном потоке содержания переживаний, осознание непрерывного потока переживаний без вербализаций и интерпретаций.
В гештальт-терапии клиент, научаясь доверять собственным чувствам и переживаниям, чтобы прийти и обрести собственную аутентичность, проходит пять уровней, которые сам Ф. Перлз, основатель гештальт-терапии, называл «Уровнями невроза»:
Первый уровень – уровень фальшивых отношений, игр и ролей. Невротическая личность отказывается от реализации своего истинного «Я». Человек живет согласно ожиданиям других, отказываясь от самого себя и испытывая в конечном итоге чувство неудовлетворенности. Конфликт происходит между тем, каким я должен быть (ориентируясь на других) и каким я хочу быть на самом деле (ориентируясь на себя). Перлз называет эту часть личности top-dog (собака сверху) и unter-dog (собака снизу). То есть, эти две части личности противостоят друг другу и борются за контроль над поведением человека. В результате – фрустрация, разочарование и бессмысленность существования. Таким образом, первый уровень невроза включает в себя проигрывание не свойственных человеку ролей, и также контролирующие игры между top-dog и unter-dog.
Задача гештальт-терапевта на этом этапе состоит в том, чтобы обратить внимание клиента на его интроекты, на то, что принадлежит ему, а что проглочено, без осознанного выбора, на неподлинность, на пустые разговоры и балтовню.
Второй уровень – фобический, искусственный, связан с осознанием фальшивого поведения и манипуляций. "Это поверхностные социальные уровни как если бы. Человек притворяется, что он лучше, сильнее, слабее, вежливее, чем он чувствуем себя на самом деле". Клиент идентифицируется с одной стороной своих социальных ролей, отчуждая другие оппозиционные возможности (полярности). На этом уровне клиент неосознанно побуждает терапевта играть комплементарную роль, где опытный терапевт распознает манипуляцию и фрустрирует такое поведение. Поэтому, необходимо исследовать границы роли, что лежит за пределами ограничений и через эксперимент - каким может обнаружить себя клиент. Но когда клиент представляет, какие последствия могут возникнуть, в результате своего спонтанного и открытого поведения, то возникает страх. Гештальт-терапевт выступая в качестве «зеркала», начинает показывать клиенту – его стереотипно-ролевой, неподлинный и неэффективный способ поведения.
Задача гештальт-терапевта на этом этапе является актуализация «здесь-и-теперь» - подхода, с целью расширения у клиента сферы осознавания его ролей и возможностей.
Третий уровень – тупик. Клиент не знает, что делать и куда двигаться? Для тупика характерно наличие страхов и стремление уклониться от боли и незнания, с ощущением пустоты, застревания и потерянности. По словам Перлза - человек, находящийся в тупике, не замечает очевидного и думает, что у него нет шансов выжить. Нередко это уровень депрессии и суицида, алкоголизма, сексуальных проблем. Человек переживает утрату поддержки извне, без возможности опираться на себя и свои ресурсы. "Человек всего лишь убежден в том, что не имеет ресурсов в своем распоряжении. Он лишь удерживает себя от использования своих ресурсов, вызывая множество духов катастрофических ожиданий", - пишет Перлз. Многие пытаются выбраться из тупика, не проходя через него. И продолжает, давая понять, что значит пройти через тупик: "Это осознание, полноценное переживание. Это осознание того, как вы застряли, что дает вам выздоровление и осознание того, что это всего лишь кошмарный сон, а не реальная вещь, не реальность".
Задача гештальт-терапевта на этом уровне - поддержать клиента в его незнании, признать, что это защита, помочь в проживании данного тупика со всеми возникающими чувствами и переживаниями, что это вполне переносимо.
Четвертый уровень – сжатия. «Имплозия – взрыв, направленный вовнутрь!» На этом уровне человек сдерживается, напрягается, чтобы потом взорваться. Это не сдерживание (ретрофлексия) действия, а напряжение между многими возможными действиями. Это состояние внутреннего смятения, отчаяния, отвращения к самому себе, обусловленное полным осознанием того, как человек ограничивал и подавлял себя. "Когда мы действительно входим в контакт с этой омертвелостью уровня внутреннего взрыва, тогда происходит нечто очень интересное" (Перлз).
Гештальт-терапевт не должен делать клиенту "лучше" и "легче", он призывает клиента к выбору пути, к тому, что избегает клиент, и, объясняет, что у него есть выбор – вернуться к прежним формам поведения - осознавая происходящее, или, начать пробовать искать другие способы поведения, расширяя свой ролевой репертуар и меняясь в новых условиях. На этом этапе достигается переживание клиентом свободы возможностей, с принятием ответственности за себя, так и за свои изменения.
Пятый уровень – внешний взрыв - ЭКСПЛОЗИЯ.
Формирование аутентичной (подлинной) личности, которая обретает способность к переживанию и выражению своих истинных эмоций. Эксплозию, здесь следует понимать, как глубокое и интенсивное эмоциональное переживание, которое приносит облегчение и возвращает эмоциональное равновесие. Ф.Перлз наблюдал четыре типа эксплозий: скорбь, гнев, оргазм, освобождающий смех. Кларксон добавляет к этому - взрыв радости, а Филиппсон - любовь и зависимость. Этими пиками экспрессии может проявляться завершенный и полный финальный контакт, после которого возможно достижение иного понимания ситуации и поведенческие изменения.
Скорбь - взрыв подлинного горя, связанного с утратой или смертью важного для клиента лица,
гнев – часто связан с обозначением собственной значимости,
взрыв оргазма - у сексуально заблокированных людей, связанный с переживанием оргазма,
освобождающий смех, как выброс сильного блокированного ранее напряжения,
взрыв радости – на подъем внутренней энергии,
любовь – сердце, открытое другим людям и миру,
зависимость – открытость к получению любви и иных чувств от других людей.
Задача гештальт-терапевта – создать условия для отреагирования блокированных и ранее подавляемых чувств и эмоций, что может произойти максимально свободно и безопасно, с вовлечением организма в процесс отбора, завершения важных гештальтов (потребностей), где у клиента появляется возможность делать осознанный выбор.
«Как бы то ни было, все авторы указывают на центральное значение той встречи, в ходе которой устанавливаются отношения между клиентом и его терапевтом: «Психотерапия невозможна без встречи». Она неразрывно связана со способностью к встрече с другим человеком».
Таким образом, терапевт, в контакте со своим клиентом, помогает установить взаимосвязь не только в клиент-терапевтических отношениях, которые затем, переносятся на взаимодействие клиента с его средой и значимым окружением, а также, устанавливает взаимосвязь между различными составляющими клиента: его ощущениями, чувствами, мыслями, принятию его ранее отвергаемых частей, которые в процессе проработки могут привести к интеграции личности и приходу к себе.
Ожидаемый результат от гештальт-терапии – не предполагает автоматического улучшения качества жизни клиента, а как справедливо полагает Ф.Перлз, что всякое изменение начинается с самопринятия, со снятия неоправданных социальных запретов на самовыражение, с принятием ответственности клиентом за собственное изменение в своей жизни и судьбе, вхождения клиентом в полный контакт с реальностью, основанный на осознавании и адаптивности к изменяющимся условиям среды.
Возраст клиентов в гештальт-терапии – варьируется от детей, подростков, взрослых до преклонного возраста, у кого есть рефлексия (способность осознавать происходящее). Естественно, что как консультация, так и терапия будет отличаться от возраста клиента, от его культурного уровня, личностных особенностей и т.д. Стиль терапии может основываться на вербальном обмене, через рисунок, ролевую игру, движение, физический контакт - телесные практики и т.д.
Продолжительность клиент-терапевтических отношений?
Заранее это очень трудно определить: все зависит от запроса, который может быть ситуативным или экзистенциальным (глобальным, который повлияет на изменение всей жизни клиента); индивидуальности личности клиента и гештальт-терапевта и поставленных целей и задач.
Консультативный режим предполагает несколько встреч с разрешением поставленных перед гештальт-терапевтом задач (вопросов) - путем совместного решения.
Индивидуальная глубинная терапия продолжается от одного года до нескольких лет, что в основном распространенно на Западе, при условии одной сессии в неделю (50 – 60 мин.). Исключениями могут быть острые кризисные ситуации, где частота сессий увеличивается до двух – трех раз в неделю, в исключительных случаях, например, при потере близкого - каждый день, до снятия острой боли. Гештальт-терапевт договаривается индивидуально в каждом отдельном случае.
Работа с парами и семьей предполагает большего времени, от 1,5 до 2 часов, после чего, обе стороны договариваются по времени, количеству посещений и по форме терапии, где возможно совместно проводить терапию (консультацию), по-отдельности, со стороны пары, так же как и со стороны терапевта: самому вести терапию, в ко-терапии с коллегой совместно, или, по-отдельности. Все эти вопросы - обговариваются в клиент-терапевтических отношениях.
Форма проведения гештальт-терапии – это индивидуальная и (или) групповая работа, в которой, пространство клиент – терапевт, или, терапевтическая группа, выступает как «безопасная модель реального мира», служит своеобразным «резонатором» эмоций и полем для экспериментального поведения, с высоким уровнем базового доверия.
Индивидуальная работа – это встреча двоих: гештальт-терапевта и клиента. Показана в том случае, когда группа, как пример, не способна решить поставленную задачу – конкретно уделяя внимание только одному клиенту, с соблюдением абсолютной анонимности; необходимо быстрое оказание помощи в кризисных ситуациях и т.д. Терапевт, в одном лице, является поддерживающей фигурой с безусловной симпатией и принятием, а также, - инструментом терапии, где, как пример, при внутриличностном конфликте – поддерживает здоровую часть клиента, а не невротическую. Осознает, во что клиент вовлекает – терапевта? Что происходит с клиентом? Где терапевт помогает клиенту осознать происходящее с ним, так как, осознавание уже приводит к изменению.
Групповая работа – это количество участников от пяти и более, способствующая – исцеляющей, реальной, многократной встречи в группе.
Групповой метод – это, прежде всего, процесс, в котором, как в зеркальном отражении, человек начинает видеть и чувствовать – разные оттенки, грани и полярности самого себя, и замечательно, если он начинает интегрировать их в себе. В групповом поле «Ты» - не есть Группа, так же, как Группа – не есть «Ты», - это единый организм, уникальный и неповторимый в своем роде, взаимодополняющий, взаиморегулирующий, живущий в своем ритме, темпе, дыхании, чувственно-эмоциональном и когнитивном осознавании - разности и общности одновременно, и в лучшем ее проявлении – Встречи!
И "Ты" - являешься необходимой, важной составляющей частью этого единого организма, получая ценный опыт в трансформации своих телесных, эмоциональных и интеллектуальных преобразований. Происходит расширение ролевого репертуара, с появлением гибкости, вариативности, раскрытия в себе забытых, или, еще не проявленных ресурсов.
Список использованной литературы:
1. А.К.Васильев. Справочник по психотерапии. / А.К.Васильев, Т.А.Кицына, М.В.Овсянников; под общей ред. д.м.н., профессора В.В.Макарова, - М.: Астрель, 2009
2. С.Гингер. ГЕШТАЛЬТ: Искусство контакта. Академический проект, Москва, Культура, 2009
3. И.Д.Булюбаш. Руководство по гештальт-терапии. Из-во института психотерапии. Москва, 2004
4. Б.Йонтеф. Осознавание, диалог и процесс в терапии. Москва, 2009
5. И.Польстер, М.Польстер. Интегративная гештальт-терапия. Независимая фирма Класс. Москва, 2004
6. И.Г.Малкина-Пых. Техники гештальта и когнитивной терапии. Справочник практического психолога. Москва «ЭКСМО»,2004
7. С.Гингер, А.Гингер. Гештальт-терапия контакта. Санкт-Петербург, СпецЛит, 2001