Работа с запросом клиента в гештальт-терапии

Гештальт-терапия относится к гуманистическим направлениям психотерапии и психологии, соответственно, гештальт-подход принципиально не технологичен. Однако, есть некоторый набор навыков, которые участники программы подготовки гештальт-терапевтов должны освоить в процессе обучения.

Навык работы с запросом клиента является одним из базовых и важных умений, которые осваивает психолог или психотерапевт в процессе первого года обучения гештальт-терапии, наряду с такими навыками как способность переносить неопределенность, работа с полярностями, навыки работы с механизмами прерывания контакт, навыком построения и использования эксперимента и многими другими.

С моей точки зрения работа с запросом клиента складывается из нескольких элементов:

•    Определение первичного запроса ("фасадная проблема") - это то, что клиент и так уже давно знает о себе и о своей ситуации. Это знание никак не связанно с возможностями для разрешения проблемной ситуации. Многое из того, что имеет отношение к реальным затруднениям клиента, в озвучивании фасадной проблемы просто не присутствует, так как у клиента отсутствует возможность посмотреть на ситуацию с метапозиции. У клиента складывается стереотип восприятия ситуации, в котором отсутствуют возможности для ее разрешения, собственно это и привело его к специалисту. Например, клиент рассказывает, что у него низкая самооценка, или, что у него депрессия. Это мало что говорит о реальных затруднениях клиента. Однако этот этап (а работа над фасадной проблемой может длиться несколько встреч) очень важен и для клиента и для терапевта. За это время клиент присматривается к терапевту, а терапевт к клиенту. И за эти несколько встреч у них могут установиться доверительные отношения того уровня, который необходим для создания рабочего терапевтического альянса, для работы с реальным запросом клиента. И тогда фасадный запрос переформулируется в реальный, например, «как мне проживать отвержение», «как отвергать самому», «как мне устанавливать близкие отношения с другими людьми» и т.д.

•    Прояснение фона – с чем в жизни клиента связанна проблемная ситуация, как давно она существует, кто еще в нее вовлечен, пытался ли клиент решить ее раньше и каким образом, что подтолкнуло его обратиться за помощью именно сейчас и т.д.

•    Особенности контакта клиента с терапевтом в актуальной ситуации,  относящиеся к описываемой проблеме. Какие механизмы регуляции границы контакта преимущественно использует клиент во взаимодействии с терапевтом? Как они могут быть связанны с его затруднениями в проблемной ситуации? Например, клиент рассказывает психотерапевту, что чувствует себя одиноко, даже в компании людей, ему кажется, что его не замечают и не понимают. При этом он не смотрит на психотерапевта, всячески избегая зрительного контакта, говорит тихим монотонным голосом. У психотерапевта появляется гипотеза, что точно так же он изолирует себя от контакта с другими людьми и в жизни, не замечая их и делая себя неинтересным. Психотерапевт обращает на это внимание, и оказывается, что избегать контакта и изолировать себя человека побуждает желание избежать естественного волнения и смущения, возникающего при контакте двух людей.

•     Прояснение того, как сам себе клиент объясняет свои затруднения. Видит ли он причину в других людях? Или в событиях раннего детства? В неблагоприятно сложившейся ситуации? Предполагает ли он свое участие в создании проблемной ситуации? В чем его роль? Винит ли себя? Вообще, рассматривает ли он эту ситуацию через призму чьей-либо вины? и т.д.

•    Прояснение значений слов, которые использует клиент, чтобы избежать эффекта ложного понимания. Что именно имеет в виду клиент под тем или иным словом? И прояснение адресатов чувств и желаний. Например, клиент говорит, что ему не хватает поддержки от близких людей. Очень важно прояснить от кого именно не хватает поддержки, и что именно клиент имеет в виду под словом «поддержка».

•    Прояснение того, что кажется терапевту непонятным или любопытным в рассказе клиента, что вызывает удивление. Например, клиент рассказывает, что лет с 7-8 очень тревожился за свое будущее финансовое благополучие и хотел много зарабатывать. Это удивляет терапевта, и он спрашивает, с чем это было связанно? Клиент, задумавшись, вспоминает, что он учился в престижной школе, где учились дети состоятельных родителей, сам же он был из простой семьи, и постоянно испытывал стыд по этому поводу.

•    Прояснение ожиданий от психотерапии. Чего именно ждет клиент от психотерапии в данной ситуации?

•    Тестирование запроса на реалистичность. Умение отвергать нереалистичный запрос.

•    Прояснение желаний от терапевта. Попытка понять скрытый запрос. Например, клиентка говорит о желании улучшить отношения в семье, что испытывает чувство вины за измену мужу, при этом описывает мужа, как человека, с которым просто невозможно быть рядом. В какой-то момент у терапевта появляется предположение, что скрытый запрос – это «скажите, что я не виновата», «подтвердите, что виноват он».

•    Умение «возвращать» клиенту его высказывания в сжатом виде, без искажений.

•    Выделение реальной фигуры: блокированного желания, чувства, действия или умения.

•    Перевод изначального запроса на язык личной ответственности. Например, изначальны запрос «повысить самооценку» может трансформироваться в «хочу научиться проживать отвержение и, при необходимости, отвергать самому, хочу научиться конкурировать с другими мужчинами».


Николай Пугач

врач-психотерапевт, преподаватель гештальт-терапии

www.pugatch.ru



Просмотров: 814
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как притягиваются клиент и терапевт. Выбор клиента.
  • «Я и мой клиент» (проработка взаимоотношений психолога и клиента с помощью МАК)
  • Портрет современного клиента: клиент-травматик
  • Клиент принёс вам…тайну. Работа с тревогой в гештальт- подходе.
  • Инструкция для клиента гештальт-терапевта.
  • Такая разная терапия: клиент "Хочу" и клиент "Надо"
  • Пять уровней, через которые проходит клиент в процессе психотерапии
  • Терапевт и клиент - фасилитация контакта.
  • групповая арт-терапия "Плохой клиент-Хороший клиент"
  • Отношения клиент - психолог, психотерапевт. Какие они?
  • Особенность клиент-терапевтической сессии в гештальт-терапии.
  • Гештальт - терапевт и клиент: феномены сотрудничества
  • Мини-разбор реальной финансовой ситуации клиента
  • Развитие клиента в процессе гештальт-терапии
  • Мужчина-клиент и женщина-клиент в расстановках
  • Что именно хочет ваш клиент?
  • Работа с горем (запрос клиента или его родственников)
  • Как написать рекламу психологических услуг, чтобы клиент понял, что ему нужны именно вы
  • Работа с запросом клиента через возрастные кризисы от перинатального периода до глубокой старости.
  • Двойные отношения в терапии: клиент и терапевт – быть друзьями или нет?
  • Клиент не выполнил домашнее задание: роль терапевта
  • Ошибки терапевта в работе с клиентом. Какую цену платит клиент за контрперенос терапевта
  • "Когда клиент - не клиент психолога"
  • Клиент психолога/терапевта
  • Клиент глазами терапевта.
  • Как чувствует себя психолог, когда клиент перестает появляться ?
  • О гештальт терапии для клиента
  • Формирование запроса или что хочет клиент? ( из жизни школьного психолога)
  • Клиент без запроса - есть о чем подумать вместе.
  • Работа с МАК. Сам себе клиент.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь