Работа с запросом клиента в гештальт-терапии

Гештальт-терапия относится к гуманистическим направлениям психотерапии и психологии, соответственно, гештальт-подход принципиально не технологичен. Однако, есть некоторый набор навыков, которые участники программы подготовки гештальт-терапевтов должны освоить в процессе обучения.

Навык работы с запросом клиента является одним из базовых и важных умений, которые осваивает психолог или психотерапевт в процессе первого года обучения гештальт-терапии, наряду с такими навыками как способность переносить неопределенность, работа с полярностями, навыки работы с механизмами прерывания контакт, навыком построения и использования эксперимента и многими другими.

С моей точки зрения работа с запросом клиента складывается из нескольких элементов:

•    Определение первичного запроса ("фасадная проблема") - это то, что клиент и так уже давно знает о себе и о своей ситуации. Это знание никак не связанно с возможностями для разрешения проблемной ситуации. Многое из того, что имеет отношение к реальным затруднениям клиента, в озвучивании фасадной проблемы просто не присутствует, так как у клиента отсутствует возможность посмотреть на ситуацию с метапозиции. У клиента складывается стереотип восприятия ситуации, в котором отсутствуют возможности для ее разрешения, собственно это и привело его к специалисту. Например, клиент рассказывает, что у него низкая самооценка, или, что у него депрессия. Это мало что говорит о реальных затруднениях клиента. Однако этот этап (а работа над фасадной проблемой может длиться несколько встреч) очень важен и для клиента и для терапевта. За это время клиент присматривается к терапевту, а терапевт к клиенту. И за эти несколько встреч у них могут установиться доверительные отношения того уровня, который необходим для создания рабочего терапевтического альянса, для работы с реальным запросом клиента. И тогда фасадный запрос переформулируется в реальный, например, «как мне проживать отвержение», «как отвергать самому», «как мне устанавливать близкие отношения с другими людьми» и т.д.

•    Прояснение фона – с чем в жизни клиента связанна проблемная ситуация, как давно она существует, кто еще в нее вовлечен, пытался ли клиент решить ее раньше и каким образом, что подтолкнуло его обратиться за помощью именно сейчас и т.д.

•    Особенности контакта клиента с терапевтом в актуальной ситуации,  относящиеся к описываемой проблеме. Какие механизмы регуляции границы контакта преимущественно использует клиент во взаимодействии с терапевтом? Как они могут быть связанны с его затруднениями в проблемной ситуации? Например, клиент рассказывает психотерапевту, что чувствует себя одиноко, даже в компании людей, ему кажется, что его не замечают и не понимают. При этом он не смотрит на психотерапевта, всячески избегая зрительного контакта, говорит тихим монотонным голосом. У психотерапевта появляется гипотеза, что точно так же он изолирует себя от контакта с другими людьми и в жизни, не замечая их и делая себя неинтересным. Психотерапевт обращает на это внимание, и оказывается, что избегать контакта и изолировать себя человека побуждает желание избежать естественного волнения и смущения, возникающего при контакте двух людей.

•     Прояснение того, как сам себе клиент объясняет свои затруднения. Видит ли он причину в других людях? Или в событиях раннего детства? В неблагоприятно сложившейся ситуации? Предполагает ли он свое участие в создании проблемной ситуации? В чем его роль? Винит ли себя? Вообще, рассматривает ли он эту ситуацию через призму чьей-либо вины? и т.д.

•    Прояснение значений слов, которые использует клиент, чтобы избежать эффекта ложного понимания. Что именно имеет в виду клиент под тем или иным словом? И прояснение адресатов чувств и желаний. Например, клиент говорит, что ему не хватает поддержки от близких людей. Очень важно прояснить от кого именно не хватает поддержки, и что именно клиент имеет в виду под словом «поддержка».

•    Прояснение того, что кажется терапевту непонятным или любопытным в рассказе клиента, что вызывает удивление. Например, клиент рассказывает, что лет с 7-8 очень тревожился за свое будущее финансовое благополучие и хотел много зарабатывать. Это удивляет терапевта, и он спрашивает, с чем это было связанно? Клиент, задумавшись, вспоминает, что он учился в престижной школе, где учились дети состоятельных родителей, сам же он был из простой семьи, и постоянно испытывал стыд по этому поводу.

•    Прояснение ожиданий от психотерапии. Чего именно ждет клиент от психотерапии в данной ситуации?

•    Тестирование запроса на реалистичность. Умение отвергать нереалистичный запрос.

•    Прояснение желаний от терапевта. Попытка понять скрытый запрос. Например, клиентка говорит о желании улучшить отношения в семье, что испытывает чувство вины за измену мужу, при этом описывает мужа, как человека, с которым просто невозможно быть рядом. В какой-то момент у терапевта появляется предположение, что скрытый запрос – это «скажите, что я не виновата», «подтвердите, что виноват он».

•    Умение «возвращать» клиенту его высказывания в сжатом виде, без искажений.

•    Выделение реальной фигуры: блокированного желания, чувства, действия или умения.

•    Перевод изначального запроса на язык личной ответственности. Например, изначальны запрос «повысить самооценку» может трансформироваться в «хочу научиться проживать отвержение и, при необходимости, отвергать самому, хочу научиться конкурировать с другими мужчинами».


Николай Пугач

врач-психотерапевт, преподаватель гештальт-терапии

www.pugatch.ru



Просмотров: 725
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Как написать рекламу психологических услуг, чтобы клиент понял, что ему нужны именно вы
  • Панические атаки. Что это и как с этим справиться? (памятка для клиента)
  • Что именно является лечебным элексиром для души клиента?
  • Формирование запроса или что хочет клиент? ( из жизни школьного психолога)
  • С чего начинается терапия, или что такое запрос клиента?
  • Что именно хочет ваш клиент?
  • Как притягиваются клиент и терапевт. Выбор клиента.
  • За что клиент платит психотерапевту, и как психология может повысить стандарты вашей жизни?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Клиент злится на терапевта. Что делать?
  • Что делать психологу, если его дискриминирует клиент
  • Несколько слов о гештальт-терапии. Что это для меня?
  • Работа с горем (запрос клиента или его родственников)
  • Что клиент не может сделать сам?
  • Что волнует клиента перед первой сессией и как его успокоить?
  • На что клиент имеет право обращаясь за психотерапией
  • Что получает клиент от психотерапии?
  • За что платит клиент на психотерапии
  • «Я и мой клиент» (проработка взаимоотношений психолога и клиента с помощью МАК)
  • Сколько стоит терапия или за что платит клиент???
  • Что делать, когда клиент говорит "нет".
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Портрет современного клиента: клиент-травматик
  • Что делает психолог? И что происходит во время встречи клиента и психолога?
  • Что сказать, если клиент бежит из психотерапии…
  • Что делает супервизор во время сессии терапевта и клиента
  • Клиент всегда найдет то, что ему нужно
  • «Ни за что не обращайтесь к психологу!!!» или 7 «критических» дней для любого клиента
  • Что вам принес клиент? Дракона или комара?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь