|
Фрустрация клиента в гештальт-терапииАвтор статьи: Дмитрий Заболотский
Фрустрация это предполагаемая или реальная невозможность удовлетворения какой-либо потребности. Обычно в жизни мы переживаем состояние фрустрации достаточно часто, когда что-то не получается - нам грустно и мы подавлены. В психотерапии же, фрустрирует психолог. Фрустрирует не потребность, а невротические способы, которыми клиент уже владеет в совершенстве. Эти способы ему привычны и хорошо изучены, но жизни скорее вредят. Можно говорить, что любое действие по отношению к клиенту — интервенция. Любая интервенция может быть либо поддерживающей, либо фрустрирующей. Можно представить это как два полюса — избыток поддержки и недостаток поддержки. В самом крайнем случае первый полюс тормозит процесс, а второй создает напряжение, которое клиент может не выдержать и уйти из терапии. Задача психолога создать "управляемый кризис" за счет баланса поддержки и фрустрации. При этом опираясь на на то, какой уровень поддержки и фрустрации клиенту уже дает его окружение и реальная жизнь. Психологу необходимо четко осознавать уровень поддержки и не перегибать. Вряд ли можно говорить о фрустрации клиента на первой сессии или проживающего горе. В зависимости от типа прерывания контакта применяются различные стратегии. Если это прерывание стало невротическим то фрустрация необходима, если оно все еще здоровое, то скорее нужна поддержка.
Вообще же говоря, выбор стратегии "фрустрировать или нет" очень сложен и нет никаких правил, отвечающих на вопрос "а можно ли это сделать сейчас?". Зачастую психолог опирается лишь на свой опыт и чувствительность.
Дорогие читатели, спасибо за внимание к моей статье. На всякий случай оставляю ссылку на свой телеграм-канал о психологии (или ищите по названию psysvet).
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|