|
Так ли гуманно Добро? (опыт психологической поддержки "злым" существам)Автор статьи: Архангельская Надежда Вячеславовна
Практически во всех сказках мира Добро борется со Злом, причем изображается это противостояние в весьма экспрессивной манере. Вместе с этим Добро далеко не самым "добрым" образом наказывает Зло, нанося ему сокрушающий удар. В общем, Добро наказывает Зло по факту за причиненные неудобства. Архетипически все выглядит безукоризненно: страдающая Василиса, освобожденная из многолетнего плена, Кощей Бессмертный, неминуемо расплачивающийся за свой "грех" ценой собственной жизни... Меч-кладенец, физически уничтожающий Змея-Горыныча, кипящая смола, в которую падают злые ведьмы вроде Бабы-Яги...Примеров масса. Добро при более детальном рассмотрении не кажется таким уж "безобидным". Добру как нравственной категории на уровне сказочных архетипов дано право распоряжения жизнью многочисленных существ, не укладывающихся в определенный формат и не попадающих под критерии стереотипных образов и клише. Тем не менее, размышляя и философствуя о тех же самых персонажах, воплощающих собой все "грехи" и пороки мира, можно углубиться в эти сущности для определения в них все же светлого начала, а доминирующей злости именно как защитной психологической реакции, которая с течением времени утвердилась и упрочилась. Я неоднократно обращаюсь к этой весьма сложной диалектической проблеме, рассматривая ее именно как результат противоречивости природы человека. Травма отвержения, травма обесценивания , различные комплексы неполноценности, сопровождающие наших "отрицательных" героев (будь-то костлявый Кощей или Баба Яга с костяной ногой или чудовище с тремя головами, чем не мутант для Кунсткамеры?! - Змей Горыныч!), безусловно, накладывают отпечаток на взаимоотношения с социумом, дезадаптируя и дезорганизовывая психическую структуру каждого их таких потенциальных злодеев. Пожалуй общим для всех отрицательных персонажей сказок страхом одиночества. Практически вся эта с точки зрения добрых персонажей "нечисть" обитает за тридевять земель, в дремучих лесах, на строго огороженных от посторонних глаз территориях за высокими заборами и непроходимыми чащами. Это свидетельствует о глубокой интровертированности и следствиях перенесенных психотравм, нанесенных, вероятно,самим обществом этим "злым" личностям. Отвергаемые, с целым рядом неврозов, презираемые, гонимые, они как будто лишены права выбора и принятия решения, в отличие от сил Добра. И вновь вспоминается Михаил Афанасьевич с его бессмертной репликой: "Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые". Именно несчастливые, а значит, утратившие веру, блуждающие в лабиринтах своих искаженных фантазий, которые в свою очередь, возникли исключительно как реакция на причиненные обиды и разочарования в жизни...Заложники собственных иллюзий, они оказываются намного слабее, чем их светлые конкуренты...Только меня по-прежнему тревожит вопрос, неужели гуманность Добра именно в умерщвлении этих н существ, так и не познавших любовь...? Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|