Баланс поддержки и фрустрации в терапии

Автор статьи: Вероника Вильковска

Баланс поддержки и фрустрации в терапии
(c)
 

По этой теме хочу поделиться своими размышлениями, основанными на работе с клиентами и на своем опыте в качестве клиента. И хоть они не являются истиной в последней инстанции, я опираюсь на практику.

Итак, про баланс. Хороший терапевтический процесс дает клиенту продвигаться и, получая поддержку, и переживая фрустрацию в контакте с терапевтом. Баланс того и другого позволяет достичь равновесия, но в его поиске нормально заваливаться то в одну, то в другую сторону.

Если «перекармливать» поддержкой, то можно отобрать этим у клиента право на злость, которая заряжает процесс изменений. Если часто фрустрировать, чтобы в том числе эту злость вызвать, то можно внезапно обнаружить, что клиент закончил терапию с вами и ушел туда, где все-таки сначала дадут поплакать…

Несмотря на это, нужно понимать, что по большому счету одни и те же интервенции терапевта могут оказаться как поддержкой, так и фрустрацией для клиента, в зависимости от многих факторов контакта.

Ловушка постоянной поддержки заключается в неспособности клиента увидеть свой вклад в ситуацию и отношения, в которых он страдает. Осознать свою ответственность. Затем присвоить ее. Ужаснуться этому своему вкладу. Начать выбирать, какими способами жить дальше, учиться эти новые способы использовать. Но это не представляется возможным, находясь в теплой материнской утробе, которую создает терапевт своей бесконечной поддержкой.

Ловушка фрустрации в ее преждевременности, несвоевременности, чрезмерности. Результатом может быть ретравматизация клиента, удержанная им злость, убегание из контакта, остановка во внутреннем процессе вместо продвижения в терапии. Это не означает, что терапевт должен удерживать какие-то свои чувства, если их предъявление может стать фрустрирующим для клиента. Разница в том, что терапевт знает, как обойтись с возникающими чувствами, а вот клиент может оказаться не готов  к встрече с тем, что для него самого пока не очень доступно. Например, со злостью, отвращением или скукой.

Тревожность терапевта о том, достаточно ли он эффективен, пробуждает желание разогнать, подрастить клиента, буквально приблизить его к инстайту, желательно сразу к нескольким. Однако, наши отношения с клиентом – приоритетны. В конце концов, гештальт-терапия – это терапия отношениями, благодаря чему происходит исцеление. Поэтому любые интервенции, в результате которых разрушаются отношения с клиентом, не являются терапевтичными.

Время, которое необходимо, чтобы выстроить доверительные отношения, дает возможность качать маятник баланса фрустрации и поддержки. Этим можно прояснить, что для клиента лучше и в каком виде. Собственный навык самоподдержки и устойчивость терапевта к фрустрации жизнью не передается клиенту воздушно-капельным путем. Можно делиться своими способами того и другого. Сам терапевт является первым способом клиента справиться с тем, с чем в одиночку он уже точно не справляется. Поддержит ли его это или заставит втретиться с трудностями контакта, – польза в том, что контакт с терапевтом происходит по-другому, чем раньше было в его жизни.

Возможность клиента предьявляться собой в отношениях с терапевтом или напротив, оставаться в образе и в чем-то лгать, напрямую связано с собственным присвоенным правом терапевта быть или не быть собой. Ожидания того, что терапевт всегда должен быть поддерживающим, а клиент – самоотверженно честным, к счастью не соответствуют реальности обычного человеческого контакта, хоть и в рамках терапии.

Я знаю, как меня поддерживает возможность плакать в терапии рядом с другим человеком, который не жалеет меня, не озвучивает своих «ох» и «ах», не делает скорбное лицо и не пытается прижать меня к груди. Если он выдерживает мои слезы и может со мной в этом быть, - я приду к нему снова. Если он делится своими чувствами в ответ на мои, – я буду с ним долго.

А вот желание терапевта вытащить наружу мою злость, задавая уйму вопросов, которые не затрагивают моих переживаний прямо сейчас, на всякий случай хотя бы разок сказать «я не верю, ты водишь меня вокруг да около», чтобы я постаралась его убедить, что говорю правду, - такая фрустрация останавливает меня и никак не продвигает. А возврат мне ответственности, обращение к моей взрослой части, при бережном отношении к детской, продвигает очень хорошо.

Я к чему – проверяйте себя: не провалились ли вы в поддержку, не разогнались ли вы с фрустрацией? Ищите баланс. И слушайте своего клиента.

 

 





Просмотров: 311
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что происходит, если терапевт отказывается от клиента на стадии формирования негативного переноса?
  • Панические атаки. Что это и как с этим справиться? (памятка для клиента)
  • Что делает супервизор во время сессии терапевта и клиента
  • Как притягиваются клиент и терапевт. Выбор клиента.
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Бесплатные консультации — для кого они важны? Для клиента или для терапевта?
  • На что я опираюсь, когда говорю, что безоговорочно верю в силы клиента?
  • Арт-терапия – неисчерпаемое поле для творчества клиента и терапевта
  • Инструкция для клиента гештальт-терапевта.
  • О высокомерии психотерапевта или за что можно уважать клиента
  • Двойные отношения в терапии: клиент и терапевт – быть друзьями или нет?
  • Что делает психолог? И что происходит во время встречи клиента и психолога?
  • Уход клиента и завершение терапии: размышления о чувствах терапевта.
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Что волнует клиента перед первой сессией и как его успокоить?
  • Как терапевт принимает чувства клиента?
  • Анализ вкладов терапевта и клиента в терапевтический контакт
  • О значимости терапевта для клиента. Диалоги б17
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Что помогает чувствам клиента в терапии.
  • Как терапевт выбирает клиента. Рациональное.
  • Как терапевт выбирает клиента. Иррациональное.
  • «Ни за что не обращайтесь к психологу!!!» или 7 «критических» дней для любого клиента
  • Что именно является лечебным элексиром для души клиента?
  • С чего начинается терапия, или что такое запрос клиента?
  • Терапевтические отношения как возможность работы с тревожностью Клиента
  • Танцевально-двигательная терапия, о чём это для клиента?
  • О гештальт терапии для клиента
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь