Не теряйте надежды сохранить клиента, если терапия зашла в тупик

Автор статьи: Александр Орлов

                            Не теряйте надежды сохранить клиента если терапия зашла в тупик

"Никогда не теряйте надежду" (англ.)

И психолог, и клиент ожидают от терапии плодов в виде облегчения или полного решения проблем, над которыми ведется работа. Когда эти плоды появляются своевременно - это приносит удовлетворение всем участникам психотерапевтического процесса. Однако на этом пути нередко возникают различные препятствия.

Если продолжать аналогию, то терапия может переживать периоды и засухи, и неурожая. Для клиента и терапевта - это периоды сомнений в правильности выбранного пути, а иногда и попутчика. Если ничего не изменится, то чаще всего сомнения сменяются разочарованием с обеих сторон.

Почему так происходит?

Причины, по которым психолог и клиент переживают тупиковый период в терапии, могут быть очень разными и связаны как с внешними факторами, которые переносятся из реальной жизни участников в их терапевтические отношения, так и с внутренними процессами этих отношений - переносом и контрепереносом.

Так, например, возникший эротический перенос клиента к терапевту (или наоборот) способен затормозить работу над проблемой первого и вызвать неоднозначные (и часто неосознаваемые) реакции со стороны второго. Или в работе с ребенком скрыто действующий "материнский" или "отцовский инстинкт" психолога может исказить его восприятие клиента и его семьи и завести в ловушку размытия границ.

И если клиент может поделиться своими внутренними переживаниями и получить поддержку терапевта, то терапевт не может рассчитывать на это в отношениях с клиентом. Это напряжение способно приводить к тому, что психолог-личность вступает в конфликт с психологом-профессионалом.

Когда такое происходит, вера терапевта в то, что выход из возникшего тупика может быть найден, может подрываться, и он склоняется к тому, чтобы преждевременно завершить работу с клиентом. С одной стороны это этичное решение, и оно также может создавать у терапевта ощущение, что он избавляет клиента от бремени в лице "бесполезного и беспомощного" в данной ситуации психолога.

Но лучший ли это выход?..

Преждевременное завершение психотерапии может стать тяжелым событием для обоих участников:

> клиент может утвердиться в мысли, что его проблема неразрешима, или он сам обременителен для других или недостоин их хорошего отношения, а

> терапевт также испытывает сложный комплекс чувств, ведущим из которых может стать ощущение вины за постигшую неудачу в работе с клиентом. Иногда этот "багаж" в дальнейшем переносится и на отношения с другими клиентами.

Более того, часто психолог уже и после завершения терапии чувствует, что возможность выхода из тупика существовала. И во многих случаях это действительно так. Чтобы такой случай не стал утраченной возможностью как для клиента, так и для психолога, терапевту стоит воспользоваться ценным ресурсом - супервизией.

Поддержка для поддерживающего

Супервизия помогает поддерживать способность психолога анализировать, наблюдать и думать, даже когда это сложно делать в ситуации тупика. Сохраняя конфиденциальность и защищенность клиента и терапевта, у второго появляется возможность выйти за рамки терапевтической ситуации и вместе с супервизором взглянуть на нее с критического расстояния.

Подобная совместная работа терапевта и супервизора или группы супервизии помогает:

  • прояснить затруднения, которые могли привести к возникшему тупику,
  • увидеть стратегии их преодоления, а также
  • оценить степень и характер влияния собственной личности на ситуации.
Супервизор способен облегчить презентацию терапевтом чувствительного материала, в который он погружен. И когда психолог оказывается в состоянии открыто обсуждать его в супервизии, психологическое понимание становится более глубоким.

Иными словами, супервизия позволяет психологу-профессионалу вернуться на свое место в психотерапии, не подавляя и не отрицая при этом психолога-личность. Она способна открыть в вашей работе с клиентом "второе дыхание". Часто этого достаточно, чтобы вы и клиент смогли пройти период засухи в терапии и получили ожидаемые плоды. 

Поэтому не теряйте надежды.

 

Подборка статей: Супервизия - путь профессионального развития психолога
Специалистам: Индивидуальная супервизия
Специалистам: Психотерапевтическая работа с детьми - группа супервизии

Александр Орлов - психолог, детский психолог, супервизор.

Член Американская психологическая ассоциация - Дивизион 5: Качественные и количественные методы



Просмотров: 624
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • Как "дожать" клиента на платную консультацию. Или, может, не надо?
  • Как происходит работа терапевта? Когда психолог отказывает в терапии?
  • Ошибки терапевта в работе с клиентом. Какую цену платит клиент за контрперенос терапевта
  • "Неудобная" профессия: может ли психолог помочь своим близким и… самому себе?
  • Почему в гештальт-терапии не может быть "сопротивления"
  • Работа со страхом: "Что самого страшного может произойти, если..?"
  • В чем и как может помочь психолог. Размышления практикующего гештальт-терапевта
  • Работа с детьми в песочной терапии. ("Заметки песочного терапевта")
  • "Хорошая жена может наскучить. Хороший муж может встать поперек горла". Это как?
  • Отношения "клиент - психолог". Что им нужно друг от друга?
  • Когда женщина "звучит", она не может быть в одиночестве
  • Почему у клиента может появиться зависимость от психолога?
  • Работа с симптомом методом песочной терапии. ("Записки песочного терапевта").
  • Клиенту нужен психолог, психолог в "маске" или человеческая обыденность из жизни психолога?
  • Может ли психолог выражать свои чувства с клиентом?
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • "Когда клиент - не клиент психолога"
  • Может ли помочь психолог в трудной ситуации.
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Сколько консультаций может понадобиться, чтобы решить мою проблему?"
  • Когда коуч может отправить клиента к психотерапевту?
  • Уход клиента и завершение терапии: размышления о чувствах терапевта.
  • Такая разная терапия: клиент "Хочу" и клиент "Надо"
  • "ЧТО ВЫ ЧУВСТВУЕТЕ?"-почему психолог часто задает этот вопрос
  • Как из "сложного клиента" сделать "клиента любимого"
  • Страх. Сопротивление – "краеугольный камень" клиента и работы психолога.
  • Урок жизни № 1: "Завтра может и не быть..."
  • Методика 4 вопросов психолога в ответ на "мне плохо" Клиента
  • Что делает психолог? И что происходит во время встречи клиента и психолога?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь