|
Не теряйте надежды сохранить клиента, если терапия зашла в тупикАвтор статьи: Александр Орлов
"Никогда не теряйте надежду" (англ.) И психолог, и клиент ожидают от терапии плодов в виде облегчения или полного решения проблем, над которыми ведется работа. Когда эти плоды появляются своевременно - это приносит удовлетворение всем участникам психотерапевтического процесса. Однако на этом пути нередко возникают различные препятствия.Если продолжать аналогию, то терапия может переживать периоды и засухи, и неурожая. Для клиента и терапевта - это периоды сомнений в правильности выбранного пути, а иногда и попутчика. Если ничего не изменится, то чаще всего сомнения сменяются разочарованием с обеих сторон. Почему так происходит? Причины, по которым психолог и клиент переживают тупиковый период в терапии, могут быть очень разными и связаны как с внешними факторами, которые переносятся из реальной жизни участников в их терапевтические отношения, так и с внутренними процессами этих отношений - переносом и контрепереносом. Так, например, возникший эротический перенос клиента к терапевту (или наоборот) способен затормозить работу над проблемой первого и вызвать неоднозначные (и часто неосознаваемые) реакции со стороны второго. Или в работе с ребенком скрыто действующий "материнский" или "отцовский инстинкт" психолога может исказить его восприятие клиента и его семьи и завести в ловушку размытия границ. И если клиент может поделиться своими внутренними переживаниями и получить поддержку терапевта, то терапевт не может рассчитывать на это в отношениях с клиентом. Это напряжение способно приводить к тому, что психолог-личность вступает в конфликт с психологом-профессионалом. Когда такое происходит, вера терапевта в то, что выход из возникшего тупика может быть найден, может подрываться, и он склоняется к тому, чтобы преждевременно завершить работу с клиентом. С одной стороны это этичное решение, и оно также может создавать у терапевта ощущение, что он избавляет клиента от бремени в лице "бесполезного и беспомощного" в данной ситуации психолога. Но лучший ли это выход?.. Преждевременное завершение психотерапии может стать тяжелым событием для обоих участников: > клиент может утвердиться в мысли, что его проблема неразрешима, или он сам обременителен для других или недостоин их хорошего отношения, а > терапевт также испытывает сложный комплекс чувств, ведущим из которых может стать ощущение вины за постигшую неудачу в работе с клиентом. Иногда этот "багаж" в дальнейшем переносится и на отношения с другими клиентами. Более того, часто психолог уже и после завершения терапии чувствует, что возможность выхода из тупика существовала. И во многих случаях это действительно так. Чтобы такой случай не стал утраченной возможностью как для клиента, так и для психолога, терапевту стоит воспользоваться ценным ресурсом - супервизией. Поддержка для поддерживающего Супервизия помогает поддерживать способность психолога анализировать, наблюдать и думать, даже когда это сложно делать в ситуации тупика. Сохраняя конфиденциальность и защищенность клиента и терапевта, у второго появляется возможность выйти за рамки терапевтической ситуации и вместе с супервизором взглянуть на нее с критического расстояния. Подобная совместная работа терапевта и супервизора или группы супервизии помогает:
Супервизор способен облегчить презентацию терапевтом чувствительного материала, в который он погружен. И когда психолог оказывается в состоянии открыто обсуждать его в супервизии, психологическое понимание становится более глубоким. Иными словами, супервизия позволяет психологу-профессионалу вернуться на свое место в психотерапии, не подавляя и не отрицая при этом психолога-личность. Она способна открыть в вашей работе с клиентом "второе дыхание". Часто этого достаточно, чтобы вы и клиент смогли пройти период засухи в терапии и получили ожидаемые плоды. Поэтому не теряйте надежды.
Подборка статей: Супервизия - путь профессионального развития психолога Специалистам: Индивидуальная супервизия Специалистам: Психотерапевтическая работа с детьми - группа супервизии Александр Орлов - психолог, детский психолог, супервизор. Член Американская психологическая ассоциация - Дивизион 5: Качественные и количественные методы Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|