Работа с симптомом методом песочной терапии. ("Записки песочного терапевта").

Работа с симптомом методом песочной терапии. ("Записки песочного терапевта").

Метод песочной терапии хорошо зарекомендовал себя в работе с симптомами и психосоматикой клиента.
Симптомы и целые комплексы чувств и телесных ощущений, могут проявлять себя в виде телесной или эмоциональной боли и(или) сильного эмоционального фона.
Симптомы могут появляться у клиента совершенно внезапно, как говорят, "на ровном месте". Не всегда замечается запускающий их триггер - мысль или событие.

Например, появляется тревога, потом по нарастающей добавляются жар в теле и дрожь в руках, как в случае, о котором я хочу рассказать.

Девочка - подросток 12 лет на консультации рассказывает мне о симптоматике, которая появляется у ней в последнее время. Назовем девочку Лена (имя, некоторые данные и обстоятельства изменены).

Лена описывает симптом, как тревогу, жар и дрожь в теле. Ощущает эти проявления, как панику. 

Прошу девочку выбрать из набора игрушек фигуру себя и фигуру симптома "паника". Лена выбирает себя черепашкой, а симптом скорпионом. На песочном поле расположила эти фигурки рядом. Симптом находится на границе полей "актуальное - папа". Черепашка, как может, закрывается панцирем от симптома.

Я попросила выбрать родительские фигуры. Подросток выбирает парочку тигров, как своих маму и папу. Папа чуть больше, мама поменьше. Семантика родительских фигур выбирается клиентом неосознанно, именно в контексте запроса, т.е., по их отношению к симптому. Тигры выглядят достаточно агрессивно.

Фигурка черепашки уползает к маме (это видно на фото). Симптом остаётся рядом с отцом клиентки.

Прошу поставить бабушек и дедушек по маме и по папе. Клиентка ставит за мамой ее родителей (собака и дракончик), а за папой - его родителей (дракончик и пёс). Симптом оказывается в поле зрения бабушки и дедушки по папе. Цветовая гамма "паники" больше связана с их фигурами. Остальные фигурки выглядят довольно ярко.

Начинаю прояснять семейные истории.
Отец клиентки находится в очень тяжёлых отношениях со своим отцом (дедушкой Лены). Они не общаются. Дедушка на поле - серый пёс.
Мама тоже невольно  вовлечена в эти отношения. Вот почему ребенок выбрал такие агрессивные фигуры родителей.
Симптом "паника" (проявления чувства тревоги, ощущения "жар и дрожь"), скорее всего, относится к отвергнутому родителями клиентки дедушке по папе.
Возможно, к отцу тоже (симптом рядом с ним). Но не к Лене.

Дети берут неосознанно симптомы из семейной системы, чтобы невольно проявить нерешённые проблемы. Дети являются вестниками того, что не улажено в родительской семье.

Есть и ещё одна, не всегда очевидная глубинная причина того, зачем дети так поступают. Это желание получить внимание родителя, которое может быть направлено не на ребенка, а на своего родителя. В данном случае, есть желание девочки получить внимание папы. Отец направляет своё внимание, пусть негативное, на своего отца (через симптом). В самом начале работы фигурка дочки стояла в зоне внимания папы, рядом с симптомом. Так проявилось желание ребенка получить внимание отца.

Мы вернули чувство тревоги, телесные ощущения папе и дедушке Лены.
Могу сказать, что на следующей встрече через неделю клиентка сказала, что перестала чувствовать проявления паники. Симптом к ней не возвращался.

 

Работа с симптомом методом песочной терапии  Записки песочного терапевта



Просмотров: 545
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Здравствуй, симптом!" Зачем нужен симптом, если он мешает жить?
  • Методика МАК "Мой симптом" (работа с психосоматикой)
  • Техника МАК - карт "Проблема ребенка как симптом семейной дисгармонии"
  • Работа с детьми в песочной терапии. ("Заметки песочного терапевта")
  • "Симптом- сигнальная "лампочка" организма"
  • Психологическая проблема ребенка как симптом "заболевания" всей семьи.
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Читая Фрейда: "По ту сторону...". Навязчивое повторение как симптом.
  • Зачем "кормить" симптом?
  • "Любимый мой телесный симптом"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Как НЕ уставать маме-наседке или "все вопросы к папе"
  • "Назло маме уши отморожу!" Зачем дети так себя ведут.
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Родительские директивы + социальное видео "Если бы дети могли выбрать родителей"
  • "Нездоровые" дети самых "здоровых" родителей
  • "Наличие проблем" как подсознательный способ получить любовь и внимание.
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Школьник выбирает профессию и колледж. Лучше "синица в руках", чем "журавль в небе"
  • Вопрос от "худеющей" клиентки: «…вообще не могу себя заставить тренироваться!!! Что делать???»
  • "Папа может" или Роль отца в развитии ребенка!
  • "Папа, ты отец инвалида" (с). Как жить с "нелюбовью"?
  • Как "плохая мама" превращается в "достаточно хорошую маму"
  • "Холодная" мама и жестокий папа. Как долго "болеть" этим?
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • "Как тебе понравиться?" или "Обрати на меня внимание"
  • "Мама и папа, что же вы делаете" или "Давай построим семью"
  • "Возрастные кризисы" или "Как наладить контакт родителя и ребенка"?
  • Фрагмент работы с зависимостью. Интеграция метода "песочной терапии" в терапевтический процесс



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь