Зачем "кормить" симптом?

 

(Архив семейного психолога)

 

Предыстория.

        Было это в стародавние времена, когда об Интернете даже не мечтали. Психологов на душу населения тоже не хватало. И люди  со  своими  бедами   и  проблемами обращались…   в редакцию газеты. Ко мне, как к семейному психологу, тогда периодически звонили из   редакций с просьбой прокомментировать то или иное письмо. Недавно разбирала свои бумаги и нашла   публикации   рубрики «Психолог и Я».  Некоторые из описанных случаев довольно  любопытны,  а  некоторые  довольно  типичны,   и я решила ими поделиться.

   (Имена   клиентов   изменены)

  Письмо

   Здравствуйте, меня зовут Ольга, у меня есть сын Миша, ему 7 лет, недавно пошел в школу. Воспитываю его одна, с мужем развелись 3 года назад, и он живет в другом городе. У нас с сыном хорошие отношения, он мне доверяет, все рассказывает. Мы живем в одной комнате, до сих пор засыпает со мной, потом перекладываю его на его кровать.

   В школу пошел подготовленным – умеет читать и писать, учительница его хвалит. Но в последнее время я замечаю, что он становится очень похож на своего отца – такой же медлительный, неуклюжий, без стержня. Для мальчика очень ранимый и чувствительный.

   Недавно Миша рассказал мне, как учительница ругала одноклассника за опоздание. На следующее утро его вырвало прямо у школы. Я испугалась – у  Миши слабый желудок, в детстве была дизентерия, чуть не погиб. Мы поехали домой. С тех пор  через день  - то рвота, то понос. Я хронически опаздываю на работу и могу ее потерять!

   В классе все спокойно – я говорила и с учительницей, и с ребятами. Мы пошли к гастроэнтерологу, все проверили, она выставила Мишу за дверь и сказала мне: «У Миши проблемы не с желудком, а с Вами!» Я ее услышала, готова что-то менять, но не знаю, с чего начать. Посоветуйте!

  Ольга З.

Комментарий

 

     Уважаемая Ольга! Ваша семья переживает кризис поступления ребенка в школу. Мы имеем дело с «протестным» поведением – отказом посещения школы. Как ни странно, но проблема эта может вытекать из особенностей семейной системы, что мы и наблюдаем в данном случае.

Зачем кормить симптом

    Выход ребенка в школу – это выход «в свет». Это усиление связей с социумом и одновременно увеличение дистанции между ребенком и родителями. Чтобы безболезненно войти  в эту  стадию жизненного цикла, родители должны выдать ребенку «лицензию» на обучение, отпустить его. В Вашем случае этого явно не произошло.

  У мамы есть четкое «послание» к Мише : «Не взрослей! А то превратишься в своего отца». А у Миши есть объективная потребность отделения от матери, приобретения большей самостоятельности, но заявить открыто об этом мальчик не может – он ведь все-таки ребенок. Приходится «изобретать» очень окружной путь…

   Итак, симптом – случаи рвоты (поноса). Интересно, что симптом не возникает в вакууме, он основан на родительских фобиях, закрепляется их крайними реакциями.  

   Разумеется, Миша делает это непроизвольно, бессознательно, но… очень систематически. К чему же приводят семейную систему эти «приступы»? Стабилизируют Мишу в роли ребенка, возвращают семью на предыдущую стадию. Мама взволнована, ему уделяют больше внимания и заботы –  мальчику разрешают остаться, опоздать.

   И совершенно гениально Миша также непроизвольно и бессознательно… контролирует поведение мамы, т.е. таким «странным» образом становится взрослым и самостоятельным. Это как раз такой случай, когда симптом «обслуживает» противоположные функции -  и фиксирует семейное противоречие.

   Как же выйти из этого противоречия? Ответ не так сложен, как кажется. Вам, Ольга, нужно разобраться с формулой контроля и правильно распределить его между собой и сыном.  Пусть Миша контролирует не маму, а свое школьное поведение. Мама же пусть контролирует свою тревогу и волнение, и отпускает сына в это нелегкое путешествие под названием «школьная жизнь».

  Если Вам требуется расписать это по шагам, то :

Первое – незамедлительно поговорить с сыном по-взрослому, сказать ему, что он сильный мальчик, и обязательно справится с этим. Тем самым Вы озвучиваете взрослые ожидания, и это повышает самооценку.

Второе – оставлять сына в школе, даже если была рвота. Предварительно нужно попросить учительницу контролировать ситуацию. Поработать над тем, чтобы скрыть свое волнение, заменить его на другую реакцию,  идеал – полное игнорирование. Если симптом не «кормить», он исчезает.

Третье – продумайте награду за совершенный «подвиг», это может быть игрушка или поход в кафе «как взрослые». Пусть выберет сам – ведь если Вы захотите, то  теперь это слово  будете слышать достаточно часто!

Только так мальчик сможет обрести тот внутренний стержень, в котором Вы отказывали своему мужу. Пожалуйста,заметьте это  и дайте развиться  этому в Вашем сыне!



Просмотров: 572
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Здравствуй, симптом!" Зачем нужен симптом, если он мешает жить?
  • Пусть любят меня такой, какая есть, ведь я уже не смогу стать другой
  • Если у ребенка в школе конфликт. Практические советы психолога, если школу пришлось сменить.
  • Как мама с сыном в школу пошла.
  • Когда отдавать ребенка в школу. Опыт психолога и мамы.
  • Техника МАК - карт "Проблема ребенка как симптом семейной дисгармонии"
  • Если в ваших отношений есть все это, тогда вам действительно очень повезло
  • Почему люди не ходят к психологам? (Даже если очень прижмёт)
  • Психологическая проблема ребенка как симптом "заболевания" всей семьи.
  • Если очень нужно замуж, то побудь одна...
  • Притча. Миша и пенсионеры
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • "Мой ребёнок окончил школу". О том, как одно слово может изменить жизнь.
  • Отрывок из моей книги "Чему нужно научить детей, чтобы они любили школу". Часть 2
  • Отрывок из моей книги "Чему нужно научить детей, чтобы они любили школу". Часть 1
  • Напутствие ребенку в школу или Что сказать, если он не хочет учиться
  • Если ваш ребенок в этом году идет в школу
  • Симптом ребенка в аспекте системной семейной терапии
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • «Я очень люблю своего ребенка, но иногда мне кажется, я бы его просто убила!».
  • Что делать, если ребенок не контролирует аппетит?
  • Почему люди не обращаются за помощью к психологам, даже если есть острая потребность?
  • Проблемы у ребенка – это симптом неблагополучия семьи?
  • Нужно ли уметь защищать своего ребенка,если "Да" ,то как не перестараться?
  • Зачем развивать ребенка в 1-3 года, если есть планшеты и телефоны?
  • 10 дельных советов для построения счастливых отношений с мужьями, даже если сейчас все очень «сложно».
  • Как быть если отношения есть, а секса нет и даже не хочется?
  • Как медицинский симптом или заболевание может носить психологический характер?!
  • Если ребенку 6 лет- пора в школу?
  • Если ты хочешь мама, чтобы я стал взрослым – держись от меня подальше…



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь