|
Зачем "кормить" симптом?Автор статьи: Беседина Любовь Владимировна
(Архив семейного психолога)
Предыстория. Было это в стародавние времена, когда об Интернете даже не мечтали. Психологов на душу населения тоже не хватало. И люди со своими бедами и проблемами обращались… в редакцию газеты. Ко мне, как к семейному психологу, тогда периодически звонили из редакций с просьбой прокомментировать то или иное письмо. Недавно разбирала свои бумаги и нашла публикации рубрики «Психолог и Я». Некоторые из описанных случаев довольно любопытны, а некоторые довольно типичны, и я решила ими поделиться. (Имена клиентов изменены) Письмо Здравствуйте, меня зовут Ольга, у меня есть сын Миша, ему 7 лет, недавно пошел в школу. Воспитываю его одна, с мужем развелись 3 года назад, и он живет в другом городе. У нас с сыном хорошие отношения, он мне доверяет, все рассказывает. Мы живем в одной комнате, до сих пор засыпает со мной, потом перекладываю его на его кровать. В школу пошел подготовленным – умеет читать и писать, учительница его хвалит. Но в последнее время я замечаю, что он становится очень похож на своего отца – такой же медлительный, неуклюжий, без стержня. Для мальчика очень ранимый и чувствительный. Недавно Миша рассказал мне, как учительница ругала одноклассника за опоздание. На следующее утро его вырвало прямо у школы. Я испугалась – у Миши слабый желудок, в детстве была дизентерия, чуть не погиб. Мы поехали домой. С тех пор через день - то рвота, то понос. Я хронически опаздываю на работу и могу ее потерять! В классе все спокойно – я говорила и с учительницей, и с ребятами. Мы пошли к гастроэнтерологу, все проверили, она выставила Мишу за дверь и сказала мне: «У Миши проблемы не с желудком, а с Вами!» Я ее услышала, готова что-то менять, но не знаю, с чего начать. Посоветуйте! Ольга З. Комментарий
Уважаемая Ольга! Ваша семья переживает кризис поступления ребенка в школу. Мы имеем дело с «протестным» поведением – отказом посещения школы. Как ни странно, но проблема эта может вытекать из особенностей семейной системы, что мы и наблюдаем в данном случае. Выход ребенка в школу – это выход «в свет». Это усиление связей с социумом и одновременно увеличение дистанции между ребенком и родителями. Чтобы безболезненно войти в эту стадию жизненного цикла, родители должны выдать ребенку «лицензию» на обучение, отпустить его. В Вашем случае этого явно не произошло. У мамы есть четкое «послание» к Мише : «Не взрослей! А то превратишься в своего отца». А у Миши есть объективная потребность отделения от матери, приобретения большей самостоятельности, но заявить открыто об этом мальчик не может – он ведь все-таки ребенок. Приходится «изобретать» очень окружной путь… Итак, симптом – случаи рвоты (поноса). Интересно, что симптом не возникает в вакууме, он основан на родительских фобиях, закрепляется их крайними реакциями. Разумеется, Миша делает это непроизвольно, бессознательно, но… очень систематически. К чему же приводят семейную систему эти «приступы»? Стабилизируют Мишу в роли ребенка, возвращают семью на предыдущую стадию. Мама взволнована, ему уделяют больше внимания и заботы – мальчику разрешают остаться, опоздать. И совершенно гениально Миша также непроизвольно и бессознательно… контролирует поведение мамы, т.е. таким «странным» образом становится взрослым и самостоятельным. Это как раз такой случай, когда симптом «обслуживает» противоположные функции - и фиксирует семейное противоречие. Как же выйти из этого противоречия? Ответ не так сложен, как кажется. Вам, Ольга, нужно разобраться с формулой контроля и правильно распределить его между собой и сыном. Пусть Миша контролирует не маму, а свое школьное поведение. Мама же пусть контролирует свою тревогу и волнение, и отпускает сына в это нелегкое путешествие под названием «школьная жизнь». Если Вам требуется расписать это по шагам, то : Первое – незамедлительно поговорить с сыном по-взрослому, сказать ему, что он сильный мальчик, и обязательно справится с этим. Тем самым Вы озвучиваете взрослые ожидания, и это повышает самооценку. Второе – оставлять сына в школе, даже если была рвота. Предварительно нужно попросить учительницу контролировать ситуацию. Поработать над тем, чтобы скрыть свое волнение, заменить его на другую реакцию, идеал – полное игнорирование. Если симптом не «кормить», он исчезает. Третье – продумайте награду за совершенный «подвиг», это может быть игрушка или поход в кафе «как взрослые». Пусть выберет сам – ведь если Вы захотите, то теперь это слово будете слышать достаточно часто! Только так мальчик сможет обрести тот внутренний стержень, в котором Вы отказывали своему мужу. Пожалуйста,заметьте это и дайте развиться этому в Вашем сыне! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|