|
Если ребенку 6 лет- пора в школу?Автор статьи: Музалькова Ираида Александровна
Если ребенку 6 лет - пора в школу? Среди будущих первоклассников есть и такие, которым исполнилось только 6 лет, но чьи родители решили, что пора вести ребенка в школу. От родителей можно услышать, что их ребенок и читать-то умеет, и считает до ста и больше но…. Умение читать и писать, безусловно, важный, но не самый главный признак готовности ребенка к школе. Основным показателем является, достиг ли шестилетний ребенок определенного уровня физической и психологической готовности. При общей диагностике психологической готовности к школе необходимо учитывать уровень физиологического развития и состояние здоровья ребенка, так как они составляют фундамент школьной деятельности. Известно, что современные дети по росту и интеллектуальным возможностям значительно опережают своих ровесников 60-80 годов и практически любой шестилетний человек способен к учебе. Однако результаты исследования психофизиологического развития детей 6-10 лет показали, что в шестилетнем возрасте почти половина мальчиков и треть девочек не достигают необходимого для школьного обучения развития. Этот возрастной отрезок имеет некоторые физиологические особенности, затрудняющие школьное обучение. Как раз на этот возраст приходится первый период «вытягивания в длину», когда бурный рост костей опережает развитие мышечной системы, но процесс окостенения еще не завершен, и в том числе это касается костей запястья и фаланг пальцев, и это важно знать и учитывать при организации работы с детьми. Неправильная посадка, длительная работа за столом, продолжительные графические упражнения - все это может привести к нарушениям осанки, искривлению позвоночника, деформации кисти пишущей руки, и ребенок может испытывать боли в конечностях. И, оказавшись за школьной партой в этот период, шестилетний ребенок быстро утомляется, его внимание истощается, и как следствие, плохое усвоение школьного материала. В этом возрасте он еще не способен длительно сосредотачиваться, а высокая двигательная активность мешает сохранять необходимую рабочую позу. Смена занятий ему требуется уже через 20-25 мин., а перерыв должен составлять не менее 10 минут подвижной деятельности, что в обычной школе, к сожалению, не предусмотрено. А малоподвижность, низкий уровень двигательной активности ребенка отрицательно влияют на обучение. Кроме уровня физического развития должна учитываться и психологическая готовность, которая включает в себя: -мотивационную или личностную готовность; -социально-психологическую готовность; -волевую готовность; -интеллектуальную готовность; -достаточный уровень развития зрительно-моторной координации. Кратко об этих составляющих. При наличии личностной или мотивационной готовности у ребенка должно быть желание идти в школу, то есть на языке психологии должна быть мотивация к обучению или мотивационная готовность. В этом отношении готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не только внешней стороной, но и возможностью получить новые знания. Существует даже тест «Познавательная потребность», который помогает родителям определить уровень познавательной потребности у ребенка. Для социально-психологической готовности характерно сформированность социальной позиции школьника: то есть он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования взрослого (учителя), контролировать свое поведение. Главной чертой волевой готовности является умение управлять своим поведением, касается ли это поведения на уроке, где приходится работать по плану или в общении со сверстниками, где существуют тоже определенные правила, то есть когда требуется делать не только что хочется, но и то, что нужно, проявляя волевое усилие. Ребенок начинает понимать значимость нравственного поведения, у него развивается самооценка, формируется чувство ответственности. Интеллектуальная готовность включает в себя достаточный уровень развития процессов памяти, внимания, мышления. Существует обширный набор тестовых методик, позволяющий в полной мере обследовать особенности интеллектуальной сферы ребенка. И, наконец, развитие зрительно - моторной координации, то есть координация глаз и движения руки - одной из значительных составляющих психологической готовности. Установлена тесная связь между координацией тонких движений пальцев рук и речью: чем выше развитие мелкой моторики, то есть движения кистей, тем выше развитие речи и мышления, памяти и внимания. Таким образом, мы видим, что ребенку, собравшемуся в школу, надо быть объективно готовым в разных направлениях, и родители должны об этом знать, чтобы своевременно и грамотно помочь своему ребенку. И если вы все-таки собираетесь вести ребенка в школу в 6 лет, постарайтесь хотя бы посетить психолога, который поможет вам определить уровень готовности к школьному обучению и даст практические рекомендации.
И. Музалькова. Психолог Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|