Готовность детей к обучению в школе. Или - ключ на старт

 Готовность детей к обучению в школе Или  ключ на старт

Готовность к школе: что это? Как различать, чтобы понимать.

В возрастной и педагогической психологии существует несколько классификаций видов готовности к школе. Привожу в статье ту, которая, на мой взгляд, наиболее подходит для использования педагогами - практиками.

Социально-психологическая готовность к школе – основа успешного обучения. Она включает в себя целый набор способностей, качеств и возможностей ребенка,  тесно взаимосвязанных между собой.

В первую очередь, это способность  и готовность ребенка принять социальную позицию школьника, новую роль, с ее правилами и обязанностями.  

 Специалисты выделяют 3 этапа становления позиции школьника:

  1. Уже к шести годам у детей появляется интерес и положительное отношение к школе, как к месту, куда ходят не малыши, а «большие мальчики и девочки». При этом ребенка еще не интересует собственно учебная действительность, ему нравится, что у него будет сувой портфель, красивая форма и новые друзья. По сути, это еще дошкольная позиция, перенесенная на отношение к школе (ребенок хочет пойти в школу, но сохранить дошкольный образ жизни).
  2. Далее позиция школьника развивается в направлении интереса к содержательным моментам школьной жизни. Ребенок интересуется у взрослых, чем занимаются в школе, спрашивает про уроки, учителей и т.д.
  3. И лишь на восьмом году жизни возникает собственно позиция школьника, когда в мотивации начинают преобладать учебные составляющие школьной жизни. Первоклассник хочет хорошо учиться, выполнять школьные правила и требования учителя. В этот период для юного школьника его первая учительница может стать более авторитетным человеком, чем родители и а не только в том, что касается учебы. Но и по многим вопросам.

 Волевая готовность к школе означает способность ребенка контролировать свою деятельность с помощью волевого усилия. В поведении это проявляется через уме­ние слушать, принимать и точно выполнять задания взрослого, через готовность действовать в соответствии с правилами и   следовать образцу. Если волевая готовность сформирована, то ребенок способен  достаточно долго выполнять не очень привлекательное  для него задание.

Мотивационная готовность  - это еще один аспект социально-психологической готовности к школе. Если воспитанник подготовительной группы  понимает важность и необходимость учения и демонстрирует желание ходить в школу для того, чтобы получать новые зна­ния,  то можно говорить о наличии у  него  учебной мотивации.  Ребенок с несформированной мотивационной готовностью проявляет интерес не к учению, а к внешним проявлениям школьной жизни: ему нравится форма, ранец, привлекает то, в школе учится его друг или то, что можно будет не спать днем.  У старших дошкольников присутствуют и другие мотивы, побуждающие ребенка идти в школу: желание быть похожим на взрослых,  интерес к новым видам деятельности, стремление с к самостоятельности, са­моутверждение.



Уровень раз­вития познавательной потребности — один из ведущих показателей психологической готов­ности  детей к обучению в школе. Еще на занятиях в детском саду через игру необходимо формировать у детей интерес к самому процессу получения новых знаний.  Кроме того, чтобы сформировать мотивационную готовность детей  взрослые должны показывать будущему школьнику важность учебной деятельности по сравнению с игрой дошкольника и относиться к ребенку как к более взрослому и ответственному человеку. 

Определить уровень мотивационной готовности к школе поможет тест "Мотивационная готовность"  Т.Д. Марцинковской.
Интеллектуальная готовность к обучению в школе.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе напрямую связана с процессами функционального созревания структур головного мозга.

В качестве показателей  интеллектуальной готовности специалисты выделяют:

а)  Развитие образного и логического мышления позволяет детям быстро находить сходство и различия между предметами, легко объединять предметы в группы по существенным признакам,  а также устанавливать логические связи между предметами и явлениями.

в)  Развитие произвольного внимания предполагает способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут. К концу дошкольного возраста у детей возникает произвольное поведение и формируется произвольность умственной деятельности. Эти характеристики являются необходимыми условиями школьной зрелости, то есть готовности к школе.

с)   Развитие познавательных процессов: мышления, памяти, внимания, восприятия, воображения, речи и других, также является условием интеллектуальной готовности детей к обучению в школе.

d) Кроме того, специалисты считают важным компонентом готовности детей к школе сформированность предметно-специфических знаний, необходимых для школьного обучения. К ним относятся: речевая подготовка, математические представления, пространственно-графическая подготовка.

Хочу обратить внимание еще вот на что: высокий уровень интеллектуального развития не всегда совпадает с социальной и мотивационной готовностью ребенка к школе. Если у ребенка есть такое рассогласование, то он ведет себя в школе "по-детски", учится неровно, т.е., когда у ребенка есть непосредственный интерес к заданию, оно выполняется до конца и правильно. Однако при необходимости сделать непривлекательное или трудное учебное задание, ребенок делает его небрежно, старается побыстрее закончить или вовсе не доводит работу до конца.

Пример из практики: Дима, 6 лет и 10 месяцев. Мальчик сообразительный, у него хорошо развита речь. Дима легко прошел отбор в профильную гимназию. Он очень радовался и гордился, когда ему купили ранец и форму, даже несколько дней ходил в ней дома. При этом в школе учительница отмечала, что одни задания он делает отлично, а другие (те, что требуют внимания и терпения) только в самом начале выглядят аккуратно. Дома за уроки Дима садился неохотно, и его приходилось постоянно контролировать родителям.
Чтобы ориентировать ребенка на выполнение любого задания с начала до конца и доводить дело до качественного результата.  Для этого перед началом выполнения любого действия можно задавать вопрос: "Как ты будешь это делать?" и Что ты сделаешь сначала, а что потом?» Так взрослый побуждает ребенка к планированию своих действий.

Психофизиологическая готовность                        

На физиологическом уровне в возрасте 6- 7 лет происходит интенсивное биологическое преобразование детского организма: к семи годам завершается созревание лобного отдела больших полушарий, возрастает подвижность нервных процессов, хотя возбуждение все еще преобладает над процессами торможения. Поэтому детям этого возраста свойственна низкая произвольность внимания,  высокая потребность в двигательной активности, повышенная эмоциональная возбудимость.

Психофизиологическая готовность к школе предполагает:

а)  Развитие мелкой  моторики руки: ребенок уверенно владеет карандашом и ножницами;

в) Развитие пространственной ориентации и координации движений: ребенок  умеет правильно определять положение в пространстве - выше - ниже, слева - справа.

с)  Постепенно развивается и усложняется координация в системе «глаз-рука»: ребенок способен точно перенести в тетрадь простейший графический узор, образец которого он видит.

Подводя итог, скажу так: на смену ведущей игровой мотивации приходит новая - познавательная, и ведущей деятельностью становится учебная. Обучение и школа олицетворяет для ребенка новый, «взрослый» образ жизни. Все новообразования, в том числе и готовность к школе, формируются на фоне кризиса семи лет. Проходя его, ребенок теряет наивность и непосредственность, учится обобщать и структурировать свои переживания. А также постепенно меняется отношение ребенка к самому себе и к взрослым.

Особенностям протекания кризиса семи лет будет посвящена одна из следующих статей.

Уважаемые родители, важно определить уровень психологической готовности Вашего ребенка к обученнию в школе хотя бы за пол года, а лучше за год до его поступления в первый класс. Тогда можно в удобном для ребенка ритме развить необходимые умения и сформировать нужные способности для успешного обучения в школе.

Обращайтесь в Нижнем Новгороде по телефону: +7 915 937 6307.

По скапу: alla_bryhanova.

По электронной почте: [email protected] 

До встречи.

 



Просмотров: 729
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как определить готовность ребенка к школе?
  • Готовность ребенка к школе: тест
  • Психологическая готовность к школе ребенка
  • Готовность ребенка к школе.
  • Готовность ребенка к школе.
  • Готовность ребенка к школе. Что нужно знать родителям?
  • Влияние отношений к ребенку в семье на готовность ребенка к школе.
  • Готовность ребенка к школе (книги рекомендует психолог)
  • Ребенок и школа. Что такое готовность к школе?
  • Справка о готовности ребенка к обучению в школе
  • Психологическая готовность дошкольников к обучению в школе
  • Мотивационная готовность к школе
  • О готовности ребенка к школе
  • Еще раз о готовности ребенка к школе.
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Развитие речи ребенка как условие успешного обучения в школе
  • Готовность ребёнка к школе. На что стоит обратить внимание.
  • Зачем нужна диагностика готовности ребенка к школе?
  • 25 способов узнать у ребенка как у него дела в школе, не спрашивая, как у него дела в школе...
  • Психологическая готовность к школе
  • Психологическая готовность к школе это...
  • Психологическая готовность к школе
  • Готовность к школе.
  • Готовность к школе
  • Готовность к школе?
  • Готовность к школе
  • Психологическая готовность ребёнка к школе
  • Готовим ребенка к обучению в школе. Хорошая ли у него память?
  • Готовность к школе: часть 1
  • Что значит готовность к школе ребёнка психологическая?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь