|
Готовность детей к обучению в школе. Или - ключ на стартАвтор статьи: Брюханова Алла Владиславовна
Готовность к школе: что это? Как различать, чтобы понимать.В возрастной и педагогической психологии существует несколько классификаций видов готовности к школе. Привожу в статье ту, которая, на мой взгляд, наиболее подходит для использования педагогами - практиками. Социально-психологическая готовность к школе – основа успешного обучения. Она включает в себя целый набор способностей, качеств и возможностей ребенка, тесно взаимосвязанных между собой. В первую очередь, это способность и готовность ребенка принять социальную позицию школьника, новую роль, с ее правилами и обязанностями. Специалисты выделяют 3 этапа становления позиции школьника:
Волевая готовность к школе означает способность ребенка контролировать свою деятельность с помощью волевого усилия. В поведении это проявляется через умение слушать, принимать и точно выполнять задания взрослого, через готовность действовать в соответствии с правилами и следовать образцу. Если волевая готовность сформирована, то ребенок способен достаточно долго выполнять не очень привлекательное для него задание. Мотивационная готовность - это еще один аспект социально-психологической готовности к школе. Если воспитанник подготовительной группы понимает важность и необходимость учения и демонстрирует желание ходить в школу для того, чтобы получать новые знания, то можно говорить о наличии у него учебной мотивации. Ребенок с несформированной мотивационной готовностью проявляет интерес не к учению, а к внешним проявлениям школьной жизни: ему нравится форма, ранец, привлекает то, в школе учится его друг или то, что можно будет не спать днем. У старших дошкольников присутствуют и другие мотивы, побуждающие ребенка идти в школу: желание быть похожим на взрослых, интерес к новым видам деятельности, стремление с к самостоятельности, самоутверждение. Уровень развития познавательной потребности — один из ведущих показателей психологической готовности детей к обучению в школе. Еще на занятиях в детском саду через игру необходимо формировать у детей интерес к самому процессу получения новых знаний. Кроме того, чтобы сформировать мотивационную готовность детей взрослые должны показывать будущему школьнику важность учебной деятельности по сравнению с игрой дошкольника и относиться к ребенку как к более взрослому и ответственному человеку. Определить уровень мотивационной готовности к школе поможет тест "Мотивационная готовность" Т.Д. Марцинковской. Интеллектуальная готовность ребенка к школе напрямую связана с процессами функционального созревания структур головного мозга. В качестве показателей интеллектуальной готовности специалисты выделяют: а) Развитие образного и логического мышления позволяет детям быстро находить сходство и различия между предметами, легко объединять предметы в группы по существенным признакам, а также устанавливать логические связи между предметами и явлениями. в) Развитие произвольного внимания предполагает способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут. К концу дошкольного возраста у детей возникает произвольное поведение и формируется произвольность умственной деятельности. Эти характеристики являются необходимыми условиями школьной зрелости, то есть готовности к школе. с) Развитие познавательных процессов: мышления, памяти, внимания, восприятия, воображения, речи и других, также является условием интеллектуальной готовности детей к обучению в школе. d) Кроме того, специалисты считают важным компонентом готовности детей к школе сформированность предметно-специфических знаний, необходимых для школьного обучения. К ним относятся: речевая подготовка, математические представления, пространственно-графическая подготовка. Хочу обратить внимание еще вот на что: высокий уровень интеллектуального развития не всегда совпадает с социальной и мотивационной готовностью ребенка к школе. Если у ребенка есть такое рассогласование, то он ведет себя в школе "по-детски", учится неровно, т.е., когда у ребенка есть непосредственный интерес к заданию, оно выполняется до конца и правильно. Однако при необходимости сделать непривлекательное или трудное учебное задание, ребенок делает его небрежно, старается побыстрее закончить или вовсе не доводит работу до конца. Пример из практики: Дима, 6 лет и 10 месяцев. Мальчик сообразительный, у него хорошо развита речь. Дима легко прошел отбор в профильную гимназию. Он очень радовался и гордился, когда ему купили ранец и форму, даже несколько дней ходил в ней дома. При этом в школе учительница отмечала, что одни задания он делает отлично, а другие (те, что требуют внимания и терпения) только в самом начале выглядят аккуратно. Дома за уроки Дима садился неохотно, и его приходилось постоянно контролировать родителям. Психофизиологическая готовностьНа физиологическом уровне в возрасте 6- 7 лет происходит интенсивное биологическое преобразование детского организма: к семи годам завершается созревание лобного отдела больших полушарий, возрастает подвижность нервных процессов, хотя возбуждение все еще преобладает над процессами торможения. Поэтому детям этого возраста свойственна низкая произвольность внимания, высокая потребность в двигательной активности, повышенная эмоциональная возбудимость. Психофизиологическая готовность к школе предполагает: а) Развитие мелкой моторики руки: ребенок уверенно владеет карандашом и ножницами; в) Развитие пространственной ориентации и координации движений: ребенок умеет правильно определять положение в пространстве - выше - ниже, слева - справа. с) Постепенно развивается и усложняется координация в системе «глаз-рука»: ребенок способен точно перенести в тетрадь простейший графический узор, образец которого он видит. Подводя итог, скажу так: на смену ведущей игровой мотивации приходит новая - познавательная, и ведущей деятельностью становится учебная. Обучение и школа олицетворяет для ребенка новый, «взрослый» образ жизни. Все новообразования, в том числе и готовность к школе, формируются на фоне кризиса семи лет. Проходя его, ребенок теряет наивность и непосредственность, учится обобщать и структурировать свои переживания. А также постепенно меняется отношение ребенка к самому себе и к взрослым. Особенностям протекания кризиса семи лет будет посвящена одна из следующих статей. Уважаемые родители, важно определить уровень психологической готовности Вашего ребенка к обученнию в школе хотя бы за пол года, а лучше за год до его поступления в первый класс. Тогда можно в удобном для ребенка ритме развить необходимые умения и сформировать нужные способности для успешного обучения в школе. Обращайтесь в Нижнем Новгороде по телефону: +7 915 937 6307. По скапу: alla_bryhanova. По электронной почте: [email protected] До встречи. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|