|
Готовность к школе: часть 1Автор статьи: Богородицкая Юлия Кирилловна
Милые мамы, уважаемые родители, вы часто задаёте вопрос: «А когда уже можно начать готовить моего ребёнка к школе?». Отвечаем — уже сейчас! Эту позицию мы аргументируем в цикле статей «Готовность к школе», а также подкрепим прямыми трансляциями (адрес в конце статьи). Зачем же нужна диагностика готовности к школе, для чего её проводят?
Из чего же состоит процедура диагностики готовности к школе:
Диагностика интеллектуальной готовности: кругозор, познавательные процессы, предметно-специфические знания. Иногда в школу приходит детвора с узконаправленным кругозором. Ребенок расскажет вам про звездное небо такое, о чем вы даже не догадываетесь, перечислит названия десятков динозавров и прочее, при этом не зная названия месяцев и даже сезонов года. Один мальчик знал принципы работы двигателя, но не помнил названий пальцев. Почему важно знать времена года, дни недели и цвета? Хотя бы для того, чтобы в буре новой школьной информации и нагрузки не отвлекаться на заучивание элементарных знаний. Диагностируя познавательные процессы, специалист анализирует особенности восприятия малыша, его память, внимание, речь, воображение и мышление. Помимо диагностики познавательных процессов, специалист центра «Академия речи» определяет тип темперамента ребёночка и на основании этого составляет рекомендации по особенностям общения, воспитания и обучения. Диагностика психофизиологического развития требует отдельного внимания. Ручки малыша должны быть готовы к тому, чтобы держать письменные принадлежности, недостаточная сформированность мелких мышц кисти или отсутствие навыка может сильно застопорить процесс обучения в школе. Способность к пространственной ориентации, координации движений также учитывается перед поступлением в школу. В нашем центре специалисты занимаются развитием этих способностей на тренажерах (например, Balametrics — это система специальных упражнений на балансировочной доске, для развития координации, восстановления работы мозга, улучшения памяти, скорости реакции, снижения утомляемости и чувства тревожности), с использованием лучших методик, проверенных временем. Координация в системе глаз-рука важнейшая составляющая школьного обучения. Если эта система развита, что ребенок успешно справляется с заданием копировать изображение к себе в тетрадь. Социально-психологическая готовность подразделяется на социальную готовность и учебную мотивацию. Социальная готовность формируется в детском саду, если же родители не могут или не хотят отдавать ребёнка в детский сад, то функцию социальной адаптации в какой-то степени могут реализовать детские площадки, секции, кружки, подготовительные курсы и даже большая семья. Малыш, идя в школу, берёт на себя новую социальную роль, он будет взаимодействовать с учителем, одноклассниками, и то, насколько успешно он умеет договариваться, выходить из конфликтных ситуацией, вести себя дисциплинированно, отразиться на его отношениях в школе. Второй момент — учебная мотивация. Зачем ребёнок идёт в школу, чем она привлекательна для него, каким будет для него процесс обучения? Учебная мотивация. Мотивация бывает внутренняя и внешняя. Внешняя мотивация может быть сформирована через внешние атрибуты (новенький рюкзак, красивый дневник и красочные тетради с любимыми персонажами), через кнут и пряник (будешь плохо учиться — будешь дворником, будешь хорошо учиться — купим велосипед), престижная мотивация — оценки — получил «5», значит молодец. Учёба для родителей, из чувства долга и прочее — это внешняя мотивация.
Каким образом:
Настрой родителей. Готовы ли вы отдать ребёнка в школу или вас что-то тревожит, пугает, вызывает переживания? Малыши читают наш эмоциональный фон как открытую книгу, переживают ваши эмоции внутри себя и транслируют так, как получается. Именно поэтому, если настроение ребёнка вызывает у вас недоумение, помимо прочего вы можете задуматься, а какое сейчас настроение у меня, как эмоция доминирует? Сходите на разведку, испытайте дорогу от дома до школы, посмотрите на здание, познакомьтесь с учителем, директором, психологом, прислушайтесь к себе. Не критикуйте школу и учителей при ребёнке, ему в неё ходить почти каждый день и желательно, чтобы у него не возникало двойственности, ведь от него там будут требовать дисциплинированности и внимания, а как слушаться того, кого ругает мама? Неоправданные ожидания. Пусть малыш знает, куда он пойдёт. Покажите школу, поиграйте в школу дома, то вы учитель, то вы ученица. Расскажите про распорядок дня в школе, про перемены, про столовую, про то, как отпрашиваться в туалет. Некоторые дети полагают, что школа — это продолжение садика, но ведь это не так. Информированность поможет избежать разочарования. Ещё больше рекомендаций и практических техник в следующей части нашего цикла «Готовность к школе».
Автор статьи Богородицкая Юлия, психолог-консультант логопедического центра «Академия речи». Онлайн трансляции по адресу @akademiyarechi (Instagram) Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|