Готовность к школе: часть 1

Милые мамы, уважаемые родители, вы часто задаёте вопрос: «А когда уже можно начать готовить моего ребёнка к школе?». Отвечаем — уже сейчас! Эту позицию мы аргументируем в цикле статей «Готовность к школе», а также подкрепим прямыми трансляциями (адрес в конце статьи).

Зачем же нужна диагностика готовности к школе, для чего её проводят? 

 

  • Она помогает определить оптимальный возраст начала обучения. Часто нам кажется, что малыш умненький — ему пора в школу, все ребята из садика идут в школу, а мы чем хуже? Но созрел ли ребенок психологически, может ли он сейчас взять на себя новую социальную роль, полноценно взаимодействовать с одноклассниками и учителем, сможет ли усидеть нужное количество минут на уроке, готов ли к этому психофизиологически? Не принесет ли большая школьная нагрузка ущерб развитию и здоровью малыша? 
  • Диагностика готовности к школе поможет подобрать такую учебную программу, которая будет соответствовать индивидуальным особенностям ребёнка. Будет обидно не реализовать потенциал или наоборот, привести к перенапряжению малыша слишком сложной программой. 
  • Третья причина бдительно отнестись к диагностике ребенка перед школой, это прогноз будущих успехов и неудач, которые будут сопровождать учебный процесс. Мы можем заранее узнать на какие предметно-специфические знания сделать акцент или в чём подтянуть малыша с точки зрения психофизиологического развития и т. д. 

Из чего же состоит процедура диагностики готовности к школе: 

 

Диагностика интеллектуальной готовности: кругозор, познавательные процессы, предметно-специфические знания. 

Иногда в школу приходит детвора с узконаправленным кругозором. Ребенок расскажет вам про звездное небо такое, о чем вы даже не догадываетесь, перечислит названия десятков динозавров и прочее, при этом не зная названия месяцев и даже сезонов года. Один мальчик знал принципы работы двигателя, но не помнил названий пальцев. 

Почему важно знать времена года, дни недели и цвета? Хотя бы для того, чтобы в буре новой школьной информации и нагрузки не отвлекаться на заучивание элементарных знаний. 

Диагностируя познавательные процессы, специалист анализирует особенности восприятия малыша, его память, внимание, речь, воображение и мышление. 

Помимо диагностики познавательных процессов, специалист центра «Академия речи» определяет тип темперамента ребёночка и на основании этого составляет рекомендации по особенностям общения, воспитания и обучения. 

Диагностика психофизиологического развития требует отдельного внимания. Ручки малыша должны быть готовы к тому, чтобы держать письменные принадлежности, недостаточная сформированность мелких мышц кисти или отсутствие навыка может сильно застопорить процесс обучения в школе. 

Способность к пространственной ориентации, координации движений также учитывается перед поступлением в школу. В нашем центре специалисты занимаются развитием этих способностей на тренажерах (например, Balametrics — это система специальных упражнений на балансировочной доске, для развития координации, восстановления работы мозга, улучшения памяти, скорости реакции, снижения утомляемости и чувства тревожности), с использованием лучших методик, проверенных временем. 

Координация в системе глаз-рука важнейшая составляющая школьного обучения. Если эта система развита, что ребенок успешно справляется с заданием копировать изображение к себе в тетрадь. 

Социально-психологическая готовность подразделяется на социальную готовность и учебную мотивацию. 

Социальная готовность формируется в детском саду, если же родители не могут или не хотят отдавать ребёнка в детский сад, то функцию социальной адаптации в какой-то степени могут реализовать детские площадки, секции, кружки, подготовительные курсы и даже большая семья. 

Малыш, идя в школу, берёт на себя новую социальную роль, он будет взаимодействовать с учителем, одноклассниками, и то, насколько успешно он умеет договариваться, выходить из конфликтных ситуацией, вести себя дисциплинированно, отразиться на его отношениях в школе. 

Второй момент — учебная мотивация. Зачем ребёнок идёт в школу, чем она привлекательна для него, каким будет для него процесс обучения? 

Учебная мотивация. Мотивация бывает внутренняя и внешняя. Внешняя мотивация может быть сформирована через внешние атрибуты (новенький рюкзак, красивый дневник и красочные тетради с любимыми персонажами), через кнут и пряник (будешь плохо учиться — будешь дворником, будешь хорошо учиться — купим велосипед), престижная мотивация — оценки — получил «5», значит молодец. Учёба для родителей, из чувства долга и прочее — это внешняя мотивация. 

Внутренняя познавательная мотивация идёт от природного любопытства, и наша с вами задача, дорогие родители, поддержать её и развить. 

Каким образом: 

  • Личный пример. Удивляйтесь, интересуйтесь, увлекайтесь и делитесь этим с малышом так, чтобы он видел. В воспитании, как известно, личный пример является самым мощным инструментом. 
  • «Ух ты!». Гуляйте, исследуйте, удивляйтесь вместе. Всё то, что кажется нам обыденным и привычном, для маленького человека ново и поразительно. Простейшие явления сопроводите фразами «Ух ты!», «Ну надо же, обрати внимание!», и со временем ребёнок научится интересоваться. Поддержите его природное любопытство, на вопрос «Почему?» предлагайте ответное: «А как ты думаешь? Как тебе кажется? Давай пофантазируем?». 

 

Безопасность и любопытство — два важнейших компонента школьной жизни первоклассника. С любопытством разобрались, а безопасность? 

Настрой родителей. Готовы ли вы отдать ребёнка в школу или вас что-то тревожит, пугает, вызывает переживания? Малыши читают наш эмоциональный фон как открытую книгу, переживают ваши эмоции внутри себя и транслируют так, как получается. Именно поэтому, если настроение ребёнка вызывает у вас недоумение, помимо прочего вы можете задуматься, а какое сейчас настроение у меня, как эмоция доминирует? 

Сходите на разведку, испытайте дорогу от дома до школы, посмотрите на здание, познакомьтесь с учителем, директором, психологом, прислушайтесь к себе. Не критикуйте школу и учителей при ребёнке, ему в неё ходить почти каждый день и желательно, чтобы у него не возникало двойственности, ведь от него там будут требовать дисциплинированности и внимания, а как слушаться того, кого ругает мама? 

Неоправданные ожидания. Пусть малыш знает, куда он пойдёт. Покажите школу, поиграйте в школу дома, то вы учитель, то вы ученица. Расскажите про распорядок дня в школе, про перемены, про столовую, про то, как отпрашиваться в туалет. Некоторые дети полагают, что школа — это продолжение садика, но ведь это не так. Информированность поможет избежать разочарования. 

Ещё больше рекомендаций и практических техник в следующей части нашего цикла «Готовность к школе».

 

Автор статьи Богородицкая Юлия, психолог-консультант логопедического центра «Академия речи».

Онлайн трансляции по адресу @akademiyarechi (Instagram)



Просмотров: 411
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что делать, если ребенок не хочет учиться или учебная мотивация в начальной школе
  • Скоро в школу I Готов ли ребенок к школе?
  • Готовность ребёнка к школе. На что стоит обратить внимание.
  • Что значит готовность к школе ребёнка психологическая?
  • Надо заставить ребёнка учиться! Пусть ребёнок лучше умрёт, чем тройки будет в школе получать!
  • Психологическая готовность ребёнка к школе
  • Если у ребенка в школе конфликт. Практические советы психолога, если школу пришлось сменить.
  • Зачем нужна диагностика готовности ребенка к школе?
  • Нужно ли ребёнка отдавать в школу, где учителем работает мама или папа?
  • Ребенок и школа. Что такое готовность к школе?
  • Особенности развития и воспитания детей на отдельных возрастных этапах до начала обучения в школе
  • Родителям о готовности ребёнка к школе
  • 25 способов узнать у ребенка как у него дела в школе, не спрашивая, как у него дела в школе...
  • Готовность ребенка к поступлению в школу.
  • Как определить готовность ребенка к школе?
  • "Не пойду в школу" или как помочь первоклашке прожить адаптацию в школе.
  • Определить Психологическое Состояние ребёнка в детском саду, школе, дома с помощью рисуночных тестов.
  • Психологическая готовность к школе ребенка
  • Ребёнок идёт в школу: основные переживания родителей
  • Развитие речи ребенка как условие успешного обучения в школе
  • Готовность ребенка к школе. Что нужно знать родителям?
  • Мотивация к школе и первые оценки первоклассников
  • Чтобы начало обучения в школе не стало эмоционально травмирующим событием.
  • Психологическая готовность к школе
  • Психологическая готовность к школе
  • Психологическая готовность к школе это...
  • Готовность ребенка к школе (книги рекомендует психолог)
  • Первый раз в первый класс. Психологическая диагностика готовности к школе.
  • Готовность ребенка к школе.
  • Готовность ребенка к школе.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь