В своем развитии от момента рождения и до начала учебы в школе ребенок реализует три основных этапа: младенчество, преддошкольный и дошкольный возраст. Каждый из названных этапов имеет свои особенности, учет которых дает возможность психологам предложить оптимальную системы развития ребенка для наиболее полной его подготовки к школьной поре.
Младенчество
Связь младенца с окружающей средой ограничена физиологическими (биологическими) потребностями. За первые полгода жизни маленький человек проделывает поистине колоссальный путь развития. Он приобретает умение сидеть, стоять, а к году уже почти самостоятельно передвигается.
На первом году жизни ребенок осуществляет разнообразные практические действия с вещами, начинает понимать человеческую речь, узнавать предметы и определенных людей, а также проявляет первые признаки эмоциональной отзывчивости по отношению к ним. Главным видом «деятельности» в данном периоде является прямое эмоциональное общение с матерью или заменяющим ее лицом.
Преддошкольный возраст (1-3 года)
Этот период детские психологи считают наиболее интенсивным по темпам роста и развития ребенка, качественным изменениям в его поведении и восприятии. Мозг младенца развивается быстрее всех остальных органов и тканей. Очень активно идет развитие двигательных функций, а также органов чувств (за исключением речи). В преддошкольном возрасте постоянно осуществляется познание окружающего мира. На данном этапе внимание ребенка привлекают пока еще внешние стороны предмета. Пространственные представления у него еще не развиты. Но ребенок различает форму предметов, распознает их изображение на картинках, связывает наглядно образные впечатления от предметов с их названием. Процесс познания идет также и через развитие интереса к различным техническим предметам.
К трем годам ребенок с легкостью вступает в общение со взрослыми и с другими детьми. Ему уже доступна элементарная степень анализа и синтеза некоторых явлений жизни. Важную роль в его психическом развитии играет речь – постепенно слово начинает служить средством выражения получаемых впечатлений. В этом возрасте малыш проявляет повышенный интерес к сказкам, любит их слушать, воспринимая информацию, а также усваивая эмоции и особенности речи сказителя.
В преддошкольном периоде развития уже намечается эмоциональная основа личности ребенка, начинает складываться его характер. Ведущей на этом этапе является орудийно-предметная деятельность, в ходе которой маленький человек постигает выработанные социумом способы действий относительно тех или иных предметов.
Дошкольный возраст (от 3 до 6 лет)
Ребенок физически крепнет, повышаются защитные функции его организма. Основным видом деятельности становится ролевая игра. В процессе такой игры дошкольник овладевает навыками человеческой деятельности (осуществляется имитация взрослой жизни), ярко проявляет свои склонности и способности. В игре ребенок забывает о границах воображаемого и реального, переживает каждую роль в игре как действительность.
По мнению А.Макаренко, значение игры в этом возрасте так же велико, как для взрослого – производительный труд. Однако в данном периоде ребенок уже приобщается и к настоящей (пока элементарной) трудовой деятельности.
Отличительной чертой развития в дошкольном возрасте является появление преднамеренного запоминания (наряду с непреднамеренным), то есть перед ребенком уже можно ставить цель запомнить ту или иную информацию.
В процессе познавательной деятельности дошкольник проявляет большую активность, любознательность, пытливость. Постепенно у него начинаются складываться простейшие формы логического мышления, формирующегося в тесной связи с речью. Ребенок в этом возрасте уже имеет достаточно широкий словарный запас, практическим путем усваивает грамматические нормы речи. Речь для него является и орудием коммуникации, и средством выражения мыслей.
Под влиянием воспитания, с помощью многократного повторения у дошкольника формируются моральные устои и элементарные нормы поведения.
К моменту достижения верхнего порога дошкольного возраста ребенок уже достаточно сформирован физически, обладает большим кругом представлений и познаний об окружающем мире. Также ребенок способен к работе по конкретному заданию, обладает необходимым уровнем речевого развития. У него сформированы внимание, память и воображение – то есть, налицо все качества, знания и умения, необходимые для начала систематической учебной деятельности.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.