Особенности развития и воспитания детей на отдельных возрастных этапах до начала обучения в школе

В своем развитии от момента рождения и до начала учебы в школе ребенок реализует три основных этапа: младенчество, преддошкольный и дошкольный возраст. Каждый из названных этапов имеет свои особенности, учет которых дает возможность психологам предложить оптимальную системы развития ребенка для наиболее полной его подготовки к школьной поре.

Младенчество

Связь младенца с окружающей средой ограничена физиологическими (биологическими) потребностями. За первые полгода жизни маленький человек проделывает поистине колоссальный путь развития. Он приобретает умение сидеть, стоять, а к году уже почти самостоятельно передвигается.

На первом году жизни ребенок осуществляет разнообразные практические действия с вещами, начинает понимать человеческую речь, узнавать предметы и определенных людей, а также проявляет первые признаки эмоциональной отзывчивости по отношению к ним. Главным видом «деятельности» в данном периоде является прямое эмоциональное общение с матерью или заменяющим ее лицом.

Преддошкольный возраст (1-3 года)

Этот период детские психологи считают наиболее интенсивным по темпам роста и развития ребенка, качественным изменениям в его поведении и восприятии. Мозг младенца развивается быстрее всех остальных органов и тканей. Очень активно идет развитие двигательных функций, а также органов чувств (за исключением речи).
В преддошкольном возрасте постоянно осуществляется познание окружающего мира. На данном этапе внимание ребенка привлекают пока еще внешние стороны предмета. Пространственные представления у него еще не развиты. Но ребенок различает форму предметов, распознает их изображение на картинках, связывает наглядно образные впечатления от предметов с их названием. Процесс познания идет также и через развитие интереса к различным техническим предметам.

К трем годам ребенок с легкостью вступает в общение со взрослыми и с другими детьми. Ему уже доступна элементарная степень анализа и синтеза некоторых явлений жизни.
Важную роль в его психическом развитии играет речь – постепенно слово начинает служить средством выражения получаемых впечатлений. В этом возрасте малыш проявляет повышенный интерес к сказкам, любит их слушать, воспринимая информацию, а также усваивая эмоции и особенности речи сказителя.

В преддошкольном периоде развития уже намечается эмоциональная основа личности ребенка, начинает складываться его характер. Ведущей на этом этапе является орудийно-предметная деятельность, в ходе которой маленький человек постигает выработанные социумом способы действий относительно тех или иных предметов.

Дошкольный возраст (от 3 до 6 лет)

Ребенок физически крепнет, повышаются защитные функции его организма. Основным видом деятельности становится ролевая игра. В процессе такой игры дошкольник овладевает навыками человеческой деятельности (осуществляется имитация взрослой жизни), ярко проявляет свои склонности и способности. В игре ребенок забывает о границах воображаемого и реального, переживает каждую роль в игре как действительность.

По мнению А.Макаренко, значение игры в этом возрасте так же велико, как для взрослого – производительный труд. Однако в данном периоде ребенок уже приобщается и к настоящей (пока элементарной) трудовой деятельности.

Отличительной чертой развития в дошкольном возрасте является появление преднамеренного запоминания (наряду с непреднамеренным), то есть перед ребенком уже можно ставить цель запомнить ту или иную информацию.

В процессе познавательной деятельности дошкольник проявляет большую активность, любознательность, пытливость. Постепенно у него начинаются складываться простейшие формы логического мышления, формирующегося в тесной связи с речью. Ребенок в этом возрасте уже имеет достаточно широкий словарный запас, практическим путем усваивает грамматические нормы речи. Речь для него является и орудием коммуникации, и средством выражения мыслей.

Под влиянием воспитания, с помощью многократного повторения у дошкольника формируются моральные устои и элементарные нормы поведения.

К моменту достижения верхнего порога дошкольного возраста ребенок уже достаточно сформирован физически, обладает большим кругом представлений и познаний об окружающем мире. Также ребенок способен к работе по конкретному заданию, обладает необходимым уровнем речевого развития. У него сформированы внимание, память и воображение – то есть, налицо все качества, знания и умения, необходимые для начала систематической учебной деятельности.



Просмотров: 669
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Если ваш ребенок в этом году идет в школу
  • Чувствительный ребенок: особенности развития чувствительного человека
  • Показатели развития ребенка в старшем дошкольном возрасте.
  • Если ребенок с задержкой речевого развития...
  • О чем молчит не говорящий ребенок. Психологические причины задержки речевого развития
  • Насилие в школе. Ребенок-жертва и ребенок-агрессор. Роль учителей и родителей.
  • Ребенок не от мужа. Муж узнал,что ребенок не от него....
  • Как сформировать у ребенка дошкольного возраста интерес к учебной деятельности
  • Особенности развития в подростковом возрасте. Рекомендации по взаимодействию
  • Момент развития: ребенок или взрослый?
  • Ребенок 2,5 лет: агрессия или норма развития?
  • Ребенок с задержкой развития: Кто виноват? и Что делать?
  • Ребенок проявляет неуважение к родителям
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Ребенок с нарушением интеллектуального развития. Умственная отсталость.
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • Почему ребенок проявляет агрессию? Опыт психолога
  • Что делать, если ребенок проявляет агрессивное поведение?
  • Особенности развития. Возраст 3-4 года
  • Важные этапы развития ребенок - подросток - взрослый по 7 летним циклам.
  • Особенности развития формирующие социальную программу жизни и способы достижения целей.
  • Почему ребенок не слушается? Неспослушный ребенок - уставший ребенок?
  • Ребенок - дошкольник. На что обратить внимание родителям?
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • Понимание механизмов развития депрессивных состояний - типичных и атипичных, а также панических реакций
  • Особенности развития речи: физиологические основы
  • О сущности и значении некоторых психологических ресурсов в детском периоде развития личности
  • Значение игры, для развитие детей в дошкольном возрасте
  • Особенности развития детей, имеющих задержку развития.
  • Задачи развития ребенка первого года жизни



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь