Особенности развития речи: физиологические основы

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ: ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

В первые годы жизни у ребенка очень активно развивается мозг. При рождении мозг ребенка весит примерно 340 гр., к 1 году вес мозга достигает примерно 1,1 кг., а к 5 годам – 1,5 кг.

Речевое развитие тесно связано с развитием мозга. Многие знают, что развитие мелкой моторики ребенка способствует развитию тех отделов головного мозга, которые отвечают за речь. Однако это очень упрощенная трактовка развития речи.

Речевой процесс является круговым  и речевой круг образуют три мозговых речевых центра:

  • центр Брока (воспроизводит речь, управляя речевой мускулатурой);
  • центр Вернике (распознает собственную речь и речь других людей;
  • ассоциативный центр (создает структуру фраз и предложений).

 

Изначально у ребенка формируется зона Брока.

Для того, чтобы понять важность развития центра Брока, представим, что происходит с человеком, у которого поражен центр Брока. У человека нарушается устная и письменная речь: человек или не может сказать ни слова, или произносит лишь отдельные слова и простые фразы, часто искажая их до неузнаваемости. Однако понимание чужой речи при этом сохраняется. При частичном поражении центра Брока больной говорит с трудом, речь его приобретает «телеграфный стиль», лишаясь глаголов и связок. 

Центр Брока – двигательный центр речи в коре головного мозга. Его работа обеспечивает моторную организацию речи. Проще говоря, для того, чтобы произнести слово, человек должен совершить двигательную активность, которая требуется для артикуляции слов.

Развитие мелкой моторики способствует развитию центра Брока. То есть, мелкая моторика – один из факторов развития речи. Но отнюдь не единственный. Так как недостаточно воспроизводить звуки. Важно еще и понимать человеческую речь.

Центр Вернике – сенсорный центр речи, отвечающий  за понимание (обеспечивает звуковой фонематический анализ речи). Этот центр формируется позже, когда младенец из общего хаоса звуков начинает распознавать и повторять простые слова, от которых он жизненно зависим. Например, «мама», «папа», «дай» и т. п. Повреждения центра Вернике влияют на способность человека воспринимать звуки речи как лингвистически значимые.

Ассоциативный центр развивается к 2 годам, когда ребенок начинает произносить сложные фразы, которые этот центр и строит.

Большую роль в развитии головного мозга (а, значит, и речи) играют сенсорные раздражители. Разнообразные ощущения (слуховые, зрительные, тактильные, вкусовые и др.), а также вербализация этих ощущений будут способствовать развитию речи.

Главное, чтобы сенсорных раздражителей (впечатлений) было не слишком много, так как головной мозг должен успеть переработать все сигналы.

Развитие речи у детей

РАЗВИТИЕ  РЕЧИАРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ



Просмотров: 499
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Развитие речи, создаем поле для формирования речи ребенка.
  • Моторика ребенка и развитие речи
  • Развитие речи: артикуляционные упражнения
  • Развитие речи ребенка
  • Криминализация разговорной речи и развитие ребенка
  • Развитие речи ребенка в процессе игр на ПК как профилактика компьютерной зависимости
  • Развитие речи ребенка как условие успешного обучения в школе
  • Как выбрать центр раннего развития для Вашего ребенка:
  • Почему ребёнок не говорит? Задержка развития речи. Часть 2
  • Почему ребёнок не говорит? Задержка развития речи. Часть 1
  • Пазлы как инструмент развития речи
  • Рекомендации по развитию речи
  • Развитие речи и дыхание
  • Развитие речи и дыхание
  • Развитие речи дошкольника
  • Развитие речи у детей
  • Условия, влияющие на развитие речи
  • Развитие речи и помогающие специалисты
  • Арт-терапия в работе с детьми с расстройствами развития речи и трудностями в обучении
  • Развитие разговорной речи в Монтессори подходе
  • Задержка в развитии речи - отправлять ребенка в детский лагерь или нет?
  • Развитие мышления дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Городской шум и развитие речи или «Моцарт, вся надежда на тебя!»
  • Эмоциональное развитие дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР).
  • Как вытравить слова-паразиты из речи
  • Гаджеты и скудность речи у ребенка
  • Особенности письменной речи...
  • Психологическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с общим недоразвитием речи
  • Общение и Влияние. Практика очистки речи от Конфликтных слов и фраз.
  • Структура речи клиента, пунктуация встреч и особенности молчания.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь