Рекомендации по развитию речи

Существует множество методических рекомендаций, направленных на развитие и совершенствование речи дошкольников, детей младшего школьного возраста. Однако гораздо в меньшей степени представлены рекомендации, затрагивающие первые недели и месяцы жизни ребенка. Еще меньше имеется разработок, ориентированных на развитие речи ребенка с учетом особенностей привязанности ребенка в матери и ее роли в первые дни жизни ребенка. 

Прежде всего, отметим, что младенческий возраст, это возраст, в котором ребенок получает питание, как правило, в виде материнского грудного молока. Однако важно помнить, что кормление грудью представляет собой не только питание, обеспечивающее поступление в его организм жизненно необходимых питательных веществ, защищающее его от болезней, гарантирующее ему хорошее развитие его сил и ума, но также это эффективное средство воспитания любовного, доверительного отношения к собственной матери, а через нее – к другим людям. Ученые заметили, что чем раньше ребенок был отлучен от груди, тем больше он в последствие был предрасположен к неконтактности, бесчувственности, одиночеству. У таких детей имелось больше проблем с коммуникацией и установлением дружеских и личных контактов. Таким образом, в качестве первой рекомендации может выступать кормление грудью, которое, желательно осуществлять на протяжении всего первого года жизни ребенка.

Иллюстрацией, подтверждающей пользу грудного вскармливания не только для физического, но и для интеллектуального (а значит, речевого) развития детей, может выступить наблюдение, осуществленное в 1956 году французскойисследовательницей М. Жебер. Она обратила внимание на то, что дети, живущие в бедной африканской стране Уганде, по сравнению с обеспеченными детьми французов и других европейцев обладают гораздо более развитыми способностями, в том числе, и речевыми. При этом она заметила, что чем младше был ребенок, тем существеннее был обнаруженный ею разрыв в показателях.

Оказалось, что африканские матери воспитывают своих малышей иначе, чем европейские женщины. С первых дней жизни ребенок сидел на спине у африканской матери, прочно привязанный материей. Где бы ни была мать, с кем бы ни говорила, ребенок всюду находился с нею. Это кардинально отличалось от того типа воспитания, которое давали своим детям богатые французы. В состоятельных семьях за ребенком присматривали слуги, которые редко говорили с ними. Конечно, маленькие африканские дети в силу возраста никак не могли понять разговор взрослых, но они наблюдали и слушали с интересом. Также грудь матери, источник питания, всегда быларядом. Ребенок знал, что он никогда не получит отказа.  Спать африканские дети также ложились со своими матерями. Все это способствовало тому, что по уровню речевого развития африканские дети, как это ни странно, значительно обгоняли европейских детей.

Рекомендации, которые можно вынести из данного примера, две: следует кормить детей грудью, а также не исключать ребенка из социальной среды, где он может слушать речь других людей. Вывод здесь очевиден: чем больше взрослые общаются с ребенком, тем интенсивнее идет его физическое и психическое развитие.

Еще одной рекомендацией может выступать сознательное активное общение с ребенком. Достаточно часто можно столкнуться с ситуацией, когда молодые мамы, сами того не замечая того, пользуются в общении с ребенком в основном экспрессивно-мимическими средствами (жестами, взглядами и т. п.), нежели собственной речью. Если обратить их внимание на данный факт можно услышать соображения о том, что ребенок же все равно не может ответить и вряд ли сейчас что-то понимает. Тем не менее, наиболее адекватным для успешного развития речи ребенка будет именно употребление простых слов, относящихся к конкретным предметам и реальным, происходящим в настоящий момент действиям.

Речь матери также должна быть не только эмоциональна, но и хорошо интонирована, с выделением ударного слога и четкой артикуляцией. Важно, чтобы во время общения матери и новорожденного ребенок мог видеть как движения губ матери, так и тот предмет, которым она манипулирует и, который называет.

Внимание малыша в первые месяцы жизни еще сильно рассеянно, поэтому просто механическим повторением невозможно добиться нужного результата. Чтобы малыш не потерял интерес к предлагаемому занятию, следует пытаться подобрать такие предметы, которые привлекут его внимание своей яркостью, необычностью, формой, текстурой и т. п.

Также важно давать в ручки ребенку этот предмет, поскольку это будет развивать его мелкую моторику, что имеет положительное влияние на развитие когнитивных и речевых способностей ребенка. Рекомендуется показать малышу, какие действия можно с ним произвести, можно спрятать предмет на глазах у малыша (под подушкой или платком) и попросить найти. Следует поощрять любой вариант произнесения нового слова, доступный для ребенка на данном этапе жизни.

Учитывая все приведенные рекомендации, следует помнить, что для каждого возрастного периода задачи речевого развития решаются в сочетании с другими видами деятельности ребенка. Не следует требовать от младенца того, что он пока еще не в состоянии выполнить. Лучшей рекомендацией будет проводить больше времени с ребенком, общаясь с ним разнообразными способами: как вербально, так и невербально.

 



Просмотров: 470
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Привязанность в жизни матери и ребенка
  • Развитие ребенка - первые месяцы
  • В 1 класс идет ребенок с ЗПР. На что следует обратить внимание
  • Качества молодой матери, которые необходимы для воспитания здорового и счастливого ребенка
  • Безопасность ребенка. На что следует обратить внимание.
  • Недоношенные дети – психологические потребности ребенка и матери
  • Как следует поощрять и как не следует наказывать детей дошкольного и младшего школьного возраста
  • Развитие речи, создаем поле для формирования речи ребенка.
  • Задачи развития ребенка первого года жизни
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Развитие речи ребенка как условие успешного обучения в школе
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Развитие речи ребенка
  • Моторика ребенка и развитие речи
  • Внутренняя позиция матери ребенка раннего возраста с синдромом Дауна.
  • Криминализация разговорной речи и развитие ребенка
  • Абортированные дети моей матери. А кто я, и почему у меня непонятные мысли? Замещающий ребенок
  • Саногенная рефлексия матери в структуре эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Развитие речи ребенка в процессе игр на ПК как профилактика компьютерной зависимости
  • Где и как найти радость матери ребенка-инвалида?
  • Дети будущего: каким навыкам следует обучать ребенка уже сегодня?
  • Отношения матери и ребенка. «Правильная» родительская любовь.
  • Влияние матери на формирование идентичности ребенка в русле психодинамического подхода
  • Мать психотика: варианты поведения матери, ведущие к тяжелой патологии ребенка
  • "Общение матери со взрослой дочерью. Как избавиться от роли ребенка?"
  • Если ребенок с задержкой речевого развития...
  • Когда Внутренний ребенок может помочь. Алгоритм работы с Внутренним ребенком.
  • Плач ребенка и реакция матери



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь