|
Рекомендации по развитию речиАвтор статьи: Данилова Наталья Дмитриевна
Существует множество методических рекомендаций, направленных на развитие и совершенствование речи дошкольников, детей младшего школьного возраста. Однако гораздо в меньшей степени представлены рекомендации, затрагивающие первые недели и месяцы жизни ребенка. Еще меньше имеется разработок, ориентированных на развитие речи ребенка с учетом особенностей привязанности ребенка в матери и ее роли в первые дни жизни ребенка. Прежде всего, отметим, что младенческий возраст, это возраст, в котором ребенок получает питание, как правило, в виде материнского грудного молока. Однако важно помнить, что кормление грудью представляет собой не только питание, обеспечивающее поступление в его организм жизненно необходимых питательных веществ, защищающее его от болезней, гарантирующее ему хорошее развитие его сил и ума, но также это эффективное средство воспитания любовного, доверительного отношения к собственной матери, а через нее – к другим людям. Ученые заметили, что чем раньше ребенок был отлучен от груди, тем больше он в последствие был предрасположен к неконтактности, бесчувственности, одиночеству. У таких детей имелось больше проблем с коммуникацией и установлением дружеских и личных контактов. Таким образом, в качестве первой рекомендации может выступать кормление грудью, которое, желательно осуществлять на протяжении всего первого года жизни ребенка. Иллюстрацией, подтверждающей пользу грудного вскармливания не только для физического, но и для интеллектуального (а значит, речевого) развития детей, может выступить наблюдение, осуществленное в 1956 году французскойисследовательницей М. Жебер. Она обратила внимание на то, что дети, живущие в бедной африканской стране Уганде, по сравнению с обеспеченными детьми французов и других европейцев обладают гораздо более развитыми способностями, в том числе, и речевыми. При этом она заметила, что чем младше был ребенок, тем существеннее был обнаруженный ею разрыв в показателях. Оказалось, что африканские матери воспитывают своих малышей иначе, чем европейские женщины. С первых дней жизни ребенок сидел на спине у африканской матери, прочно привязанный материей. Где бы ни была мать, с кем бы ни говорила, ребенок всюду находился с нею. Это кардинально отличалось от того типа воспитания, которое давали своим детям богатые французы. В состоятельных семьях за ребенком присматривали слуги, которые редко говорили с ними. Конечно, маленькие африканские дети в силу возраста никак не могли понять разговор взрослых, но они наблюдали и слушали с интересом. Также грудь матери, источник питания, всегда быларядом. Ребенок знал, что он никогда не получит отказа. Спать африканские дети также ложились со своими матерями. Все это способствовало тому, что по уровню речевого развития африканские дети, как это ни странно, значительно обгоняли европейских детей. Рекомендации, которые можно вынести из данного примера, две: следует кормить детей грудью, а также не исключать ребенка из социальной среды, где он может слушать речь других людей. Вывод здесь очевиден: чем больше взрослые общаются с ребенком, тем интенсивнее идет его физическое и психическое развитие. Еще одной рекомендацией может выступать сознательное активное общение с ребенком. Достаточно часто можно столкнуться с ситуацией, когда молодые мамы, сами того не замечая того, пользуются в общении с ребенком в основном экспрессивно-мимическими средствами (жестами, взглядами и т. п.), нежели собственной речью. Если обратить их внимание на данный факт можно услышать соображения о том, что ребенок же все равно не может ответить и вряд ли сейчас что-то понимает. Тем не менее, наиболее адекватным для успешного развития речи ребенка будет именно употребление простых слов, относящихся к конкретным предметам и реальным, происходящим в настоящий момент действиям. Речь матери также должна быть не только эмоциональна, но и хорошо интонирована, с выделением ударного слога и четкой артикуляцией. Важно, чтобы во время общения матери и новорожденного ребенок мог видеть как движения губ матери, так и тот предмет, которым она манипулирует и, который называет. Внимание малыша в первые месяцы жизни еще сильно рассеянно, поэтому просто механическим повторением невозможно добиться нужного результата. Чтобы малыш не потерял интерес к предлагаемому занятию, следует пытаться подобрать такие предметы, которые привлекут его внимание своей яркостью, необычностью, формой, текстурой и т. п. Также важно давать в ручки ребенку этот предмет, поскольку это будет развивать его мелкую моторику, что имеет положительное влияние на развитие когнитивных и речевых способностей ребенка. Рекомендуется показать малышу, какие действия можно с ним произвести, можно спрятать предмет на глазах у малыша (под подушкой или платком) и попросить найти. Следует поощрять любой вариант произнесения нового слова, доступный для ребенка на данном этапе жизни. Учитывая все приведенные рекомендации, следует помнить, что для каждого возрастного периода задачи речевого развития решаются в сочетании с другими видами деятельности ребенка. Не следует требовать от младенца того, что он пока еще не в состоянии выполнить. Лучшей рекомендацией будет проводить больше времени с ребенком, общаясь с ним разнообразными способами: как вербально, так и невербально.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|