|
Эмоциональное развитие дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР).Автор статьи: Яковлева Наталья Александровна
Отклонения развития эмоциональной сферы ребёнка сопровождаются проблемами социальной адаптации, сопровождающиеся характерными проблемами при взаимодействии личности с окружающим социумом. В итоге, нарушения психосоциального и психоэмоционального развития ребёнка приводят к проблемам формирования личности, расстройства процессов развития ребёнка закономерно приводят к нарушению развития его личности в целом. Общими для детей с нарушениями развития являются следующие проблемы: пониженный фон настроения, астенические черты характера, низкая самооценка, самоограничение в социальных контактах, ипохондричность, склонность формирования страхов, неуверенность и тревожность. Подобные отклонения возникают также в случаях неправильного воспитания детей, детей, растущих в неблагополучных семьях, а также в случаях грубых педагогических ошибок в ходе воспитания и обучения. Осознание сложности и взаимосвязанности процессов развития ребёнка в различных сферах стимулировало расширение исследований ученных-психологов и педагогов в этих областях. Было проведено разностороннее исследование зависимости расстройств формирования эмоционально-волевой сферы от отклонений развития речи и нарушений становления личностной сферы, и как следствие, нарушения развития психики детей в целом. Недоразвитию речи у детей сопутствуют: трудности общения, проблемы в установлении контактов, замкнутость, низкая наблюдательность, неустойчивость интересов, неуверенность в себе, обидчивость, негативизм, агрессивность. Об отклонениях в эмоционально-волевой сфере ребёнка свидетельствуют следующие проявления: моторное волнение, непоседливость, повышенная возбудимость, нервозность и раздражительность. Нарушения в области эмоционально-волевой сферы у детей, сопровождающиеся ОНР, проявляются в обыденном поведении и играх. Как правило, такие дети не проявляют самостоятельность, обладают легкой внушаемостью, чаще других детей подчиняются и подражают другим, перенимают поведение других детей, их переживания неустойчивы и легко меняются, проявляются эмоционально неадекватная реакция на воздействия. Формирования личности ребёнка находятся в прямой зависимости от специфики нарушений речи. Задержка развития речи, низкий уровень словарного запаса и прочие речевые аномалии сказываются на формировании детского самосознания и самооценки. Особенности детской личностно-волевой и эмоциональной сфер непосредственно влияют на характер их взаимоотношений с окружающими, на осознании своего положения в обществе и понимания своих обязанностей в нем. Форма и степень нарушения речи ребёнка оказывает прямое влияние на процесс формирования личности и развития эмоций; по причине недостаточной зрелости коммуникативной сферы детей с ОНР могут возникать неблагоприятные отношения в группе сверстников. В ходе исследований особенностей нарушений речевого развития детей была вскрыта связь между речевыми нарушениями (проблемы морфологического, синтаксического, логико-синтаксического и композиционного характера), коммуникативными проблемами (проблемы диалогической и монологической речи) и нарушениями формирования эмоциональной сферы (проблемы в установлении контактов, замкнутость, неуверенность в себе, обидчивость, негативизм). Особенности эмоционально-личностной сферы ребенка с ОНР связаны также и с нарушениями центральной нервной системы. При этом нарушения речевого развития приводят к расстройствам коммуникативной сферы, что выводит ребенка из детского коллектива. С возрастом эта ситуация все больше травмирует его психику. Ребенок не может регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил, не готов к волевой регуляции поведения. Без специальной коррекционной психолого - педагогической помощи такие дети оказываются психологически не подготовленными к школе по всем параметрам. Подводя итог, можно отметить, что нарушения социально-коммуникативной сферы затрагивают все стороны процесса общения, выделяемые в психологии: - коммуникативной, из-за нарушения процесса обмена информацией, за счет сложности в передаче ребенком и восприятия собеседником сообщения, и по причине особенностей программирования высказывания; - интерактивной, из-за нарушения построения общей стратегии взаимодействия; - перцептивной, из-за задержки развития форм общения, и как следствие, нарушения адекватного восприятия более сложных форм, что в конечном счете приводит к невозможности полноценного восприятия. Нарушения эмоционально-волевой сферы детей с общими нарушениями речи сопровождают следующие симптомы: гиперактивность во всех проявлениях, раздражительность; замкнутость, негативизм, агрессивность, обидчивость, нестойкость интересов, пониженной наблюдательность, трудности общения и налаживание контакта с окружающими. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|