Эмоциональное развитие дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР).

Эмоциональное развитие дошкольников с общим недоразвитием речи ОНР

Отклонения развития эмоциональной сферы ребёнка сопровождаются проблемами социальной адаптации, сопровождающиеся характерными проблемами при взаимодействии личности с окружающим социумом. В итоге, нарушения психосоциального и психоэмоционального развития ребёнка приводят к проблемам формирования личности, расстройства процессов развития ребёнка закономерно приводят к нарушению развития его личности в целом.

Общими для детей с нарушениями развития являются следующие проблемы: пониженный фон настроения, астенические черты характера, низкая самооценка, самоограничение в социальных контактах, ипохондричность, склонность формирования страхов, неуверенность и тревожность.

Подобные отклонения возникают также в случаях неправильного воспитания детей, детей, растущих в неблагополучных семьях, а также в случаях грубых педагогических ошибок в ходе воспитания и обучения.

Осознание сложности и взаимосвязанности процессов развития ребёнка в различных сферах стимулировало расширение исследований ученных-психологов и педагогов в этих областях. Было проведено разностороннее исследование зависимости расстройств формирования эмоционально-волевой сферы от отклонений развития речи и нарушений становления личностной сферы, и как следствие, нарушения развития психики детей в целом.

Недоразвитию речи у детей сопутствуют: трудности общения, проблемы в установлении контактов, замкнутость, низкая наблюдательность, неустойчивость интересов, неуверенность в себе, обидчивость, негативизм, агрессивность.

Об отклонениях в эмоционально-волевой сфере ребёнка свидетельствуют следующие проявления: моторное волнение, непоседливость, повышенная возбудимость, нервозность и раздражительность.

Нарушения в области эмоционально-волевой сферы у детей, сопровождающиеся ОНР, проявляются в обыденном поведении и играх. Как правило, такие дети не проявляют самостоятельность, обладают легкой внушаемостью, чаще других детей подчиняются и подражают другим, перенимают поведение других детей, их переживания неустойчивы и легко меняются, проявляются эмоционально неадекватная реакция на воздействия.

Формирования личности ребёнка находятся в прямой зависимости от специфики нарушений речи. Задержка развития речи, низкий уровень словарного запаса и прочие речевые аномалии сказываются на формировании детского самосознания и самооценки. Особенности детской личностно-волевой и эмоциональной сфер непосредственно влияют на характер их взаимоотношений с окружающими, на осознании своего положения в обществе и понимания своих обязанностей в нем.

Форма и степень нарушения речи ребёнка оказывает прямое влияние на процесс формирования личности и развития эмоций; по причине недостаточной зрелости коммуникативной сферы детей с ОНР могут возникать неблагоприятные отношения в группе сверстников.

В ходе исследований особенностей нарушений речевого развития детей была вскрыта связь между речевыми нарушениями (проблемы морфологического, синтаксического, логико-синтаксического и композиционного характера), коммуникативными проблемами (проблемы диалогической и монологической речи) и нарушениями формирования эмоциональной сферы (проблемы в установлении контактов, замкнутость, неуверенность в себе, обидчивость, негативизм).

Особенности эмоционально-личностной сферы ребенка с ОНР связаны также и с нарушениями центральной нервной системы. При этом нарушения речевого развития приводят к расстройствам коммуникативной сферы, что выводит ребенка из детского коллектива. С возрастом эта ситуация все больше травмирует его психику.

Ребенок не может регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил, не готов к волевой регуляции поведения. Без специальной коррекционной психолого - педагогической помощи такие дети оказываются психологически не подготовленными к школе по всем параметрам.

Подводя итог, можно отметить, что нарушения социально-коммуникативной сферы затрагивают все стороны процесса общения, выделяемые в психологии:

- коммуникативной, из-за нарушения процесса обмена информацией, за счет сложности в передаче ребенком и восприятия собеседником сообщения, и по причине особенностей программирования высказывания;

-  интерактивной, из-за нарушения построения общей стратегии взаимодействия;

- перцептивной, из-за задержки развития форм общения, и как следствие, нарушения адекватного восприятия более сложных форм, что в конечном счете приводит к невозможности полноценного восприятия.

Нарушения эмоционально-волевой сферы детей с общими нарушениями речи сопровождают следующие симптомы: гиперактивность во всех проявлениях, раздражительность; замкнутость, негативизм, агрессивность, обидчивость, нестойкость интересов, пониженной наблюдательность, трудности общения и налаживание контакта с окружающими.



Просмотров: 709
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Особенности и коррекция эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями развития
  • «Комната релаксации» как средство коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП.
  • Сказка как метод развития эмоциональной сферы детей
  • «Сказка, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»
  • Пример обследования эмоционально-волевой сферы
  • Несформированность эмоционально волевой сферы чем помочь ребенку
  • Психокоррекция эмоционально познавательного развития детей с ЗПР
  • Упражнения с мокрым песком для детей с нарушениями развития
  • Особенности развития детей, имеющих задержку развития.
  • Особенности конфликтов детей младшего школьного возраста с нарушениями речи.
  • Комплекс игр и упражнений для развития двигательной сферы ребенка 3-5 лет
  • Развитие эмоциональной сферы детей
  • Исследование особенностей нарушений эмоциональной сферы педагогов.
  • О важности развития чувственной сферы
  • Опыт принятия. Психокоррекция детей с особенностями поведения и эмоциональной сферы.
  • Особенности общения детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста
  • Особенности развития и воспитания детей на отдельных возрастных этапах до начала обучения в школе
  • Диагностика эмоциональной сферы детей и взрослых по рисунку
  • Комплексный подход к преодолению задержки речевого развития у детей
  • Секрет развития личности детей от 1 до 6 месяцев.
  • Исследование взаимосвязи нарушений нейронных связей и развития вегетососудистой дистонии у детей
  • «Специфика развития личности и коррекция поведения детей и подростков, больных эпилепсией»
  • Особенности развития речи: физиологические основы
  • Развитие речи, создаем поле для формирования речи ребенка.
  • Изучение личностной сферы детей старшего дошкольного возраста методом наблюдения.
  • Почему ребёнок не говорит? Задержка развития речи. Часть 1
  • Почему ребёнок не говорит? Задержка развития речи. Часть 2
  • О значении сказки для развития личности ребёнка
  • Поиск смысла жизни как основа для формирования и развития личности
  • Особенности социально – доверительных отношений у детей, с депривацией психического развития.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь