«Кто розу нежную любви привил, К порезам сердца, - не напрасно жил. И тот, кто сердцем чутко слышал Бога, И тот, кто хмель земной услады пил!» Омар Хайям Как-то в одной из статей я писала, что «голова хорошо, а с телом лучше». Какой смысл скрыт в этой фразе? «Голова» - это ум, разум, мысли. «Тело» - это ощущения, переживания, чувства, эмоции. Здесь сконцентрирована чувственная сфера. О пользе соединения «головы и тела», разума и сердца, их гармоничного взаимодействия пойдет речь в этой статье. Идея написания возникла в ходе бесед с клиентами. Недоумения, удивления, раздражение, непонимание причин «вроде бы благополучной жизни, когда все есть, а счастья нет» ... . Одна из причин - отсутствие полноценной чувственной и эмоциональной сторон жизни. В нашем быстро изменяющемся мире, с огромным количеством информации у нас возникает необходимость оперативно ее обрабатывать. Интеллектуальная всеядность, взращиваемая и одобряемая обществом, выступает как необходимое требование времени. А простые человеческие добродетели, повседневные радости жизни, человеческие отношения, проявления чувств, к сожалению, отодвигаются в сторону. С раннего детства родители воспитывают и стараются развить в большей степени умственные способности ребенка, его интеллект. Безусловно необходимо развивать мышление у ребенка, но необходимо помнить и про чувственную сторону развития, проявлять внимание к телесным переживаниям и ощущениям. Гипертрофированное воспитание как в родительской семье, так и в других образовательных учреждениях, требования современного общества усиливают тенденцию к стремительному обеднению эмоциональной сферы, ее оскуднению. Это приводит к возникновению чувства одиночества, депрессиям, чувствам отчаяния и безысходности, ощущению ненужности, собственной никчемности (потеря смысла жизни), обособленности от внешнего мира и его непринятию, не говоря уже о возникновении психических и психосоматических заболеваний, онкологии, проблем алкоголизма и других. Неограниченное «проглатывание» информации аналогично обжорству, беспорядочному поеданию, вызывает похожие болезненные реакции, а впоследствии - состояния и болезни. Чтобы было немного понятнее рассмотрим два случая приема пищи. Случай N 1 Вам без разницы какую пищу вы едите. Вы едите быстро, много, не разжевывая пищу, заглатывая кусками, часто не помня, что съели, в общем «просто закидали и залили что-то» в свой желудок. Знакомая картина? Многим из нас понятно, что это приводит к несварению, болям в животе, к заболеваниям ЖКТ, ожирению и т.д. Нарушены: процесс поедания – процесс пищеварения – вывод из кишечника (диарея – запоры – нестабильный стул). Случай N 2 Вы осознанно выбираете еду. Тщательно разжевываете пищу. Едите столько, сколько вам необходимо, прислушиваясь к себе. Наслаждаетесь эстетическим видом, приготовленной пищи. Смакуете ее, думаете о ней, ощущаете и обоняете ее. В общем испытываете палитру вкусовых и эстетических переживаний. Вы наслаждаетесь процессом приема пищи. Как вы думаете – в каком случае пища будет полезна для вашего организма? Верно, во втором. Так как вы ее полностью усвоили, насладились видом, вкусом, желанием ее съесть, тщательно прожевали ее. Психика человека устроена таким образом, что любая «информационная пища» должна быть тщательно отобрана, «прожевана и усвоена». Только в этом случае она будет работать нормально, без сбоев. Но, количество информации, несущейся на нас с разных сторон будь то учеба, работа, с экранов телевизоров, с компьютеров, из средств массовой информации, внешнего мира, буквально обрушивается на наше сознание. Наша психика, а тем более детская, не способна одномоментно и одновременно принять, переварить и усвоить такой объем информации. А «переварить и усвоить» - это значит эмоционально отреагировать, проявить свое отношение к происходящему, понять собственные чувства и эмоции в этот момент, отразить их соответствующим образом обратно во внешний мир (например: испугаться, обрадоваться, ударить, поддержать, закричать, сказать и т.д.). Если этого не происходит, то результатом будет «ее несварение». Первоначальные симптомы, если вы «дружите» с телом, будут похожими: тошнота, боли в животе, головные боли и т.д. А последствия более широкомасштабны. Зная тот факт, что многие эмоции, чувства социально неодобряемы обществом (злость, страхи, сильная радость и т.п.), а иногда и осуждаемы (например – мальчикам плакать нельзя) получаем следующую картину. Ребенок вырастает каким-то «однобоким», с хорошо развитым «головным мускулом» и «атрофированными мышцами» чувственной и эмоциональной сферы. Такая парадоксальная вот ситуация. Нужно реагировать, а … нечем – «не развит или не разработан этот орган». А речь идет о сердце, оно кладезь наших чувствований, это главный «орган и вместилище нашей души». Когда мы питаем душу положительными чувствами, эмоциями, переживаниями, ощущениями, то она обязательно «подрастает». Когда «душа трудится», то и личность творит и умножает саму себя. «… свершив добро, душа сильна, когда не ищет воздаянья»
«По капле пей немую влагу жизни! И жизнь по капле высохнет, как сон» Омар Хайям Какой же выход из этой ситуации? Что же делать? Я предлагаю конкретные шаги в данном направлении (особенно, в отношении детей): - ограничить вход любой информации, дозировать ее, выбрать полезную и интересную для себя и для детей - меньше смотреть телевизор - заменить общение с компьютером, телевизором на «живое» общение с людьми, со своими друзьями - заменить малоподвижный образ жизни на спортивный, трезвый и т.п. - повышать качество общения - заняться интересным делом, хобби, освоить новую профессию - переключать свое внимание на приятные вещи, явления, события, факты - посещать культурные мероприятия: выставки, театр, филармонию - почаще испытывать положительные эмоции от чтения книг, прослушивания приятной музыки, процесса еды, просмотра любимого или выбранного вами фильма, от общения с природой, приятными вам людьми. Соединить «голову с телом» и значит научиться жить полноценно, чувственно проживая каждый момент своей жизни. Читателям от всей души желаю успехов на пути личностного развития! |