Особенности социально – доверительных отношений у детей, с депривацией психического развития.

Проблема воспитания детей в закрытых детских учреждениях изучается как зарубежными, так и отечественными учеными, но исследований влияния психической депривации на развитие социально- доверительных отношений у дошкольников, недостаточно. Так же эта проблема не ставилась в ракурсе изучения особенностей доверия к миру депривированных детей.

В наше время проблема сиротства и последствия этого явления всё чаще становится предметом исследований учёных в области медицины, психологии и социологии. Существующая в настоящее время воспитательная система специальных учреждений, где проживают до определенного возраста дети-сироты, не эффективна, с точки зрения создания условий для полноценного развития личности. Современные исследования (А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых, М.К.Бардышевской, Л.Н.Галигузовой, Г.В.Грибановой, В.Н.Ослон и др.) подтверждают, что воспитание детей в условиях детского дома, строится без учета адекватных психологических условий, обеспечивающих полноценное развитие детей, и неизбежно включает факторы, тормозящие психическое развитие. Для этих детей характерно отставание в следующих областях психического развития: а) в сфере общения со взрослыми; б) в сфере общения со сверстниками; в) в эмоционально-волевой сфере; г) в самосознании.

Формирование личности ребенка-сироты происходит в состоянии психологической депривации. Депривационные факторы редко встречаются в изолированном виде. Они образуют сложную иерархическую структуру, где один и тот же ребенок страдает несколькими формами депривации. Как показывают результаты исследований И.Лангмейер и З.Матейчик, серьезное обеднение среды приводит к сенсорной депривации; уменьшение коммуникаций с окружающими - к социальной депривации, уплощение эмоционального тона при взаимодействии с персоналом - к эмоциональной депривации, жесткая формальная организация среды детского дома - к когнитивной депривации.

Воспитание детей вне семьи ведет к депривации психического, а значит и личностного развития, которое проявляется в деформации доверительных отношений, как к социальному миру, так и к самому себе.

Ранний детский опыт ребенка-сироты несет на себе отпечаток материнской депривации и формирует один из серьезнейших феноменов сиротства - "утрату базового доверия к миру", которая проявляется в агрессивности, подозрительности, неспособности к автономной жизни.

Явление доверия мы рассматриваем на основе концепции Т.П. Скрипкиной, которая впервые выделила феномен доверия в качестве самостоятельного предмета исследования. Т.П. Скрипкина полагает, что "человек одновременно обращен и в мир и в себя, т.е. имеет одновременно две разнонаправленные психологические установки: личностную и социальную, поэтому доверие к себе и доверие к миру не существуют изолированно друг от друга". По мнению автора, для того чтобы понять социально-психологическую сущность доверия и, тем самым, иметь теоретико-методологические посылки для изучения этой сущности, необходимо рассматривать систему «человек-человек», как реально взаимодействующих субъекта, имеющих одновременную обращенность и в мир и в себя. Применительно к нашему исследованию это будет выражаться в том, что специфика отношений «ребенок-взрослый», «ребенок-ребенок»  будет определяться не только мерой доверия друг к другу, но и мерой доверия ребенка к самому себе.

В связи с этим в задачи исследования входило: выделение критериев нарушения  развития депривированных детей, связанных с изменением системы доверительных отношений;  проведение сравнительного анализа системы этих отношений  детей-сирот и детей, воспитывающихся в семье.

С целью проведения научно обоснованной психологической коррекции деформаций социально-доверительных отношений детей и разработки практических  рекомендаций по оптимизации доверия к миру депривированных детей было проведено экспериментальное исследование.

Для  исследования эмоциональной сферы детей, уровня социальных отношений была использована психодиагностическая методика «Самое доброе - самое злое» (модификация методики В.С. Мухиной). При проведении методики ребенку предлагали два листа чистой бумаги и цветные карандаши. Экспериментатор давал инструкцию: «Нарисуй на одном листе самое доброе, а на другом – самое злое».

При интерпретации результатов обращалось внимание на цветовую гамму рисунка, которая раскрывает эмоциональное отношение к изображаемому и на содержание рисунка, которое позволяет определить состояние сформированности социального эталона и уровня развития социальных отношений. Так же внимание было уделено типичности изображаемого эталона для детей детского дома и детского сада. Таким образом, мы имели возможность оценить не только эмоциональные параметры, но и различие социальных уровней отношений для детей из детского сада и детей из детского дома. Выявлялись повторяющиеся эталоны, которые были объединены в группы,  причем типичные эталоны «добра – зла» детей из семьи отличались от рисунков детей-сирот.

      Эталоны добра и зла  детей из детского сада очень отличаются от эталонов детей из детского дома. У детей из семьи добро ассоциируется с мамой (42,5%), близкими людьми, а так же со сказочными героями  и добрыми животными. Дети - сироты добро изображают, отстранено от реальных людей, в основном это рисунки  неодушевленных предметов (45%), природы и  животных часто неадекватные по содержанию и цвету.

Причем, дети из детского дома в группе «неодушевленные предметы» часто рисовали дом, относя его больше как «самое злое» (20%), чем как «самое доброе» (10%), отражая через этот рисунок отношение к семье, к маме. Можно предположить, что не восполненное общение в системе «ребенок-взрослый (мама)» заменено понятием «дом».                                                    

При интерпретации результатов мы предполагали, что именно через эталоны «доброе – злое» можно исследовать состояние социальных отношений ребенка, а, следовательно, определить уровень сформированности доверия – недоверия к миру.

 Сравнивая особенности развития социальных эмоций детей  детского сада и детей из детского дома мы увидели, что высокий (27,5%) и средний (40%)  уровень развития социальных отношений принадлежит детям из детского сада. Эти дети чаще используют адекватные социальные эталоны «доброе – злое». Дети из семьи чаще используют яркие цвета. В основном у них формируется положительный социальный опыт, поэтому больше половины детей имеют сведения о социальных ценностях, нормах и требованиях, соответственно своему возрасту. Обращает на себя тот факт, что 27,5% детей из семьи показали высокий уровень развития социальных эмоций. Учитывая возраст детей (3-5 лет) это достаточно высокий показатель. В своих рисунках дети правильно отразили и сам эталон, и свое отношение к нему.

Дети из детского дома плохо ориентируются в выборе адекватных эталонов. По сравнению с детьми из детского сада, детдомовские дети практически не рисуют маму (2,5%) и близких людей. В лучшем случае, в качестве «доброго» некоторые дети-сироты рисуют своих сверстников, воспитателя, экспериментатора.      В отличие от детей из семьи дети детского дома рисуют своих сверстников (одногруппников),  относя их к эталонам и «доброе», и «злое». Это объясняется дефицитом общения с другими людьми, особенно со взрослыми. В сфере общения со сверстниками фигурируют одни и те же дети, так как детям из приюта и детского дома приходятся жить с одними и теми же сверстниками, как следствие - деформация детского социального опыта.

Из-за отставания в когнитивном развитии, несформированности мелкой моторики, детдомовские дети рисуют более схематично. Это видно из рисунков, когда вместо содержания дети изображают каракули. Так же наблюдаются различия дифференцировки цвета, выбор чаще мрачных тонов. Мы связываем это, прежде всего с бедностью впечатлений, недостаточностью опыта, который трудно накопить в условиях жизни детского дома. Больше половины детей из детского дома чрезмерно агрессивны, конфликтны, или, наоборот, слишком замкнуты, отказываются от общения. Многие из этих детей склонны к асоциальному поведению, неприятию своего статусного места и оценки со стороны взрослых и сверстников.

Таким образом, только немного более 10% детей-сирот могут достаточно правильно оценивать себя и свое поведение,  умеют общаться с окружающими и находить выходы из конфликтных ситуаций. Остальные  дети, воспитывающиеся в детском доме, обладают низким социальным опытом, а, значит, имеют проблемы в доверительных отношениях.

Если соотнести с понятием «Самое доброе» меру доверия к миру, то исходя из данных исследования, дети из детского сада  доверяют в основном маме (42,2%) и близким людям (12,5%).Сравнив эти данные с результатами детского дома мы видим, что в качестве «доброго», дети-сироты изображали неодушевленные предметы (45%), природу (20%), животных (12,5%). Это значит, что 87,5%  из детского дома не отождествляют понятие «добро»  с окружающими людьми, имеют проблемы в общении, и, как следствие, деформации в доверительных отношениях. 

 Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности воспитанников детских домов отмечаются  в эмоционально – волевой сфере: в нарушении социального взаимодействия, снижении самоорганизованности, целеустремленности, недостаточном развитии самостоятельности, неадекватной самооценке, неуверенности в себе, неспособности выстроить нормальные взаимоотношения с окружающими, вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству.

Нарушения подобного рода проявляются чаще всего в повышенной тревожности,  психическом утомлении, повышенной агрессивности, недоверчивости, вспыльчивости,  эмоциональной холодности, уходе в себя, нарушении эмоциональных контактов с окружающими, нарастании пассивности, депрессии. Неполнота эмоциональной жизни в сиротских учреждениях вызывает у одних детей - понижение активности, ведущая к апатии и большему интересу к вещам, чем к людям; у других –  гиперактивность, так же наблюдается тенденция вести себя вызывающе в обществе, пытаясь привлечь к себе внимание при неумении создавать прочные эмоциональные привязанности.

     Доверие к миру, открытость к восприятию нового возможны только при ощущении постоянной заботы и внимании любящего его взрослого. Дети, воспитывающиеся в учреждениях закрытого типа, испытывают дефицит ласки, внимания, эмоционального тепла со стороны взрослых, и поэтому у них отсутствуют доверительные отношения к окружающим. У ребят этой категории окружающий мир искажается через призму отношений в детском доме и ведет к деформации доверия к себе, а значит и доверия к миру.                                                



Просмотров: 573
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Акция "Подарки для детей из детского дома" - насколько это "добро" - доброе?
  • Адаптация детей с речевыми нарушениями к условиям детского сада
  • Как рисуют наши дети? Стадии развития детского рисунка.
  • Значение театра в жизни 7-10-летних детей: взгляд детского психолога
  • Значимость доверительных отношений в семье для защиты детей от пагубного влияния компьютерных игр
  • Развитие навыков коммуникации у воспитанников детского дома
  • Взять ребенка из детского дома
  • Приемные родители: почему я решила стать мамой для ребятишек из детского дома
  • Как помочь ребенку из детского дома встроиться в общество
  • Характеристика доверительных отношений детей с диагнозом ДЦП.
  • Об некоторых особенностях развития детей от 1 года до 3 лет. Или почему дети «жадничают»?
  • Дети и гаджеты. (интервью для детского сайта)
  • Как подготовить ребенка 2-х лет к посещению детского сада.
  • Как подготовить ребенка к посещению детского сада.
  • Лучшее время для начала посещения детского сада
  • Особенности общения детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста
  • Занятие с педагогами и воспитанниками детского дома по переживанию смерти воспитанника (дебрифинг)
  • Последствия конфликтных родительских отношений для взрослых детей
  • Мотивация детей, или что слышат дети.
  • Дети и перфекционизм взрослых: как уберечь детей от невроза
  • Какая это трагедия, дети убивают детей (Керчь)
  • Не воспитывайте детей! Воспитывайте себя. Дети - это Ваше отражение!
  • Чем занять детей дома? Лепка из пластилина + фото
  • «Комната релаксации» как средство коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП.
  • Домашние животные и дети. Рекомендации детского психолога
  • Почему некоторые дети часто болеют. Психологические причины болезней детей.
  • «Сказка, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»
  • Рисуем с детьми! Арт-терапия. Совместное рисование родителей и детей, как способ восстановления доверия
  • Сказка как метод развития эмоциональной сферы детей
  • "Взрослые дети алкоголиков" для детей непьющих родителей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь