Занятие с педагогами и воспитанниками детского дома по переживанию смерти воспитанника (дебрифинг)


Педагог-психолог детского дома № 34
г. Комсомольска-на-Амуре
Тришина О. В.,
педагог-психолог детского дома № 34
г. Комсомольска-на-Амуре
Кривомазов П. Т.


Цель: коррекция эмоционального состояния воспитателей и воспитанников после смерти воспитанника.
Задачи: помочь осознать собственные эмоции; помочь принять собственные переживания; научить навыкам активной релаксации для снятия мышечных зажимов, образовавшихся в результате негативных переживаний; научить воспитателей правилам сопровождающего присутствия в отношении воспитанников на похоронах.
Методики: методы психологического дебрифинга с использованием метафорических ассоциативных карт; метод прогрессивной мышечной релаксации по Джекобсону.
Оборудование: аудиозапись (мелодия из кинофильма «Профессионал»), метафорические карты ( КАК, COPE, Кнуты и пряники и пр).


Ход работы.


Дебрифинг. Занятие проводится в малых подгруппах по 6 – 8 человек. Воспитанники и педагоги занимаются в разных подгруппах. Можно рекомендовать участие воспитателя, постоянно работающего с данной подгруппой воспитанников, в их дебрифинге.
Участники подгруппы рассаживаются в круг. Ведущий рассказывает о произошедшей трагедии и предлагает проговорить те чувства и мысли, которые переживают участники подгруппы по поводу случившегося (при этом звучит траурная музыка, которую отключают при начале обсуждения). Высказывания участников можно мотивировать целями психологической самозащиты при переживания стресса. Ведущий активизирует участников, расспрашивая их по очереди:
- Когда вы узнали о случившемся?
- Какие чувства в этот момент вы испытали?
- Какие мысли по этому поводу у вас возникли?
- Что вы чувствуете и думаете сейчас по этому поводу?
- Как ваши переживания сказались на вашем физическом состоянии?
Во время такой беседы ведущий дает понять участникам, что их переживания абсолютно нормальны и естественны. Такая беседа проводится по кругу с каждым участником отдельно (пока один говорит, остальные слушают). После того как эти вопросы заданы участникам, и они высказались, ведущий предлагает проработать скрытые эмоции, которые также могут нести негативную нагрузку. С этой целью используется колода метафорических карт.
Каждый участник группы берет по одной негативной карте из колоды вслепую. Ведущий просит участников по очереди вскрывать свои карты и ответить на его вопросы:
- Что нарисовано на вашей карте?
- Какие мысли и ассоциации возникают у вас, когда вы на нее глядите?
- Какие эмоции могут скрываться за этими ассоциациями?
- Почему они могли у вас возникнуть в связи с произошедшим?
- Как эти эмоции могли сказаться на вашем физическом состоянии?
Когда все участники выскажутся, ведущий проговаривает возможность и оправданность и этих, скрываемых эмоций.
После этого проводится третий, заключительный этап дебрифинга. Участникам предлагается вытянуть еще по одной карте из колоды, теперь уже из ее позитивной части. Вытягивая карты, участники анализируют, какие сильные стороны их личности, которые могли бы им помочь при переживании смерти воспитанника, символизирует данная карта, какой урок они могут вынести из сложившейся ситуации.


Прогрессивная мышечная релаксация по Джекобсону. Страх, гнев, тревога, паника и беспокойство сопровождаются мышечным напряжением, и если его убрать, то можно повлиять на эмоциональное состояние, то есть добиться успокоения.
Эту взаимосвязь обнаружил американский ученый и врач Эдмунд Джекобсон в своих исследованиях в 1922 году. Он доказал, что расслабление мышц помогает снять состояние возбуждения нервной системы, помогая ей отдохнуть и восстановить равновесие. Основываясь на этом факте, Джекобсон разработал простую и эффективную методику, именуемую «Прогрессивная мышечная релаксация».


Инструкция по применению техники «Прогрессивной мышечной релаксации».


Упражнения состоят из последовательного напряжения и расслабления разных групп мышц, что приводит к общему успокоению.
Напряжение длится 7 секунд, расслабление — 30–40 секунд, при этом, расслабляясь, нужно постараться сконцентрироваться на ощущениях, которые возникают в тех частях тела, с которыми вы работаете. Это может быть ощущение тепла, легкости, тяжести, покалывания.
Каждый раз после расслабления к рабочей группе мышц добавляется новая группа. Упражнение желательно выполнять сидя.
• Сожмите изо всех сил кулаки, держа их на уровне груди. Почувствуйте напряжение в кистях.
• Расслабьтесь. Какие у вас ощущения в мышцах? Постарайтесь воздержаться от любых движений 30-40 секунд.
• Сожмите кулаки, согните руки в лучезапястных суставах. Почувствуйте напряжение в предплечьях.
• Расслабьтесь. Какие у вас ощущения в мышцах? Постарайтесь воздержаться от любых движений 30-40 секунд.
• Сожмите кулаки, согните руки в лучезапястных суставах и в локтях, напрягите бицепсы.
• Расслабьтесь. Какие у вас ощущения в мышцах? Постарайтесь воздержаться от любых движений 30-40 секунд.
• Сожмите кулаки, согните руки в лучезапястных суставах и в локтях, напрягите бицепсы, сведите лопатки и опустите их вниз. Почувствуйте напряжение в верхних мышцах спины.
• Расслабьтесь. Какие у вас ощущения в мышцах? Постарайтесь воздержаться от любых движений 30-40 секунд.
• Вытяните ноги перед собой, сведите носки, а пятки расставьте, при этом пальцы ног согните, чтобы они смотрели в пол. Согните голеностопный сустав, чтобы носок тянулся к вам, и теперь оторвите выпрямленные в коленном суставе ноги. Почувствуйте напряжение в мышцах голеней и бедер.
• Расслабьтесь. Какие у вас ощущения в мышцах? Постарайтесь воздержаться от любых движений 30-40 секунд.

Для того чтобы ваш организм расслабился, чтобы вы испытали спокойствие, а тревожные мысли ушли на второй план, повторите эти упражнения 4–5 раз.
Методика мышечной релаксации по Джекобсону способна воздействовать на человека, как аспирин для снижения температуры.
Лечебного эффекта она не дает, а просто снижает симптомы болезни. Но ее всегда можно использовать в качестве козыря в борьбе с тревожностью и стрессом. Освоив методику, вы сможете привести себя в форму сами: вы будете чувствовать безопасность и ощущать контроль над ситуацией.

 


Сопровождение воспитанников на похоронах.


Перед похоронами
1. с воспитанниками проводится беседа по поводу возможных чувств и эмоций, которые возникают у людей на похоронах. Выслушиваются мнения воспитанников по поводу того, чем эти чувства вызываются, насколько они естественны.
2. Проводится беседа по поводу ритуала похорон и связанных с этим ритуалом норм поведения.
 Если ребенок хочет поговорить, найдите время выслушать его. Это не всегда легко сделать, и все же попытайтесь.
 Будьте готовы к вопросам и всегда будьте честными в ответах. Детей часто интересуют вопросы рождения и смерти.
 Покажите ребенку, что плакать не стыдно. Если ваши глаза наполнились слезами, не скрывайте этого. В это время ребенку можно рассказывать множество трогательных историй.
На похоронах
1. педагог осуществляет психологическое сопровождение: он не наставляет, не учит, не читает нотаций, не руководит – он находится рядом, обеспечивая психологическую и физическую безопасность воспитанников.
2. Любые эмоции на похоронах возможны! Насколько бы они вам ни казались не естественными, не мешайте их проявлению. Будьте рядом, обеспечивайте безопасность, не вмешивайтесь!
3. Если у кого то из воспитанников возникает истерика, то его нужно отвести в сторону от основной массы воспитанников, чтобы не индуцировать проявление истерики у остальных, и побыть с ним рядом. Старайтесь не касаться ребенка в эти моменты без особой необходимости, давайте ему знать, что вы рядом, но не трогайте его.
После похорон
1. можно организовать беседу с детьми с целью вспомнить умершего. Во время беседы желательно вспомнить позитивные моменты из совместных действий с умершим, проговорить чувства и эмоции детей.
2. Избегать в беседах нравоучительных речей с упоминанием смерти воспитанника с целью приведения отрицательного примера.


Важно! Отследить после похорон возможные проявления у подростков самоповреждающего и суицидального поведения.

Приложение.
Карты, выбранные участниками дебрифинга (педагогами), для обозначения своих переживаний и ресурсов.

Занятие с педагогами и воспитанниками детского дома по переживанию смерти воспитанника дебрифинг



Просмотров: 472
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • МАК или какие еще карты можно использовать?
  • Развитие навыков коммуникации у воспитанников детского дома
  • Мои родители нормальные, или какие эмоции можно считать легальными?
  • За что платят участники группы, когда ведущий работает с чужими проблемами?
  • Какие вопросы можно задавать своему личному психологу?
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • Думали ли вы когда-нибудь о том, что чувствуют ваши дети по поводу вашей смерти?
  • Какие вопросы себе задать, чтобы достичь цели
  • Ощущения. Эмоции. Чувства. Часть №5 "Трансформация эмоций и подмена чувств"
  • Эмоциональная зависимость от родителей. Какие трансовые техники могут помочь?
  • Какие мужчины не хотят детей и можно ли их «перевоспитать»
  • Ответы на вопросы:Какие знания по психологии нужны, чтобы стать счастливым?
  • Чувства, эмоции, ощущения
  • Ощущения, эмоции, чувства
  • Ощущения. Эмоции. Чувства. Часть №2 "Ощущения"
  • Мысли-симптомы: какие повторяющиеся мысли свидетельствуют о психологических проблемах.
  • Эмоции и ощущения достоверны в большей степени, чем мысли.
  • Программа профилактики асоциального поведения у воспитанников детских домов
  • Какие эмоции скрываются за словами клиента.
  • Эмоции, чувства, ощущения, настроения и аффекты. В чем же разница?
  • Негативные Эмоции – откуда они берутся и какие бывают?
  • Какие устаревшие советы по приучению ребенка к горшку можно игнорировать
  • Какие мысли рождают здоровых детей?
  • Какие три вещи нужно убрать из жизни, если вы в депрессии
  • Чувства, эмоции, настроение, ощущения. Ликбез для начинающего клиента.
  • Какие вы сами, такие и рядом с вами...про женский магнетизм)
  • Какие мужчины нравятся женщинам, а какие вызывают омерзение.
  • Какие можно дарить подарки? Предновогоднее
  • Ощущения. Эмоции. Чувства. Часть №3 "Эмоции"
  • Как определить какие желания реальные, а какие надуманные?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь