|
Программа профилактики асоциального поведения у воспитанников детских домовАвтор статьи: Кривомазов Павел Тимофеевич
Программа группы профилактики асоциального поведения среди воспитанников детского дома. Цель программы: профилактика асоциального поведения у воспитанников детского дома. Задачи программы:
Принципы формирования групп. Группы формируются по гендерному признаку – мальчики с мальчиками, девочки с девочками; учитывается возраст участников – группы для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста; также учитывается психиатрический диагноз воспитанников – группы для детей без диагноза или с диагнозом ЗПР, группы для детей с умственной отсталостью. В группу включается 4 человека. Состав группы постоянен в течение всего времени выполнения программы. Реализация программы. Программу предполагается осуществлять в постоянном режиме с периодичностью 1 раз в неделю. Применяемые методы: трансформационные игры, методы релаксации, проективные методики «Метод цветовых метафор» Соломина И. Л., дискуссии, ведение дневника. Актуальность программы. Воспитанники детских домов – это особая категория детей, психика которых формируется под гнетом различных деприваций. Для этой категории детей также нередки и интеллектуальные расстройства: задержка психического развития, умственная отсталость. В результате у них формируются замкнутость, ограниченность навыков взаимодействия в социуме, что нередко приводит к различным формам асоциального поведения. Между тем, именно успешная адаптация в социуме является ключевым фактором для становления личности. Важной составной частью социальной адаптации воспитанника детского дома является умение самостоятельно решать возникающие проблемы, гибко реагировать на изменение условий жизни, планировать и достигать поставленных целей, сопротивляться искушениям, предлагаемым авторитетами асоциального характера. Поэтому одним из важных направлений работы психологической службы детского дома является формирование устойчивых навыков целеполагания и ассертивного поведения у воспитанников. Это дает возможность подростку войти в новое социальноодобряемое окружение, разнообразить круг общения со сверстниками и избавиться от комплекса неполноценности, расширить кругозор, обогатить нравственный опыт, и, в конечном счете, ощутить себя полноправным и необходимым членом общества, вступающим на путь независимой жизни. Надо также отметить еще одну особенность подросткового возраста, которая непосредственно влияет на развитие навыков целеполагания – это развитие критических способностей подростка, которые приводят к развитию рефлексии, как характеристики зрелой личности. Без полноценного развития способностей к рефлексии невозможно сформировать полноценного целеполагание. Предлагаемая нами программа, как раз и нацелена на решение подобных задач. Программа учитывает, как возрастные особенности воспитанников, так и их психическое развитие. Для учета этих особенностей применяются методы тренинговой работы, игры, диспуты, соревнования. Конспекты занятий к программе для воспитанников без психиатрического диагноза или с диагнозом ЗПР. Занятие № 1, 2. Цель занятия: ознакомление воспитанников с методами релаксации (диафрагмальное дыхание и прогрессивная мышечная релаксация по Джекобсону); тренировка применения техник релаксации в игре.
С группой разучивается методика релаксации «Диафрагмальное дыхание».
Игра «Микадо» (20 мин.). Игра ставит перед собой цель, обучить воспитанников контролировать свое эмоциональное и физическое состояние. Суть игры состоит в том, чтобы набрать как можно больше очков, вытаскивая палочки из кучи и не шевеля при этом других палочек. По ходу игры тренер напоминает участникам о ранее изученной технике диафрагмального дыхания и показывает, как ее применение позволит улучшить свои показатели в игре. Упражнение № 2 «Прогрессивная мышечная релаксация по Джекобсону» (20 мин.). 1. Сядьте на стул, спина прямая; 2. Вытяните руки вперед, на уровне груди; 3. Сильно сожмите кулаки (напрягаются только кулаки, все остальные мышцы расслаблены), удерживая их в максимальном напряжении 15 сек.; Занятие № 3. Цель занятия: тренировка у воспитанников методов релаксации (диафрагмальное дыхание и прогрессивная мышечная релаксация по Джекобсону) в игре; выявление преобладающих мотивов деятельности у воспитанников; прояснение основных жизненных целей воспитанников.
Игра «Башня» ставит перед собой цель, обучить воспитанников контролировать свое эмоциональное и физическое состояние. Суть игры состоит в том, чтобы разобрать башню, состоящую из брусков так, чтобы не сломать ее и набрать при этом максимальное количество очков. По ходу игры тренер напоминает участникам о ранее изученной технике диафрагмального дыхания и показывает, как ее применение позволит улучшить свои показатели в игре. Диагностика мотивационной сферы воспитанников (20 мин.).С целью прояснения истинных мотивов деятельности воспитанников проводится диагностика. Применяются методики тест «Цветовых метафор» Соломина И. Л. и тест «Письмо к другу». Беседа на тему «Чего я хочу достичь в своей жизни» (20 мин.).Психолог, ведущий группу, организует с участниками беседу на тему «Что я хочу достичь в своей жизни». По ходу беседы психолог просит участников оценить все плюсы и минусы проговариваемых ими целей (акцент на выгоду социально приемлемых целей). В конце беседы участников просят записать свои мысли по поводу целей в свои дневники. Занятие № 4. Цель занятия: тренировка у воспитанников методов релаксации (диафрагмальное дыхание и прогрессивная мышечная релаксация по Джекобсону) в игре; развитие навыков рефлексии у воспитанников; прояснение основных жизненных целей воспитанников; обучение навыкам целеполагания.
Игры ставят перед собой цель, обучить воспитанников контролировать свое эмоциональное и физическое состояние. По ходу игры тренер напоминает участникам о ранее изученной технике диафрагмального дыхания и показывает, как ее применение позволит улучшить свои показатели в игре. Беседа на тему «Чего я хочу достичь в своей жизни, и что мне для этого понадобится» (40 мин.).Используя записи дневников с предыдущего занятия по поводу жизненных целей воспитанников, психолог организует беседу с воспитанниками на тему «Какие качества мне необходимы, чтобы добиться своей цели, а какие черты моего характера могут мне помешать в этом» (опять акцент на социально приемлемые формы поведения). Для более глубокого раскрытия воспитанников, развития у них навыков релаксации, в беседе могут быть использованы метафорические ассоциативные карты. В конце беседы воспитанники опять делают в дневнике записи по поводу достижения своих целей, но, уже прописывая, что им нужно сделать, как использовать свои личностные качества. Занятие № 5. Цель занятия: тренировка у воспитанников методов релаксации (диафрагмальное дыхание и прогрессивная мышечная релаксация по Джекобсону) в игре; развитие навыков рефлексии у воспитанников; прояснение основных жизненных целей воспитанников; обучение навыкам целеполагания и планирования.
Игры ставят перед собой цель, обучить воспитанников контролировать свое эмоциональное и физическое состояние. По ходу игры тренер напоминает участникам о ранее изученной технике диафрагмального дыхания и показывает, как ее применение позволит улучшить свои показатели в игре. Игра «Сочини свою жизнь» (40 мин.).В игре используются кубики историй. Участникам по очереди предлагается бросить кубики (9 кубиков) и, исходя из выпавших картинок и ассоциаций, возникающих к картинкам, сочинить историю достижения своей цели. В истории должны быть учтены (за этим следит психолог) следующие моменты: главный герой истории (его настоящее); прошлое главного героя; его цель; сильные и слабые стороны главного героя; плюсы и минусы его мечты; шаги, которые ему необходимо сделать; помощь, которая ему может понадобиться. Работа с дневником.Каждый участник записывает свою историю в свой дневник, а в конце занятия каждый высказывает свое мнение по полученному результату. Занятие № 6-9. Цель занятия: тренировка у воспитанников методов релаксации (диафрагмальное дыхание и прогрессивная мышечная релаксация по Джекобсону) в игре; развитие навыков рефлексии у воспитанников; прояснение основных жизненных целей воспитанников; обучение навыкам целеполагания и планирования; развитие навыков ассертивного поведения.
Игры ставят перед собой цель, обучить воспитанников контролировать свое эмоциональное и физическое состояние. По ходу игры тренер напоминает участникам о ранее изученной технике диафрагмального дыхания и показывает, как ее применение позволит улучшить свои показатели в игре. Игра «Сочини свою жизнь» (40 мин.).В игре используются кубики историй. Участникам по очереди предлагается бросить кубики (9 кубиков) и, исходя из выпавших картинок и ассоциаций, возникающих к картинкам, сочинить историю достижения своей цели. В истории должны быть учтены (за этим следит психолог) следующие моменты: главный герой истории (его настоящее); прошлое главного героя; его цель; сильные и слабые стороны главного героя; плюсы и минусы его мечты; шаги, которые ему необходимо сделать; помощь, которая ему может понадобиться. Но в этот раз в игру будет включен элемент «соблазна»: 3 оставшихся участника группы, дают «сочинителю» по кубику с ассоциальным предложением. «Сочинитель» должен отказаться от него, аргументировав свой отказ. Работа с дневником.Каждый участник записывает свою историю в свой дневник, а в конце занятия каждый высказывает свое мнение по полученному результату. При рефлексии психолог делает акцент на удачных способах отказа от ассоциальных предложений. Занятие № 10, 20, 30. Цель занятия: развитие навыков рефлексии у воспитанников; прояснение основных жизненных целей воспитанников; обучение навыкам целеполагания и планирования.
Психологические трансформационные игры - это относительно новое направление в психологии, но уже доказавшее свою эффективность на практике. Благодаря необычному формату работы, буквально за несколько часов участники получают в легкой, бережной, ненавязчивой форме глубинные осознания о себе и варианты изменить свою жизнь в соответствии со своими желаниями. Психологические игры, каждая по своему, моделируют реальную жизнь через метафорическую, символическую, математическую, графическую, какую-либо ещё формы для того, чтобы в игровых условиях участники пришли к желаемому результату, увидели свои сильные и слабые стороны, и опробовали новые стратегии, прожили новый опыт, приводящий к цели, а затем этот опыт перенесли в свою жизнь. В таких играх происходит внутренняя трансформация – изменение внутреннего психического пространства. Как говорится, хочешь, чтобы изменилась жизнь вокруг тебя, изменись сам. Ценность психологических трансформационных игр состоит в том, что они способствуют разотождествлению человека со своими ролями в жизни. Участник игры может войти в любую роль и выйти по своему желанию или поставить вместо себя на поле игры символ-заместитель и объективно наблюдать за своей игрой. Это дает не только осознание стратегий, сильных и слабых сторон личности, но и видение всей игры в целом – вместе с ее законами, причинно-следственными связями, целью и смыслами игры. Опыт осознания своих игр переносится на реальную жизнь. В результате игрок гораздо лучше осознает динамические процессы, в которые вкручен в реальной жизни. Осознание этих процессов дает иное качество жизни – осознанность и свободу выбора. Свободу выбирать в каких жизненных играх и по каким правилам участвовать, а какие уже стоит отпустить. А понимание смысла и законов игры позволяет приходить к желаемому результату интересно и с наименьшими потерями времени и сил. В играх задействована практически вся доступная нам жизненная энергия и наше внимание – наше сознание. Все это в совокупности составляет мистерию под названием жизнь. Игра «Трансформация». В основу современной игры для взрослых положена игра, в которую играли буддистские монахи. В той игре они двигались по жизненному пути в виде мандалы от страдания к просветлению. Основной принцип игры заключался в трансформации одного качества или чувства в другое, эта трансформация происходила во время и посредством игры. В России первая трансформационная игра была создана Татьяной Гинзбург. При этом создателям удалось сохранить основные принципы и структуру большой игры, позволяющей чуду трансформации происходить снова и снова. На сегодняшний день Игра стала очень популярным и эффективным инструментом для личностного роста и духовного развития по всему миру. Целью игры является прохождение нескольких уровней самоосознания: Физического, Эмоционального, Ментального и Духовного. В ходе игры, участники получают возможность со стороны взглянуть на ключевые вопросы своей жизни, сложные ситуации, проблемные стороны. В ходе Игры происходит осознание личных возможностей и ограничений, понимание сильных и слабых сторон, находятся необходимые внутренние и внешние ресурсы для достижения целей. Это становится возможным за счет того, что игроки обсуждают свои жизненные ситуации с ведущим и другими игроками, связывают сложившиеся ситуации в игре с реалиями своей жизни. Когда решение сложной ситуации достигается в игре, оно находится и в жизни. Также игра служит великолепным мотивирующим инструментом, который дает энергию на реализацию своих целей и задач. «Трансформация» внешне напоминает детскую игру, в которой играющий бросает кубик и передвигает фишку на выпавшее количество шагов. Но в Трансформационной Игре фишка — сам участник, игровое поле – его жизнь, а действия, совершаемые при выполнении каждого хода – реальные события из его прошлого или настоящего. Как это происходит? Вы начинаете с выбора индивидуального Игрового Намерения (цели). Это основа для вашей Игры. Примеры целей: - Я намерен определить, как я могу увеличить свое финансовое преуспевание. Затем, вы заполняете свой Конверт Бессознательного (ваш скрытый в подсознании опыт, который либо препятствует вам, либо помогает вам в реализации вашего намерения) набором карточек, которые отражают вашу силу (Прозрения), вызов (Препятствия) и внутренние качества (Ангелы). Затем ваша личная фишка перемещается на Жизненный Путь (у каждого игрока он свой, как и в жизни) и вы получаете Карту Физического уровня. Как только вы овладели Физическим уровнем и заполнили свою Карту (все, что необходимо лично Вам для перехода с уровня на уровень, Вы узнаете в процессе игры), вы перемещаетесь на Эмоциональный уровень, затем на Ментальный, и, наконец, на Духовный. По мере того, как вы поднимаетесь сквозь уровни, вы вынимаете карточки из вашего Конверта Бессознательного. Когда Конверт пуст, а все четыре Карты Уровней заполнены, ваша Игра закончена. Структура игры основана на универсальных законах жизни, что позволяет проявить и осознать ваши основные механизмы взаимодействия с миром и их последствия. Возникает вопрос: И что, жизненный путь, нарисованный на картоне, фишки, кубики и карточки могут дать ответ на любой вопрос? Ну, ответ-то игрок дает себе сам. А игра просто помогает ему в этом. Жизнь – это огромное количество возможностей. И часто мы боимся их использовать, боимся свернуть с проложенного пути. Между тем, формула успеха заключается, прежде всего, в готовности меняться. Игра помогает оценить свои сильные и слабые стороны, показывает, как избежать ловушек, в которые мы попадаем из-за своих сомнений, ошибок и неудач, демонстрирует новые перспективы и возможности и даже позволяет заглянуть в будущее. Таким образом, игра помогает участникам разобраться в самих себе – очень важное свойство, особенно для подростка (в плане развития у него рефлексии). Занятие № 11. Цель занятия: тренировка у воспитанников методов релаксации (диафрагмальное дыхание и прогрессивная мышечная релаксация по Джекобсону) в игре; развитие навыков рефлексии у воспитанников; обучение навыкам целеполагания и планирования.
Игры ставят перед собой цель, обучить воспитанников контролировать свое эмоциональное и физическое состояние. По ходу игры тренер напоминает участникам о ранее изученной технике диафрагмального дыхания и показывает, как ее применение позволит улучшить свои показатели в игре. Игра «Сочини свою жизнь» (40 мин.).В игре используются кубики историй. Участникам по очереди предлагается бросить кубики (9 кубиков) и, исходя из выпавших картинок и ассоциаций, возникающих к картинкам, разработать план достижения какой-нибудь своей цели со сроком реализации неделя. В плане должны быть учтены (за этим следит психолог) следующие моменты: главный герой истории (его настоящее); прошлое главного героя; его цель; сильные и слабые стороны главного героя; плюсы и минусы его мечты; шаги, которые ему необходимо сделать; помощь, которая ему может понадобиться. Работа с дневником.Каждый участник записывает свой план в свой дневник. Через неделю, на встрече группы, каждый из участников докладывает о результатах выполнения плана. Занятие № 12-19, 21-29. Цель занятия: тренировка у воспитанников методов релаксации (диафрагмальное дыхание и прогрессивная мышечная релаксация по Джекобсону) в игре; развитие навыков рефлексии у воспитанников; обучение навыкам целеполагания и планирования.
Игры ставят перед собой цель, обучить воспитанников контролировать свое эмоциональное и физическое состояние. По ходу игры тренер напоминает участникам о ранее изученной технике диафрагмального дыхания и показывает, как ее применение позволит улучшить свои показатели в игре. Работа с домашним заданием (20 мин.). Игра «Сочини свою жизнь» (40 мин.).В игре используются кубики историй. Участникам по очереди предлагается бросить кубики (9 кубиков) и, исходя из выпавших картинок и ассоциаций, возникающих к картинкам, разработать план достижения какой-нибудь своей цели со сроком реализации неделя. В плане должны быть учтены (за этим следит психолог) следующие моменты: главный герой истории (его настоящее); прошлое главного героя; его цель; сильные и слабые стороны главного героя; плюсы и минусы его мечты; шаги, которые ему необходимо сделать; помощь, которая ему может понадобиться. Работа с дневником.Каждый участник записывает свой план в свой дневник. Через неделю, на встрече группы, каждый из участников докладывает о результатах выполнения плана.
Конспекты занятий к программе для воспитанников с УО. Работа по профилактике асоциального поведения с воспитанниками с умственной отсталостью имеет ряд значительных особенностей, учитывающих психологические характеристики детей (конкретность мышления, низкий уровень усвоения нового материала, необходимость большого количества повторений для закрепления материала). Исходя из этого, работа с данной категорией воспитанников строилась на поведенческом подходе. Также применялись игры, игры с конкретными правилами и с подкреплением позитивного выбора. Занятие № 1, 2. Цель занятия: ознакомление воспитанников с методами релаксации (диафрагмальное дыхание и прогрессивная мышечная релаксация по Джекобсону); тренировка применения техник релаксации в игре.
С группой разучивается методика релаксации «Диафрагмальное дыхание».
Игра ставит перед собой цель, обучить воспитанников контролировать свое эмоциональное и физическое состояние. Суть игры состоит в том, чтобы набрать как можно больше очков, вытаскивая палочки из кучи и не шевеля при этом других палочек. По ходу игры тренер напоминает участникам о ранее изученной технике диафрагмального дыхания и показывает, как ее применение позволит улучшить свои показатели в игре. Упражнение № 2 «Прогрессивная мышечная релаксация по Джекобсону» (20 мин.).Занятие № 3-30. Цель занятия: закрепить у воспитанников в игровой форме выбор социально приемлемых форм поведения и достижения собственных целей.
Игры ставят перед собой цель, обучить воспитанников контролировать свое эмоциональное и физическое состояние. По ходу игры тренер напоминает участникам о ранее изученной технике диафрагмального дыхания и показывает, как ее применение позволит улучшить свои показатели в игре. Игра «Расплата» (20 мин.).В игре используются игральная кость, пластилин для вылепливания фигурки-фишки, которую игрок будет перемещать по полю, монетки-жетоны, игровое поле из игры «Лепешка». В начале игры каждый из участников лепит себе из пластилина фигурку человека или животного в качестве фишки, которую он будет перемещать по игровому полю. Каждому игроку вначале выдается по 10 монет-жетонов. Бросая кубик, игрок продвигается по полю. Цвет поля определяет его дальнейшие действия: - красный цвет – игрок должен вести себя агрессивно (может сломать чью-нибудь фигуру или свою, оторвать часть фигурки и присвоить ее себе - «украсть»), но за это он отдает ведущему три монеты-жетона; - синий – игрок может попросить помощи у других игроков (попросить починить свою фигурку), и за это игрок, оказавший помощь, получает три монеты-жетона от ведущего; - желтый – игрок должен оказать помощь кому-нибудь из игроков, например, починить его фигурку, за оказание помощи игрок получает три монетки-жетона от ведущего; - зеленый – психолог или другие игроки предлагает игроку совершить какую-нибудь «гадость», например, сломать фигурку другому игроку, а игрок должен обоснованно отказать психологу, если отказаться удалось, то он получает три монетки-жетона от ведущего. После того, как игра заканчивается, игроки подсчитывают свои жетоны и обменивают их на витаминки. Обсуждение игры (20 мин.).После игры психолог организует обсуждение результатов игры, акцентируя каждый раз внимание на том, как социально приемлемый выбор помогал победить в игре, и сравнивая игровую ситуацию с реальной жизнью воспитанников.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|