|
Хорошо забытое старое с новым звучанием - хороводные игры в жизни детейАвтор статьи: Максимова Елена Николаевна
Если обращаться к пониманию той или иной культуры, то следует, прежде всего, обратить внимание на ее народное творчество – народное поэтическое творчество, музыкальный фольклор, народные промыслы и т.д. Так повелось, что мы часто не задумываемся о ценности того или иного метода воспитания и развития ребенка, пока мы не начнем его утрачивать. Особенно это заметно в больших городах, где население формируется в основном за счет притока новых жителей, и связь поколений формируется слабо. Поэтому лучше обратиться к той сфере жизни, которая складывалась веками, собирая по крупицам самое ценное. Это народное творчество. Русский фольклор – это основа традиций, незыблемых правил, связи с родом, с местностью и русской культурой. Фольклор – это наименее субъективная сторона нашей жизни, так как является носителем вклада целой нации, отшлифованный временем и самим народом. Особое место среди различных форм народного творчества занимают хороводные игры, которые объединяют в себе и народный танец, и музыкальный фольклор, и элементы народного театра, и народное поэтическое творчество, тем самым обеспечивая наиболее полное усвоение ребенком различных форм коммуникации: вербального - через речь; невербального – через жесты, мимику, дистанции, позиции общения, позы и др.; паралингвистического — тембр, темп голоса, интонацию, паузы и т. д. Хороводные игры предполагают одновременную включенность каждого как участника, так и зрителя, что дает возможность получить как образец для подражания, так и возможность попробовать самому то или иное действие, тем самым обучаясь образцам коммуникативного общения. Хороводные игры – это еще принадлежность на данный момент времени определенному сообществу, его пространству, это проживание вместе определенный фрагмент жизни. В хороводе можно воспроизвести через игровую форму практически любую ситуацию, и все они будут по–разному окрашены, ведь жизнь тоже многогранна. В хороводных играх задействованы все сферы ребенка, объединенные в единый контекст: речевая - проговаривание - пропевание слов; интеллектуальная – усложнение игр в зависимости от возраста ребенка и его развития; произвольная – соблюдение инструкций, ожидание своей очереди, соотнесение ритма своего движения с движением других участников; эмоциональная - ребенок учится понимать чувства других в зависимости от ситуации, заданной игрой. У детей с помощью хороводных игр лучше формируется пространственно-временное восприятие – ритм и движение в хороводе подчиняется своим законам. Хороводные игры способствуют их улучшению – чтобы повторить движение или слова, нужно быть внимательным к другим участникам, запоминать последовательность движений, речевое сопровождение, правила игры. В хороводе все живут в едином пространстве и ритме. Задавая определенный ритм движения хоровода, задается и речевой ритм. Используя повторение речевых конструкций, в том числе диалоговых, хороводные игры побуждают детей к речевой активности, повторение специально подобранных движений способствуют улучшению пространственного восприятия, двигательной сферы, развитию таких видов моторики - как общей, мелкой, мимической. И речь здесь используется в контексте всего разворачивающегося действия, находясь в определенной логике коммуникативного поведения, когда смысл сказанного и эмоционального сопровождения представляют единый образ. Эта целостность способствует формированию пространственно-временных параметров. Являясь одним из видов совместной социальной деятельности детей, коммуникация, возникающая в хороводных играх, несет функцию зоны ближайшего развития в сфере общения - когда существует возможность передачи опыта от старшего к младшему, являясь частью детской субкультуры. Так как хороводные игры изначально были предназначены для передачи опыта в различных сферах жизни для различных слоев населения и различных возрастных категорий, то в арсенале хороводных игр есть как простые, так и более сложные игры , что обеспечивает широкий спектр выбора, а также создания собственных авторских. И так, метод хороводных игр, обладающий всеми сторонами коммуникативного поведения, можно успешно применять как метод коррекционно-развивающей работы не только с детьми с нормальным психическим развитием, но и с детьми, имеющими речевые нарушения, аутизм, синдром Дауна и др.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|