Хорошо забытое старое с новым звучанием - хороводные игры в жизни детей

Если обращаться к пониманию той или иной культуры, то следует, прежде всего, обратить внимание на ее народное творчество – народное поэтическое творчество, музыкальный фольклор, народные промыслы и т.д.

Так повелось, что мы часто не задумываемся о ценности того или иного метода воспитания и развития ребенка, пока мы не начнем его  утрачивать. Особенно это заметно в больших городах, где население формируется в основном за счет притока новых жителей,  и связь поколений формируется слабо.

Поэтому лучше обратиться к той сфере жизни, которая складывалась веками, собирая по крупицам самое ценное. Это народное творчество.  Русский фольклор – это основа традиций, незыблемых правил, связи с родом, с местностью  и русской культурой. Фольклор – это наименее субъективная сторона нашей жизни, так как является носителем вклада целой нации, отшлифованный временем и самим народом.

  Особое место среди различных форм народного творчества занимают хороводные игры, которые объединяют в себе и народный танец, и музыкальный фольклор, и элементы народного театра, и народное поэтическое творчество, тем самым обеспечивая наиболее полное усвоение ребенком различных форм коммуникации: вербального -  через речь;  невербального – через жесты, мимику, дистанции, позиции общения, позы и др.; паралингвистического  — тембр, темп голоса, интонацию, паузы и т. д.

Хороводные игры предполагают одновременную включенность каждого как участника,  так и зрителя, что дает возможность получить как образец для подражания, так и возможность  попробовать самому то или иное действие, тем самым обучаясь образцам коммуникативного общения.

Хороводные игры  – это еще принадлежность на данный момент времени определенному сообществу,  его пространству, это проживание вместе определенный фрагмент жизни. В хороводе можно воспроизвести через игровую форму практически любую ситуацию, и все они будут по–разному окрашены, ведь жизнь тоже многогранна.

В хороводных играх задействованы все сферы ребенка, объединенные в единый контекст:  речевая -  проговаривание - пропевание  слов; интеллектуальная – усложнение игр в зависимости от возраста ребенка и его развития;   произвольная – соблюдение инструкций, ожидание своей очереди, соотнесение ритма своего движения с движением других участников; эмоциональная  -  ребенок учится  понимать  чувства других в зависимости от ситуации, заданной игрой.

У детей с помощью хороводных игр лучше формируется  пространственно-временное  восприятие – ритм и движение в хороводе подчиняется своим законам.

Хороводные игры способствуют их улучшению – чтобы повторить движение или слова, нужно быть внимательным к другим участникам, запоминать  последовательность движений, речевое сопровождение,  правила игры. В хороводе все живут в едином пространстве и ритме. Задавая определенный ритм движения хоровода, задается и речевой ритм.

Используя повторение речевых конструкций, в том числе диалоговых,  хороводные игры побуждают   детей к речевой активности, повторение специально подобранных движений способствуют улучшению пространственного восприятия, двигательной сферы,   развитию таких  видов моторики - как общей, мелкой, мимической.

 И  речь здесь используется в контексте всего разворачивающегося действия, находясь в определенной логике  коммуникативного поведения, когда смысл сказанного и эмоционального сопровождения представляют  единый  образ. Эта целостность способствует формированию пространственно-временных параметров.

 Являясь одним из видов совместной социальной деятельности детей, коммуникация, возникающая в хороводных играх, несет функцию  зоны ближайшего развития в сфере общения - когда  существует возможность передачи опыта от старшего к младшему, являясь  частью детской субкультуры.

Так как хороводные игры изначально были предназначены  для передачи опыта в различных сферах жизни для различных слоев населения и различных возрастных категорий, то в арсенале хороводных игр есть как  простые, так  и более сложные  игры , что  обеспечивает широкий спектр выбора, а также создания собственных авторских.

И так, метод хороводных игр, обладающий  всеми сторонами коммуникативного поведения, можно успешно применять как  метод коррекционно-развивающей работы не только с детьми с нормальным психическим развитием, но и с детьми, имеющими речевые нарушения,  аутизм,  синдром Дауна и др.

 



Просмотров: 631
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Игры и Творчество во взрослой жизни
  • [Компьютерные игры учат детей убивать Ч.2: Игры и эксперименты]
  • Психологические игры для совместной деятельности детей и их родителей.
  • Роль игры в жизни ребенка
  • Простые рекомендации родителям детей раннего возраста: игры с предметами
  • Простые рекомендации родителям детей раннего возраста: пальчиковые игры
  • Лучшие игры для развития взаимопонимания между детьми и родителями
  • Игры Vislinsky – коммуникативные развивающие онлайн игры
  • Метафорические карты и Т-игры (стенограмма одной игры)
  • Как сохранить семью или когда лучше развестись - фрагмент 11 (Сексуальные ролевые игры)
  • Значение игры для детей дошкольного возраста
  • Философия игры. Правила для детей и взрослых.  
  • Вселенная новых возможностей: как виртуальные игры стали частью культуры и социализации подростков
  • Игры в жизни взрослых
  • О роли игры в жизни
  • Как подобрать для ребенка игры, наиболее соответствующие его темпераменту и складу характера
  • Психологические игры и экологичность жизни
  • Развивающие игры для детей от 2-х до 3-х лет
  • Братик, я тебя люблю (игры для адаптации старшего ребенка к малышу).
  • Компьютерные игры для детей с СДВГ
  • опасные игры детей и подростков
  • Дидактические игры для детей 3- 4 лет. В чем их польза?
  • Любимые игры взрослых детей.
  • Занимательные игры для детей и их родителей
  • Играем и развиваем: 2 развивающие игры для детей
  • Ролевые игры детей и становление личности
  • Пальчиковые игры для детей 2 3 лет: польза и простота!
  • Психологические игры - как инструмент развития
  • [Компьютерные игры учат детей убивать Ч.1: Нейрофизиология]
  • Значение игры, для развитие детей в дошкольном возрасте



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь