Люди всегда отрицательно реагировали на что-либо новое. Мы в целом не очень терпеливо относимся к инаковости. А эта самая инаковость может быть разной, к тому же важно на каком временном срезе смотреть на этот вопрос. В зависимости от этого, на первый план выходят разные отличия. Если смотреть на поперечный срез, то тут скорее будут обращать внимание на личность, как ты отличаешься от других и предъявлять оценку будут сверстники по когнитивной сложности. Если обратиться к продольному срезу, увидим иное.
На первый план выйдут разные увлечения и недовольство будет идти уже со стороны старшего поколения. Вот театр, классичесская музыка, затем кино, после - рождение новых музыкальных жанров и, почти одновременно с этим, возникновение компьютерных игр. Именно тут возникает конфликт поколений и увлечений, отсутствие понимания новых веяний и страх перед тем, чему ваш сын или дочь уделяют много времени. Так происходило с читающими детьми в семьях простых работяг, так происходило при появлении тв и кино. Как можно догадаться, то же самое происходит и сейчас. Правда, с компьютерными играми.
В наши дни в компьютерные игры играет огромное количество людей, последние годы количество геймеров только росло. Тут возникает вопрос с которого я и начну статью.
Что делает игры столь привлекательным досугом?
Разные причины. Сюжет, геймплей, командная игра, или все вместе. Но нередко (а в условно бесплатных мобильных игрушках особенно часто) вы можете наткнуться на манипуляцию с вашей системой поощрения. Точнее с системой поощрения вашего мозга. Разберемся что это такое на примере азартных игр.
Вы играли в азартные игры? Помните это чувство ожидания победы? Ведь это то, что заставляет играть и играть. А кто виноват?
Один из нейромедиаторов головного мозга - дофамин.
Производится в черной субстанции, структуре мозга являющейся частью экстрапирамидной системы - двигательной системы мозга. Нейромедиаторов в нашем мозге много, кроме дофамина это норадреналин, серотонин, ацетилхолин, гамма-аминомаслянная кислота и др. Все они выполняют разные роли и тесно связаны с влиянием на наше поведение и сознание.
Но вернемся к дофамину. Он влияет на получение удовольствия и как показали различные исследования, он не только позволяет испытать удовольствие при положительном результате, но со временем начинает работать еще до получения результата. Так работает механизм предвосхищения. Он продемонстрирован различными экспериментами и вот один из них.
Подавался сигнал, после которого обезьянка получала сок. Сначала дофамин вырабатывался по факту получения сока. После того, как обезьяна поняла связь между звуком и соком, дофамин стал выбрасываться до получения сока. Соответственно, даже если сока не было, дофаминэнргические нейроны демонстрировали повышенную активность. Это и является примером механизма предвосхищения (https://www.cogneurosociety.org/series1predictionrewa..)
Здесь стоит вспомнить Петра Кузьмича Анохина и его концепцию функциональных систем мозга. Не будем углубляться, стоит просто знать про один вид функциональных систем. Динамические, которые формируются, когда необходимо добиться какого-то результата при взаимодействии с окружающей средой, по сути благодаря им формируется и модулируется поведение по мнению профессора Анохина. Это очень интересный подход. Вспомнил я о нем не просто так. Функциональная система возникает при появлении потребности – например, утолить голод. Она, конечно, удовлетворится при взаимодействии с окружающей средой. Но как понять, мне идти на другой конец города за шаурмой или зайти в столовую, в здании где я сейчас нахожусь?
Все просто. Один из важных принципов работы функциональных систем – минимум усилий, максим результата. Что есть результат, для нашего мозга? Тут мы пойдем несколько глубже в нейрофизиологию, это важно для ответа на поставленный вопрос.
Есть два типа путей в нашей нервной системе: афферентные и эфферентные. Проще говоря, вход и выход. Афферентные пути (вход) ведут к мозгу. Т.е. это информация от различных рецепторов о том, кто мы, что мы и чем мы вообще по жизни занимаемся, да и чего нам надо. Короче, информация вошла. Эфферентные пути (выход) – это пути, по которым идет информация для ответного взаимодействия со средой. Пример совсем на пальцах – вас ударили (вошла информация), вы обработали поступившие данные и мозг посылает сигналы (теперь информация выходит), как удержать равновесие, где находится тело, а главное, бить в ответ или убегать.
А тут вернемся к вопросу, что есть результат для мозга? Удовлетворение потребности. Как понять, что она удовлетворена верно? Оценить действия, к которым пришлось прибегнуть для достижения успеха. Как их оценить? Очень просто, у нас для этого есть эмоции. Они и позволяют оценить то, насколько хорошо работает наша поведенческая программа.
Да простит читатель, в нейрофизиологию придется углубиться еще сильнее. Обсудим 3 дофаминэргических пути (говоря простым языком, где дофамин является главным героем).
Углубляемся в принципы работы
Мезолимбический путь – отвечает за реакции, связанные с мотивацией и вознаграждением. Благодаря ему, достижение целей сопровождается выбросом дофамина.
Мезокортикальный путь – вот пришли вы в магазин, а там мандаринка вкусная. Хотите съесть. И это реакция за которую отвечает мезолимбический путь. Но мезокортикальный путь помогает вам не попасть в тюрьму за воровоство мандаринок, контролируя исполнительное поведение (направленное на достижение цели).
Нигростриатный – отвечает за двигательные функции, ассоциативное обучение (закрепление связи между стимулом и реакцией на него) и помогает в награждении за хорошо выполненное действие.
Так, и причем тут игры, азарт и вот это все?
Все сказанное выше было необходимо, для того, чтобы объяснить механизм зависимости от азартных игр. В истории с азартными играми происходит поломка на уровне оценки оптимальности выполняемой деятельности. Т.е. положительные эмоции возникают до соответствующего результата, так еще ситуацию сильно усложняет принцип «минимум усилий, максимум результата». Вот и получается картина, в которой реализация потребности (заработать денег побольше и побыстрее) идет по неправильному пути и мозг обманывает сам себя, попадая в ловушку, из которой человеку сложно выбраться.
Конечно, я все очень сильно упрощаю. Один из принципов работы мозга называется «системным» и не просто так. Различные функции выполняются не какой-либо отдельно взятой структурой, а группой структур. Например, выкидывать гипоталамус, когда мы говорим о потребностях и инстинктивном поведении, совсем нельзя. Но, к сожалению, полноценный понятный разбор нейрофизиологических механизмов возникновения зависимости уведет совсем в сторону, а у нас тут все таки статья об играх.
Далее поговорим о компьютерных играх, убийствах в школах, эксперименте А. Бандуры и окне Овертона.
__________________________
Свои статьи я публикую в своей группе https://vk.com/boringopinion