Психофизиология здоровья. Дисимметрия и функциональная специализация отделов головного мозга

Медики (а психологи - тем паче) знают: "все болезни - от нервов".  А поскольку "нервами"  ведает головной мозг,  поговорим сегодня о мозге. 

В последние десятилетия прошлого века в науке о высшей нервной деятельности произошел переворот: была открыта функциональная асимметрия и специализация частей головного мозга. Данное открытие позволило не только лучше понять законы работы психики, но и проникнуть в скрытые причины функциональных нарушений и нездоровья. А также объяснить некоторые индивидуальные различия и базис нервно-психических возрастных патологий. 

Анатомически головной  мозг, делится на правое и левое полушария. (При этом у мужчин и у женщин разделение на функции имеет некоторые отличия, - так же,  как отличается разделение по функциям у правшей и левшей.) 

Правое полушарие по функциям - более древнее,  работает с непрерывной или аналоговой  (нетекстовой) информацией, которая может поступать одновременно  по нескольким каналам восприятия,  и невероятно быстро обрабатывает информацию.  (Это для него - "лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать"). Данное полушарие обслуживает функции ориентации в пространстве,  слежения, построения образа. 

Левое полушарие эволюционно моложе, оно является специфически человеческим "устройством" и обрабатывает дискретную информацию, причем не одновременно, а последовательно. Дискретная информация - это вербальная информация (слова,  цифры, знаки).

Скорость обработки информации в этом полушарии на один-два порядка ниже, чем в правом полушарии. В процессе мышления информация многократно преобразуется мозгом из образной ("правополушарной") в цифровую или дискретную, словесно-знаковую ("левополушарную"). 

Большая часть воспринимаемой информации представляет некоторое сочетание дискретной и непрерывной информации, и для ее полноценного восприятия необходима согласованная работа правого и левого полушарий. Таким образом, успешная деятельность и адаптация в обществе требует согласованной работы обоих полушарий. Ею же обеспечивается и максимум способностей. 

В процессе развития плода мужского пола на третьем месяце начинает вырабатываться гормон тестостерон, замедляющий рост левого полушария и способствующий большему развитию правого полушария. В результате мозг мужчин в целом отличается большей ориентацией на аналоговую информацию (образы). Всем известно,  что в раннем возрасте мальчики запаздывают с освоением речи.  

Женский мозг отличается тем, что в нем обе половины развиты одинаковое и гораздо менее асимметричны. Кроме того,  в женском мозге вербальные и пространственные функции более широко распределены в обоих полушариях: вербальные зоны есть также и в правом,  а пространственные - в левом полушарии. 

Адаптационное поведение женщин и мужчин сильно различается: женщина приспосабливается к ситуации, а мужчина старается приспособить ситуацию к себе, если же это не удается - погибает (умирает) или уходит из ситуации. Поэтому женщины живут дольше мужчин. 

Большее развитие одного из полушарий не означает, что оно является доминирующим в течение всей жизни. Существуют различные циклы (онтогенетический или возрастной цикл - только один из них), в соответствии с которыми доминирующим становится то одно, то другое полушарие.  

В каждый конкретный момент нервной деятельности одно из полушарий доминирует в регулировании информационных потоков, другое - в регулировании энергетических потоков. 

Еще один факт. Мозг человека своим строением действительно напоминает компьютер.  Оказывается, в составе каждого полушария можно выделить энергетический, информационный и управляющий блоки.  Работа одноименного блока в значительной мере подавляет активность блока в другом полушарии. 

Общий энергетический межполушарный переход функций происходит в среднем каждые три с половиной часа. Следовательно, любое мероприятие, ориентированное на изменение эмоционального состояния, должно длиться не менее четырех часов,  в идеале - шесть часов. (Поэтому грамотно спланированные психологические тренинги и развивающе-корректирующие программы-марафоны предполагают, так сказать, обучение "с погружением", то есть в формате как минимум на полдня. Ну,  а в идеале,  конечно,  наиболее продуктивыми оказываются,  при прочих равных факторах, программы с выездом из привычной среды) . 

Момент переключения между правым и левым полушариями стимулируется дизадаптацией, в поисках лучшего приспособления к ситуации. 

Момент перехода функций может длиться от нескольких секунд до 15 - 20 минут. В этот период резко возрастает число ошибок в деятельности, -  человек действует на автопилоте,  плохо запоминает происходящее. 

В первые полгода жизни младенца функционально готовым к работе является правое полушарие,  затем каждые несколько лет значимость каждого полушария в общей регуляции деятельности меняется.  В период молодости обычно доминирует левое,  вербально-логическое, полушарие. После кризиса середины жизни обычно развитие правого и левого полушарий сравнивается или правое слегка опережает левое по активности,  активизируется и гармонизируется деятельность управляющих блоков ("человек входит в разум"). 

В каждой половине мозга выделяют энергетический, информационный и управляющий блоки. С момента рождения у младенца готов работать энергетический блок (и развивается его работа за счет любящего прикосновения матери), управляющий блок полноценно складывается к 7-8-ми годам,  максимально набирая массу до 25 лет. 

УПРАВЛЯЮЩИЕ БЛОКИ мозга занимают лобные доли коры больших полушарий. Они отвечают за критичность, руководство действиями, синтез информации, ее максимальное обобщение, иерархизированность. Их работа определяет общие свойства зрелого человека, поскольку в норме деятельность этих блоков преобладает над деятельностью других блоков.  

Управляюший блок правого полушария несет ответственность ща функции:

  • синтез,  
  • интуиция,  
  • динамическая логика,  
  • ориентацияна прошлое,  
  • пространственные соотношения. 

Управляющий блок левого полушария отвечает за функции: -

- абстрагирование,  

  • символизация,  
  • формальная логика,  
  • иерархизация информации,
  • консерватизм,
  • прогнозирование будущего. 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ БЛОКИ  мозга занимают затылочные,  височные, теменные доли коры больших полушарий. Они отвечают за

  • восприятие сенсорной информации и ее анализ,  
  • ориентациюв пространстве,  
  • восприятиесвоего тела и управление им.

Время и информация являются основными переменными для ритмов этих блоков. 

При этом:

Информационный блок правого полушария занят слежением за движущимися объектами, за ориентацией во времени и в пространстве, за восприятие ритма и следование ему. Данный блок позволяет понимать мимику,  интонации,  жесты, пение, музыку, схватывать образ. Он также связан с центрами положительных эмоций, находящихся в левом энергетическом блоке, поэтому работа данного отдела мозга доставляет удовольствие. 

Погоня и слежение за объектом, плавные спонтанные движения, слушание музыки, танцевальные па, наблюдение заката или волн, накатывающихся на берег, любование цветами или за танцующим пламенем горящей свечи,  за бегом любимой собаки в поле или резвящимся котенком приносят радость, питают энергией,  стирают негативные эмоции. 

Информационный блок левого полушария занят обработкой вербальной информации (чтение, письмо, счет, анализ). Рассчитанные, произвольные рабочие движения, регуляция рабочей позы основана на работе левого полушария.  

Информационный блок левого полушария связан в основном с центрами негативных эмоций, находящимися в правом энергетическом блоке,  поэтому так энергозатратны и утомительны повторяющиеся произвольные движения при жестко напряженных мышцах. 

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ БЛОКИ мозга ("подкорка") - это стволовые и подкорковые мтруктуры, эволюционно более древние. Их работа определяет энергопотенциал, эмоциональную устойчивость,  уровень активности индивида, соразмерность ответной реакции силе стимула. Их работа, больше, чем что-либо еще определяет,  продуктивность деятельности. Поскольку ни один компьютер не работает без питания (электричества). Стволовые зоны - это своеобразный "блок питания" сложного человеческого био-компьютеоа.  

Энергетические зоны мозга наиболее активно развиваются в младенчестве, сразу после рождения. Те дети, которых много носят на руках, часто прижимают к себе, в дальнейшей жизни более активны, подвижны, стрессоустойчивы, меньше болеют, способны лучше постоять за себя, имеют меньше комплексов и телесных зажимов и быстрее развиваются,чем те, которые лежали "брошенными в кровати" или те, с которыми больше общались только на уровне слов и мыслей. Любовь передается от матери к ребенку без слов, ее смысл -"пребывать в соприкосновении, замерев". (К сожалению, объяснить это матерям, которые сами не имеют опыта получения подобной любви в детстве, не получается, - они просто не верят в это...)

Далее.... Энергия в нас организуется психомоторикой (информационными блоками), и отмеряется для траты критичностью (управляющими блоками). Когда энергии больше, нам легче думается, мы увереннее действуем. Если энергии мало,  мысль обрывается, действие неточно. 

Повышают наш энергопотенциал позитивные эмоции, смех и оптимизм. Негативные эмоции снижают энергетику мозга,  ведут к ошибкам. 

Нетрудно заметить, что при чрезмерном стрессе или алкогольном опьянении человек ведет себя неадекватно,  как говорится,  "теряет контроль".

На самом деле, первыми в таких случаях отказывают управляющие блоки (что выражается в потере самокритичности, снижении критичности к окружающему, теряется самоконтроль, поведение сдвигается в сторону авторитарности). Затем перестают работать информационные блоки (теряется способность ориентироваться в событиях,  во времени,  и под конец - в пространстве). В таком состоянии воспринимаются детали,  отдельные, хорошо знакомые с детства слова,  человек функционирует по запомненным шаблонам (автоматизмам), не запоминает происходящее. 

Последним отключается энергетический блок. 

Забавно, что состояние стволовых зон мозга (а не только информационных,  как нам хотелось бы верить), имеет прямое отношение к обучаемости. Дело в том,  что в энергетическом блоке, в стволовых зонах мозга существует в зачаточном виде и центр речи, -  так называемая "триплетная система языка"). Но данный центр - совершенно иной, чем тот, которые находятся в информационных блоках. А именно - он действует по принципу не дискретной ("или - или") информации,  а по принципу аналоговой информации "и - и",  "и то,  и другое",  "вместе с тем",  -  без противопоставления.  Именно с помощью данного принципа можно научиться и общению,  и чему-либо новому.

Именно с помощью данного принципа и в опоре на стволовые зоны мозга обучается многому младенец в объятиях матери,  при помощи тактильных и обонятельных модальностей восприятия, чутко улавливая и атмосферу вокруг себя, и состояние матери (сердцебиение, температуру ее тела,  состояние напряжения или покоя). В дальнейшем этот бесценный опыт станет основой гармоничного и безопасного общения (основанного на умении замечать тонкие реакции своего тела и реакции другого человека), а также основой внимательного отношения к своим потребностям (одна из основ психосоматического здоровья). 

Для набора качественно новой информации необходимо открыть доступ в триплетную систему языка в энергетическом блоке мозга Либо - понизить критичность восприятия, сняв доминирующую деятельность информационных и управляющих долей мозга и повысив значимость энергетического блока. Для этого используют следующие приемы:

- создают атмосферу тягостной неизвестности (лабилизация при проведении социально-психологических тренингов), 

- создают атмосферу любви и доверия (наилучшие педагогические системы и некоторые системы обучения иностранным языкам), 

- делают массаж, 

- вдыхают приятный аромат, 

- кушают что-то вкусное, 

- на бытовом уровне - "выпивают сто грамм". 

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Если Вам нужна точная диагностика, Вы можете получить ее очно или он-лайн с помощью цветового теста и последующей беседы по Skype. После диагностики Вы также можете получить точные рекомендации о доступных средствах поддерживающей дието-, музыко- и арт-терапии в домашних условиях или о подходящих именно Вам методах психокоррекции.

 



Просмотров: 602
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Кормим свой мозг" или что у нас в "сухом остатке"?
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "Правша" или "левша". Какое ведущее полушарие у вас?!
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Работа с МАК". Расклад "Что лучше для меня".
  • Частица "Не" Для мозга ее нет, а для подсознания - это стимул к агрессии и разрушению.
  • "Информационный мусор" что это и как он влияет на мой мозг?
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Зависть - "болезнь мозга" или неверно истолкованный феномен?
  • "Навсегда твой" или "зачем я только это сказал?!"
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • "Работа с МАК". Расклад "Начальник или подчиненный"".
  • Как разгрести "большую кучу" или про "Бардак" в голове и душе))) Работа с МАК..
  • "За что?" или "Для чего?" - психология греха
  • "Скажите, где "Я"?" или "Как опираться на себя".
  • Мужская манипуляция: "Ты без меня пропадешь" или "Ты больше никому не нужна"
  • "Что происходит в мире на самом деле?" или Как работают фильтры восприятия человека
  • Девушка "номер 1"или "в запасе" , как это понять?
  • Молодая семья - это "мы" или все-таки два "Я"?
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • "А тому ли я дала" или комплекс "Мадонны-Простмтутки" у мужчин и женщин
  • "Жирафики" или "Со мной что-то не так"
  • "Как избавиться от негативных мыслей. Перезагрузка мозга"
  • "А он то ехал к маме...на тот свет" или "Подсознание верит в то, что вы говорите"
  • Семья - это когда мы "вместе" или "в месте"?
  • Чудо "оживления" или мысли вокруг ощущения, что "Жывешь".
  • Нейропластичность мозга. Для чего нужно развивать "серые клеточки"?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь