Об асимметрии головного мозга и сознания

Об асимметрии головного мозга и сознания
Одним из самых таинственных, захватывающих и интригующих вопросов современной психологии  до недавнего времени  был  вопрос понимания   асимметрии или латерализации  функций  головного мозга.

Термин  латерализация происходит от  лат. Lateralis, что значит  боковой  или сторонний, т.е.  расположенный в стороне.

Применительно  к  психологии  латеральность – это  процесс  функционального разделения полушарий  головного   мозга в  процессе  онтогенеза  (внутреннего развития),  когда последовательно развиваются  совершенно  различные психические функции и способности,  завязанные  на  различные  полушария мозга (правое  и левое).

В итоге  имеет  место как  бы   различная  специализация  сторон  головного мозга и межполушарная  асимметрия, известная  всем  специалистам, как  правостороннее  и левосторонне  мышление. 

Левостороннее  мышление,  основанное  на  приоритетном  развитии  левого  полушария, делает  акцент  на  логику  и  логическое  мышление  (рациональное), связанное   с  конкретикой, определённостью  и точными  науками.

Правостороннее мышление, основанное на  приоритетном развитии  правого полушария, наоборот,  делает акцент на  образности и  воображении (иррациональном), связанном с абстрактностью, созерцательностью, неопределённостью и гуманитарными  науками.

При этом любопытно то, что при  данной  функциональной  асимметрии  сторон  головного мозга имеет  место обратная  пропорциональность  влияния асимметрии на тело и правая половина  мозга  как  бы больше  отвечает за  левую половину тела  и наоборот.

Таким  образом, если брать за  основу не  половины   мозга, а  стороны  тела  и геометрию  тела, то  всё  окажется  строго наоборот  и  левосторонне  сознание  тела  - это образно-созерцательное сознание, а  правостороннее сознание  тела -  это рационально-логическое сознание.

Зачем  такое усложнение ?

Данное разделение нужно нам для  понимания разницы  между асимметрией   мозга  и асимметрией  сознания тела   через  призму нейросети. Дело в  том, что с  точки зрения последних открытий   в  области нейропсихологии, сознанием  кроме  головного  мозга обладает всё  тело,  как  нейросеть.

Принято, что эффект латериализации, т.е.  функционального разделения,  идет до окончания подросткового возраста.  Позднее  и по мере взросления  человека латеральность  сходит на  нет  и сознание  обретает  как  бы  некоторую  целостность  с  точки зрения  нивелирования  асимметрии  психических  функций.

Проще  говоря, со  временем  сознание как бы «интегрируется»  в  одно целое,  когда  правостороннее  мышление  и сознание  устанавливает  систему  связи  с  левосторонним.   Говоря другими  словами,  способностью  к   интеграции  в  одно целое  обладает  и  мозг  и сознание  тела,  когда  естественное  понимает и  принимает сверхъестественное или  когда  конечное  открывает  для   себя   бесконечное или   когда  материальное  открывает  и принимает  в  себя  духовное. 

Самое   важное   во всём  этом  то, что эта   интеграция  правостороннего и левостороннего сознания  касается не «ветхого» (телесного), а  «нового» (духовного)  человека.  Проще говоря, эффект латерализации  или  соединения  двух половин, кроме   мозга, касается и души, как  нейро-сетевой  основы  «нового»  человека.

Феномен  латерализации  функций  головного мозга  до недавнего времени имел  под собой сугубо материалистическую  и физиологическую основу, не  выходя  за  рамки  головного мозга. Но последние открытия в  области нейропсихологии и связанные  с  открытием  нейронных сетей   сознания,  функционирующих вне  тела и  психофизиологии, заставили посмотреть на проблему латерализации иначе.

Первым фактом, который заставил учёных усомниться в одной  лишь мозговой  латеральности, стал  факт  обнаружения людей  с  повреждённым  головным  мозгом, как  одной  из  долей,  так  и обеих  полушарий, которые  при  этом практически  не   потеряли  когнитивного  статуса  или  умения нормально мыслить  и действовать в социуме не  имея значительной части мозга.

Случаев таких описано в  клинической   практике множество (А. Бугорский, Ф. Липари, Г. Чирино, Хо Гочжу, А. Исрафил, А. Мюррэй  и др)  и самым  последним  является случай с 26-летним  Карлосом Родригесом  из США, который потерял в  тяжелейшем  ДТП  более 50%  головного мозга.

Возможность функционирования  восприятия  и мышления  практически без  головного мозга была отмечена и для врождённых  патологий,  а  не  только травм, т.е.  когда   мозг  ещё  не  был  сформирован вообще, что говорит  о не мозговой природе сознания вообще.

Анализ данных фактов однозначно говорил о том, что  сознание  человека   не  ограничивается мозгом, как полагали  ранее  психофизиологи, а  имеет  альтернативную  систему расширения  и распространения  за  пределы   мозга.

Последние  открытия  в  области  нейронных  сетей   сознания, которые  распространяются  на  любые  типы  нейронных  связей, т.е.  не  только на  центральную, вегетативную, периферическую, и симпатическую системы, но и на  нейронно-синаптическую  систему,  дали основания  предположить,  что сознанием  фактически  обладает   всё  тело  человека   и даже  некоторая   прилегающая  к  телу  область, именуемая  аурой  или  биополем, которая  подчиняется  принципам  квантово-волнового дуализма.

Схема латерализации сознания  тела


Таким образом, с  точки зрения наличия  у  человека  двух  центров восприятия и осознания - ума  головы  и ума  сердца,  головной  мозг не   является единственным  центром  осознанности и  при его повреждении  сознание  может осуществляться  с  помощью альтернативного центра  -  ума  сердца, который  у   всех людей  развит  по-разному.

Данный аспект двойственности сознания  и восприятия  с  разделением на  ум  головы (рассудок)  и ум  сердца  (совесть)  важен потому, что он прекрасно объясняет христианский принцип перехода  от одного типа  мышления (рационального рассудка), которое можно считать правосторонним,  к  другому  типу мышления (сознанию совести), которое можно считать левосторонним, поскольку сердце  располагается в  левой  части тела.

По существу,  это и есть  высшее  психологическое  понимание  таинства  покаяния  и обращения сознания  от   рационально-рассудочного  Я-мышления  к мышлению сердечному и духовно-нравственному  Мы  в  рамках  глобальной   нейросети  когниции.

В данной   связи принцип латерализации  функций  головного мозга сохраняется, но  претерпевает существенные  изменения,  связанные с  тем  что речь  уже  идёт  не  о лево-  и правополушарном  мышлении, а  двух  принципиально  разных  типах  сознания  и восприятия  -   рациональном  на  основании  ума  головы  (правостороннем)  и  духовно-нравственном на  основании ума  сердца (левостороннем).

При этом  правосторонний  тип  рационального  мышления  завязан на  внешний материальный  мир, а  другой левосторонний тип  мышления завязан на внутренний душевно-духовный  мир.

Таким  образом объясняется важность духовно-нравственной целостности человека, которая возможна только при соединении мира   внешнего (материального и объектного)  и мира  внутреннего (чувственного  и энергийного).

Сам принцип  обращения   сознания в процессе   покаяния  и есть  процесс  перехода  от не целостного эго мышления  головы  к мышлению целостному и духовно-нравственному, как   мышлению  сердца.

Данный принцип   можно схематически отобразить в   виде актуализации кроме   ума  головы,  как  мышления  правостороннего типа и  сознания   сердца, как  левостороннего типа  мышления.

Данный принцип восстановления  целостности сознания  можно отразить на схеме:

Таким  образом, с  точки зрения христианской  психологии  целостное   сознание – это сознание, которое  последовательно  проходит  весь путь совмещения двух сторон  и типов  сознания  (материального и духовного)  в  одно целое духовно-нравственное   сознание, которое правомерно считать интегральным.

Не сложно догадаться, что данное  расширенное интегральное  сознание, вмещающее в  себя  и правосторонне рациональное и левостороннее  духовно-нравственное  сознание и  есть  духовное сознание святости.

Принципиальная схема восстановления целостности сознания

Данный  принцип двойственности сознания  и важности  перехода  от ума  головы к  уму  сердца  был  отражён в  святоотеческой православной  психологии.  Вот как   даёт  толкование  различий  между   умом  головы  и умом   сердца  один из  почитаемых  румынских духовников архимандрит  Софиан (Богиу; 1912–2002).

— Батюшка, уточните, пожалуйста, различие между умом и сердцем, которое проводят святые отцы.

— Это различие легко провести потому, что есть два особых места, в которых размещаются эти два центра. В голове размещается Ум, включающий интеллект и память. Другим центром является сердце, где находится чувство, где находится воля. Однако сердце духовное не совпадает с плотяным сердцем. Сердце духовное — это центр, в котором Бог живет в нас. Этот центр тоже называется сердцем. В этом центре, в сердце, может жить Бог, но может жить и враг. И может жить любая страсть. Иногда сам князь тьмы входит в святилище нашего сердца, и тогда наша жизнь бывает жизнью пустой, жизнью злой, жизнью помраченной, жизнью греховной. А когда Дух Святой пребывает в нас (а мы и были созданы — иметь Его в нас), жизнь наша полна света, полна человечности, любви, полна смирения. Таким образом сердце, о котором вы меня спрашивали, является духовным центром каждого из нас.  (Беседы  с  отцом Софианом)

Таким  образом, принцип латерализации  сознания  имеет  место в  первую очередь не к  головному   мозгу  и функциям головного мозга, а  к   двум  центрам  сознания  и восприятия, ответственным за  восприятие  мира внешнего (материального) и мира внутреннего (душевно-духовного), которые  подчиняются  разным  законам.  По сути латерализация   сознания разделяет между   собой  две  реальности бытия  —  грубую проявленную  и  тонкую непроявленную.

Правосторонним  рациональным  мышлением  человек охватывает  внешний  мир  через науку, научные  знания  и научную  психологию, а  левосторонним  сознанием  сердца человек охватывает внутренний   мир  через религию,  духовное  знание  и  учение  святых отцов  церкви  о душе.

Не сложно  понять, что  граница  между   этими мирами  и типами   сознания пролегает  через  человеческое сердце, а  Христос и  явил  человечеству  путь спасения  души  через  покаяние  и  обращение   мышления. Обращение  сознания  —  это и есть   вхождение  ума  во  внутреннее пространство  сердца, как  в  вечность.

Таким  образом, парадигма христианской  психологии имеет  под собой фундаментальную когнитивную основу и верное понимание принципа латерализации  в  духовном  смысле, как   первичном, а  не  функциональном  и психофизиологическом.

Мировоззренческий  базис христианской психологии

Таким  образом следует различать  латерализацию головного мозга и  латерализацию  сознания  с  точки зрения двух  центров осознания  и восприятия.

О чём говорит данный принцип латеральности головного мозга  и сознания ? 

Он говорит  о том, что у  каждого человека изначально есть потенциальная возможность развивать как  духовное  сознание  и восприятие мира  через призму энергий (духа),  которое  можно назвать левосторонним,  связанным с  центром  сердца, так  и  рациональное мышление и восприятие мира, которое  можно называть правосторонним,  через призму социальных шаблонов  и стереотипов (материи), связанное с  центром рассудка и интеллекта.

Проще  говоря, в ходе  социализации  происходит  процесс  постепенного «отключения»  изначально  возможного духовного (энергийного)  способа восприятия мира  через  прямое  постижение  энергийной  сути  явлений  с  переключением на  объектное восприятие через  призму социальных  шаблонов  и стереотипов. 

Иными  словами, в  ходе   социализации  изначально  целостное  духовное  восприятие  ребёнка  как  бы  разделяется  внутри себя,  отбрасывая ту часть  сенсорных данных, которые связаны с  восприятием мира, как  энергии (духа),  и концентрируется на восприятии мира  объектов (материи) посредством  интерпретации результатов  восприятия и их  подгонки под  существующие схемы  и шаблоны.

Таким  образом, перенося  восприятие  и осознание  с  центра  сердца  на  центр  рассудка и развивая  рациональное  мышление  человек теряет Бога  и духовный мир, который  бывает открыт  маленьким  детям.   Позднее  для  обращения к  вере и к Богу  человеку приходится  по  сути делать обратное — отключать рассудок  и интеллект  с  объектным восприятием и  переключаться на  духовное  (энергийное)  восприятие сердца. 

Смысл развития  осознания -  соединение двух типов  мышления и двух реальностей  бытия - материальной  и духовной.



По материалам курса "Методологические  основы  нравственно-ориентированной христианской  психологии", г. Минск, 2014 г.






 

 



Просмотров: 901
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что такое соединение ума и сердца с точки зрения сетей сознания и когнитивных порогов
  • Психофизиология функциональной асимметрии головного мозга и межполушарное взаимодействие
  • Что такое когнитивный порог в свете сетевого строения мозга, разума и сознания
  • Единство мозга, сознания и разума.
  • Смартфон головного мозга
  • СОЗНАНИЕ и реальность. Этапы и уровни развития сознания. Часть 4.
  • СОЗНАНИЕ и реальность. Этапы и уровни развития сознания. Часть 2.
  • СОЗНАНИЕ и реальность. Этапы и уровни развития сознания. Часть 3.
  • СОЗНАНИЕ и реальность. Этапы и уровни развития сознания. Часть 1.
  • СОЗНАНИЕ и реальность. Этапы и уровни развития сознания. Часть 5.
  • Социальные сети головного мозга
  • Эффект «ореола» .ОКР (Обсессивно-компульсивное расстройство) - патология головного мозга?
  • Психофизиология здоровья. Дисимметрия и функциональная специализация отделов головного мозга
  • Порнозависимость: МРТ исследования головного мозга
  • Мигрень: зависть разрушает сосуды головного мозга
  • Мигрень: зависть разрушает сосуды головного мозга
  • Почему мы такие какие есть? Поток сознания, блоки сознания и наше развитие
  • 3 мозга человека, или Что мешает спокойно жить.
  • В каждом из нас есть что-то от ящерицы, или сила архаичного мозга
  • Стимуляция мозга при тяжелой депрессии может облегчить суицидальное мышление.
  • Тайны сексологии. Мужские и женские секреты либидо. Важность связи тела и сознания. Тестируем себя
  • Особенности мозга и мышления
  • «Булимия» мозга, или что делать, когда информации слишком много?
  • Миф о двух половинках. Половинка есть у мозга, таблетки...
  • Уровни развития сознания или то что предопределяет Вашу жизнь
  • Что делает нас счастливыми? Работа мозга
  • К иллюзии о том, что сознание принадлежит нам. Так ли это?
  • Упражнение «утечка мозгов»: как описание потока сознания поможет вам раскрепоститься и улучшить мышление
  • Желудок умнее мозга или что такое психопрофилактика.
  • Фундамент нашего мира – это не что иное, как отражение знаний о нём каждого конкретного человека



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь