|
СОЗНАНИЕ и реальность. Этапы и уровни развития сознания. Часть 5.Автор статьи: Ушакова Татьяна Валерьевна
Переход на четвертый этап «преломления сознания» возможен только тогда, когда вы увидите не совершенность своей программы, когда вы поймете, что старые способы изменить внешнее не работают, что никто за вас ничего не сделает. Переход произойдет, когда вы возьмете на себя ответственность не только на словах за то, что происходит с вами. Это единственное условие. Итак, четвертый этап – Точка перелома (или преломления сознания). Преломление сознания обычно возникает с момента осознания чего-то. Не путайте понимание с осознанием, это разные вещи. Понимание не дает нам увидеть картину целостно. А осознание дает нам возможность увидеть не только не совершенность своих привычных действий, но и новые возможности. Давайте еще раз посмотрим на примере с агрессивностью. На этапе «направление внимания» вы замечаете агрессивность людей или проявление своей агрессии на какие-то раздражители. На этапе «сопротивление» вперед выходит знание «как должно быть» и возникает сопротивление тому, что есть. Вы защищаетесь, нападаете, требуете соответствия вашим знаниям. На этапе «переработка» вы уже понимаете, что это какая-то ваша проблема, раз вы с ней постоянно сталкиваетесь и начинаете искать выход, пытаясь изменить окружение, которое проявляет агрессию или вызывает вас на агрессию. На этапе «преломления сознания» вы понимаете, что все попытки изменить окружение не приводят к тому решению, которое вам необходимо, и вы осознаете, что менять что-то уже надо в себе. Как пример. Встречаю знакомую, которую не видела уже больше года, как обычно спрашиваем друг у друга – как дела, что нового. Из рассказа узнаю, что она развелась уже с третьим мужем. Ну, как обычно в подобной ситуации говоришь: «Что-то не везет тебе на мужчин». Как правило, с этим сразу соглашаются, но я получаю совершенно другой ответ: «Ты знаешь, я поняла, что не в них дело, они нормальные мужики, это я что-то такое делаю, что не могу их удержать. Три ситуации и один и тот же исход. Вот, пытаюсь разобраться в себе, где я совершаю одну и ту же ошибку». Если человек настроен на поиски ошибки, то он ее обязательно найдет. Дальнейшее движение по развитию сознания будет уже зависеть от того, скатится ли он на обвинение себя или на поиски других вариантов действия. Остановкой на этапе «преломления сознания» - будет уход в обвинение себя. Как только вы скатились в обвинения, вы уже не можете видеть других вариантов развертывания событий. Если вы принимаете свою ошибку как отправную точку для поиска выхода из ситуации, то вы можете перейти на пятый этап развития сознания. Пятый этап – Переосмысление. Только на этом этапе развития сознания вы можем думать и мыслить по-другому. У вас появляется возможность целостного видения проблемы, а значит и возможность выхода за ограничивающие рамки. Но не достаточно просто увидеть свою ограничивающую программу, свой шаблон поведения. Если вы не предпримите каких-то других шагов, других действий, шаблон не демонтируется. Вам необходимо получить другой опыт, чтобы получить доказательство того, что прежний вид поведения устарел и не выгоден, а новый – наоборот, приносит результаты. Причем результаты намного лучшие в данной ситуации. Как пример, вы всегда отвечали агрессией на агрессию и кроме раздражения ничего не получали. Вы начинаете задумываться, что же вы хотите на самом деле, какова цель вашего взаимодействия. Если цель – получить раздражение, то вы все правильно делаете – агрессией отвечаете на агрессию. Если же цель – найти общий язык, то привычный вид поведения не ведет к достижению этой цели, а значит, необходимо менять свой вид поведения. Держа в голове цель, на этом этапе вы легко найдете, как вам необходимо поступить, вы совершите другое действие и получите другой опыт. Получив другой опыт, у вас появляется возможность выбора, а значит, и свобода в своем проявлении себя. Пример для понимания. Работаем с молодым человеком на курсе «Развитие осознанного внимания». В процессе работы выходим на понимание, что человек не умеет получать удовольствие. Ментальное объяснение не всегда приводит к необходимому результату, даю задание: «Сделать что-то для себя и пронаблюдать что в этот момент с вами происходит, что чувствуете, какие приходят мысли. Потом этим поделиться». Вот его рассказ: «Стал обдумывать, что сделать для себя – решил сходить в фитнес-клуб, в бассейн, причем не так, как я это обычно делаю – пришел, быстро под душ, в бассейн – и от стенки к стенке 45 минут, полтора километра и не меньше. Решил – приду, не торопясь, под душ, поплаваю не быстро, посмотрю за своей техникой, посмотрю по сторонам (да-да, а то я когда плаваю, только дно бассейна вижу). Потом – сауна, СПА-процедуры. И сразу первая мысль: «Почему в четверг, ведь не пятница же». Говорю себе: «В пятницу тоже так же пойду». Опять мысль: «Ну, это уж слишком!» После подобных мыслей начал плавать, словно кто-то меня подгоняет. Начал тормозить себя, чтобы медленнее плыть, получать удовольствие, элементы отрабатывать – куда как рука идет и т.п. Раньше вышел, пошел в сауну. Мысль: «А что в сауну-то идти, вроде как не сильно тренировался». В пятницу почти то же самое, но лучше. В общем, как я понял, во мне сидит установка, что все должно быть заслуженным, ничего не дается просто так, все надо заслужить – отдых например. Как только я это осознал, у меня как камень с души упал, подумал – живут же другие и не парятся по этому поводу. Есть у них это и есть, и не обязательно все надо заслуживать, просто обстоятельства сложились так, что у них что-то есть. И сразу, как следствие, по-другому стал смотреть на других людей. Подрезала девчонка на «Лексусе», раньше сразу мысли типа «вот папик богатенький купил с правами вместе, ездить не умеет и т.п. А сейчас: «Ну, да, есть у нее папик, дарит «Лексусы» - но это же просто такая ситуация у нее, пусть ездит». То есть мысль, что все дается по заслугам не управляет больше мной – ведь бывает и по-другому (просто такие обстоятельства, причем во многих случаях). Ну и что? На работе в пятницу уже не бегал, как белка в колесе. Самое смешное, что многие задачи легче выполнять – не оцениваешь, заслужил это, не заслужил, просто делаешь, и все, раз надо делать. И не оцениваешь того, кто дает, заслужил он того, чтобы давать или нет. Кстати, в пятницу на работе почти не устал, не угнетала мысль, что вот не все сделал, что наметил, а значит, не заслужил зарплаты, хорошего отношения (я конечно сгустил краски, но я понял, что такой фон постоянно присутствует и от него устаешь больше всего)». По большому счету произошло высвобождение энергии, которая уходила на осуждение, раздражение, критичность, злость. Да и для себя установка «ничего не дается просто так, все надо заслужить» действует не лучшим образом – постоянный запрет на получение удовольствия, которое всегда считается незаслуженным. Понимание перешло в осознание, сознание расширилось. А для закрепления этого осознания можно сознательно поступить так, как раньше и по-новому, чтобы еще больше «почувствовать разницу». Теперь у человека появляется свобода – действовать тем или иным образом, раздражаться или наслаждаться жизнью без всяких условий. Но всегда остается возможность снова скатиться в ограничивающие сознание установки. Для того чтобы сохранить и дальше работать на развитие своего сознания, необходимо помнить:
Придерживаясь этих простых правил, вы всегда будете находиться в движении по пути развития своего сознания. Вы будете высвобождать энергию для творчества, для радости, для удовольствия и для счастья. Удачи вам на пути развития сознания! Татьяна Ушакова. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|