Формирование толерантного сознания в рамках профилактики агрессивного и делинквентного поведения среди современной молодежи Профилактика агрессивного поведения в рамках формирования толерантного сознания среди молодых граждан Российской Федерации, является одной из основных задач преподавателей высших и средних учебных заведений, а так же организаций дополнительного образования. Согласно положению молодежи и реализации государственной политики в Российской Федерации: молодежь распределяют на три возрастные группы: (17-19 лет, 20-24 года, 25-30 лет). В соответствии со Стратегией государственной молодёжной политики в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760-р, к категории молодёжи в России ранее относились граждане от 14 до 30 лет. Однако последнее время в большинстве субъектов Российской Федерации наблюдается тенденция смещения возрастного ценза для молодежи до 35 лет [1]. Пути формирования толерантного сознания направлены на профилактику агрессивного поведения учитывая психологические и физиологические особенности нынешнего поколения. В связи с социально-экономическим и политическим положением в стране, необходимо сделать акцент на формирование идеологических взглядов современной молодежи. В частности на формирование толерантности к вынужденному притоку мигрантов (жителей некоренного населения) с целью развития российской культуры и укрепления межпоколенческих и межнациональных отношений. Обращаясь к статистическим данным отмеченными в Распоряжение Правительства РФ от 18 декабря 2006 г. № 1760 – р 35 процентов молодых людей в возрасте 18 - 35 лет испытывают раздражение или неприязнь к представителям иной национальности, 51 процент одобрили бы решение о выселении за пределы региона некоторых национальных групп [1]. С точки зрения психологии подобное отношение российских граждан к мигрантам вызывает агрессию. Агрессия это не что иное, как деструктивная форма поведения. Рассмотрим, что такое агрессивное поведение: «Агрессивное поведение – это одна из форм реагирования на различные неблагоприятные и в физическом и психическом отношении жизненные ситуации вызывающие стресс, фрустрацию и. т. п. состояния» [2]. С целью предотвращения агрессивного поведения и формирование толерантного сознания в высших учебных и средне-учебных заведениях, в организациях дополнительного образованиях проводятся специальные социально - психологические тренинги, тренинги по саморегуляции , арт-терапия и специальные занятия в игровой форме направленные на формирование толерантности и искоренение интолерантного отношения к мигрантам. Подобные занятия служат не только профилактикой агрессивного поведения среди молодежи, но и профилактикой возникновения неформальных молодежных сообществ. Наибольшую опасность представляет «Белая сила» - главенство белой расы. В структуру данного сообщества вошли скинхеды, российские бонхеды ( данные представители экстремистского движения нападают на места скопления «лиц кавказкой национальности»). Рассматривая, молодежь в возрасте от 14 до 35 лет стоит сделать акцент на возраст от 14 до 17 лет, а в частности на диленкветное поведение. В возрасте 14-16 лет подросткам свойственно корыстное и насильственно – эгоистическое поведение, носящее ситуативно – импульсивный характер. Данное поведение спровоцировано желанием показать силу, смелость и желанием утвердить себя в глазах сверстников. В возрасте 16-17 лет делинквентное поведение вызвано потребностью в приобретение спиртного и наркотиков, сопровождающегося такими чувствами как месть и озлобление. Здесь стоит отметить интолерантность к психоактивным веществам и спиртосодержащим напиткам, являющиеся главным источником возникновения агрессивного поведения, приводящие в итоге к делинквентному. В возрасте 18 -24 лет причиной диленквентного поведения служат сформировавшиеся взгляды и направленность личности. Некорректные идеологические взгляды на социально-экономическое и политическое положение в стране приводят к интолерантному отношению к ситуации в стране в целом. Данное отношение провоцирует возникновение конфликтных ситуаций и формированию нелегальных политических группировок, митингов и. т. д. из-за отсутствия компетенций и формирования толерантного сознания к социуму [3]. Работая с молодежью в возрасте от 14 до 30 лет педагогам высшего, среднего и дополнительного образования стоит сделать акцент на социально-психологические и физиологические особенности нового поколения. В рамках профилактики агрессивного и делинквентного поведения проводить просветительскую работу, направленную на формирование толерантного сознания. В методическом пособие Г.Л. Бардиера «Психологическое сопровождение проявлений интолерантности и толерантности в молодежной среде» представлены первые шаги технологии развития толерантности: - реагирование на негативное эмоциональное состояние молодежи со стороны педагогов и психологов; - обсуждение конкретных случаев и примеров проявления толерантности и интолерантности (в том числе, и их собственной); - у людей, ориентированных на практическую деятельность предпочитающей «тупым разговорам», «реальный экстремизм», «экши», тусовки массовые мероприятия – организация толерантно- ориентированной совместной деятельности ( в том числе – проведение тренингов, деловых игр, молодежных массовых мероприятий и т. п.). - учитывая разную степень опасности крайних проявлений интолерантности на каждой из ступеней «пирамиды интолерантности», проводить психологическое сопровождение по-разному: - на первой ступени оказывать психологическую поддержку; - на второй – убеждать; -на третей – строго пересекать, привлекая при необходимости правоохранительные органы; -на четвертой – изолировать и обращаться к психиатрам [4]. Список литературы и интернет ресурсы: 1. www.garant.ru Распоряжение Правительства РФ от 18 декабря 2006 г. № 1760-р 2. Большой психологический словарь/ Сост, и общ. ред. Б. Мещерякова , В. Зинченко, - СПБ.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2003.- 672 с. 3. «Психология человека от рождения до смерти» под ред. А.А. Реана. – СПБ.: прайм- ЕВРОЗНАК, 2006. -651 с. 4. Бардиер Г.Л. Психологическое сопровождение проявлений интолерантности и толерантности в молодежной среде. Методическое пособие. – СПБ, НП ЦСП «Доверие», 2011.-56с.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.