|
Зависимость | Социально-психологический взгляд на механизмы формирования зависимого поведенияАвтор статьи: Попенкова Ирина Михайловна
Наши естественные потребности, то есть нужды человека, заключены в простых, казалось бы, вещах: в возможности свободно дышать, есть хорошую пищу, иметь возможность получить помощь, быть свободным в своих суждениях и поведении, испытывать себя и экспериментировать, жить в сплочённой и дружелюбной семье, любить и быть любимым, иметь близких друзей и союзников, а так же быть успешным и признанным в своём ближайшем окружении. В этом расписана вся суть нашего существования в современном имре. Эту систему жизненных потребностей человека подробно изложил Абрахам Маслоу в своей книге 1954 года «Мотивация и личность» (Motivation and Personality, 1954). Потре́бность – это нужда́, внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо необходимого, проявляется в зависимости от ситуационных факторов. Это вид функциональной или психологической нужды или недостатка какого-либо объекта, субъекта, индивида, социальной группы, общества, каких-то явлений социальной и психологической жизни. Являясь внутренними возбудителями активности, потребности проявляются по-разному в зависимости от ситуации. Потребности могут быть так же и формой нашей зависимости, потому что без этого нам плохо, мы страдаем. И если у нас нет возможности их удовлетрять – удовлетворять наши нужны – то мы испытываем тревогу, депрессию, раздаржение, злость. И тогда, чтобы сбалансировать себя, человек ищет “суррогаты” или другими словами “костыли”. Человек уходит в виртуальный мир, где многое ему подвластно из того, что он не контролирует в своей жизни, где ему важно быть «у руля» и что-то решать. Отвоёвывает «с кулаками» блага у окружающих разбоем, когда не может их получить обычным – легальным – способом. Мстит окружению за своё несчастье физической и вербальной агрессиией, нуждаясь быть услышанным, когда его не замечают. Набирается сил через спиртное и курение в попытках «затуманить» болезненные переживания. Пытается почувствовать себя успешным в азартных играх. Или замыкается в себе с помощью наркотиков. Это можно назвать «обострённым синдромом психологической зависимости.» Психологическая зависимость – это нужда в том или ином объекте (человеке, предмете, событии, внутреннем состоянии), который покрывает острый дефицит в жизни человека (в любви, поддержке, свободе, безопасности, успехе, одобрении, внутреннем спокойствии и комфорте). Психологическая зависимость формируется тогда, когда есть естественная внутренняя нужда в средстве, способном нужду удовлетворить. Неудовлетворённая потребность или отсутствие ресурса для её удовлетворения называется “дефицит”. Удерживая человека в ситуации неуспеха и страданий, а так же лишая его естественных средств удовлетворения нужды, мы (условные виновники) провоцируем человека на поиск “суррогатов” или “костылей” для компенсации дефицитов. Выбор “суррогата” зависит от его доступности, наличии информации о нём и его эффективности по силе и времени действия. “Суррогаты” несут в общем пять основных функций: систематическая поддержка в трудные периоды жизни; зациклинность на регулярном удовлетворении хронической нужды; спуск нерешённых проблем на самотёк – усугубление; зависимость от «фальшивых» стимуляторов (допингов); непрямое самоуничтожение (или автосуицид – череда действий, не напрямую приводящих к гибели). Среди общих “провокаторов”, формирующих “дефициты” можно выделить:
“Провокаторы” детской и подростковой зависимости (в противоположность естественных потребностей) сокрыты непосредственно в их образе жизни. Посмотрите, большую часть времени наши дети находятся в душных помещениях (в классах в школе). вынуждены питаться фаст-фудами, шоколадками, сухариками и газировкой или другой некачественной пищей целый день. Остаются часто один на один со своими трудностями, опасаясь со стороны взрослых вместо помощи шквал осуждения и упёрков, наказательных санкций. В свободе самовыражения и самоорганизации пространства и времени они ограничены: в школе общая форма, на уроке лишний раз не пошутить, не спросить, время на любимые дела полколстью покрываются учёбой или домашними обязанностями. Они ограничены в возможности экспериментировать в поведении, в отношениях, в новой деятельности из-за опасаний взрослых, что те попадут в беду, или просто взрослые не могут себе позволить дать ребятам действовать своими способами, методами, алгоритмами, лишая их творческой самостоятельности. Отсюда ребята лишены общения и награмождены массой родительских предрассудков в отношениях с противоположным полом. Дети часто становятся свидетелями частых скандалов родителей дома. В наказание находятся под домашним арестом или лишены круга общения из-за родительских подозрений. В погоне за рейтингами и качеством усвоения образовательных программ в сжатые сроки всё время слышат от учителей и родителей преимущественно критику, в то время как достоинства и маленькие победы считаются чем-то само собой разумеющимся и не достойным внимания. Среди основынх “дефицитов”, ведущих к острой Зависимости можно выделить:
И помните, что Человек – это живая и ранимая материя, в независимости оттого, есть ли логика в его переживании или нет. Берегите своих близких от «пятого угла» ситуации, которую сами они решить не в состоянии. Будьте бережным к их «ахилесовой пяте». Смелее выражайте своё участие в их жизни. Предлагайте им альтернативные варианты развития событий и действий. Негативные эмоции редко стимулируют, зачастую они ускоряют движение близкого вам человека в пропасть, и вы можете в этом пагубно участвовать... Будьте милосерднее к своим близким!
Мой центр психологической поддержки и досуга "7 КЛЮЧЕЙ"
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|