Время жизни человека

Автор статьи: Анна Демешина

Есть понятие о времени как о физической величине. Есть календарное время, историческое, социальное. А есть — время жизни отдельного человека.

Когда-то человек жил в циклическом времени, время шло по кругу: весна- лето-осень-зима, смена времен года, от которой зависела выживаемость, задавалась природными циклами. На этом этапе человек еще не выделял себя из природы. Затем появилось историческое время — оно разомкнуло этот вечный бег по кругу и стало течь в одном направлении: из прошлого в будущее. В историческом времени имело значение развертывание истории народов, родов, кланов. Была важна преемственность поколений, соответствие великим мифическим предкам. Человек на этом этапе был слит с более широкой общностью, он еще не был индивидуален. И наконец появилось время индивидуальной жизни — судьба человека, отмеряемая возрастными периодами: детство, отрочество, юность, зрелость, старость..

В историческом, линейном времени встала проблема осмысления прожитого и устремленность в будущее, иными словами говоря, стал актуален вопрос: «куда мы живем», с появлением индивидуального времени он преобразовался в: «куда я живу»?. Один из вариантов этого ответа перемещал акцент на прошлое: в прошлом было время «золотого века» и нынешние поколения должны делать все, чтобы приблизить этот идеал, по сути, вернуться в славное прошлое (каким оно видится из настоящего).

Благодаря Фрейду в психологической мысли появилось представление о важности детства - зари человека. Но, в отличие от представлений о «золотом веке», заре человечества, этот период жизни человека не идеализировался, а, скорее наоборот, «демонизировался». Все нынешние беды индивидуума стали рассматриваться как результат того, как обращались с ним родители на раннем этапе развития. Эта концепция Фрейда прочно вошла в фундамент психологического знания и стала основой не только в психоанализе. Даже на бытовом уровне укоренилось представление о том, что «все мы родом из детства» и «всем нужна психотерапия, потому что у всех была мама».

Но анализ причин, отвечающих на вопрос «почему я такой», не дает ответа на вопрос «куда мне жить». Бесконечное исправление характера и смягчение травм детства может зациклить человека на колее настоящее-прошлое и таким образом стать регрессирующим фактором, не ведущим к развитию личности. Выйти из этого дурного цикла помогает недостающий временной компонент — будущее.

В периоды, до возникновения «индивидуального времени» будущее человека формировалось в русле его страты, общности: родился ли ты в семье сапожника или военачальника было определяющим фактором твоей судьбы. В наше время, будущее человека становится таким же индивидуальным и неповторимым, как и прошлое. И так, же, как прошлое, оно требует постоянной работы над собой, по осмыслению и принятию в настоящем.

Динамика прошлое-настоящее-будущее - это непростой баланс, который отныне лежит на плечах каждого индивидуума и психологическое знание призвано помогать человеку в этом трудном, но захватывающем процессе жизнетворчества.



Просмотров: 604
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Настоящее прошлое. А когда будет настоящее будущее? Несекретный код настоящей жизни.
  • Психотерапия временной перспективы. Прошлое, настоящее, будущее.
  • Как подсолнух человеку помог. Сказка про прошлое, настоящее и будущее
  • Прошлое, настоящее и будущее практической психологии, как я их вижу
  • Как наше прошлое ограничивает наше настоящее и влияет на наше будущее
  • Прошлое, Будущее или Настоящее.
  • А куда мы идем? В прошлое или будущее?
  • Прошлое-настоящее-будущее
  • Прошлое, настоящее, будущее...
  • Прошлое, Настоящее и Будущее на перекрестке миров
  • Время- главный ресурс жизни человека
  • Как наше прошлое влияет на будущее?
  • Прошлое, Настоящее, Будущее Юнгианского Анализа в Беларуси
  • Вернуться в прошлое, что бы изменить будущее.
  • МАК техника. Работа метафорой с чувствами (прошлое, будущее, настоящее)
  • О времени и злых тараканах ч1. Человек и прошлое.
  • Психология времени, гл. 4: Репрезентация и конструирование времени (2: Субъективное время)
  • Будущее время. Цель или результат.
  • Память и судьбоносные игры восприятия: как использовать прошлое, чтобы изменить будущее.
  • Время и наше отношение к времени.
  • Как все успевать, или Куда уходит время
  • Реальность жизни - время жить и время умирать
  • Поездка в прошлое или психология времени.
  • Будущее (посмертное) состояние человека
  • Стереть прошлое, уничтожить будущее и насладиться настоящим.
  • Проекты, нацеленные на прошлое и на будущее. В чем разница?
  • Наше прошлое не определяет наше будущее
  • Синдром учителя убивает будущее человека
  • Жизненные ценности человека - время переосмысления и поиска новых ориентиров
  • Почему у любимого человека нет на вас времени?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь