|
Время жизни человекаАвтор статьи: Анна Демешина
Есть понятие о времени как о физической величине. Есть календарное время, историческое, социальное. А есть — время жизни отдельного человека. Когда-то человек жил в циклическом времени, время шло по кругу: весна- лето-осень-зима, смена времен года, от которой зависела выживаемость, задавалась природными циклами. На этом этапе человек еще не выделял себя из природы. Затем появилось историческое время — оно разомкнуло этот вечный бег по кругу и стало течь в одном направлении: из прошлого в будущее. В историческом времени имело значение развертывание истории народов, родов, кланов. Была важна преемственность поколений, соответствие великим мифическим предкам. Человек на этом этапе был слит с более широкой общностью, он еще не был индивидуален. И наконец появилось время индивидуальной жизни — судьба человека, отмеряемая возрастными периодами: детство, отрочество, юность, зрелость, старость.. В историческом, линейном времени встала проблема осмысления прожитого и устремленность в будущее, иными словами говоря, стал актуален вопрос: «куда мы живем», с появлением индивидуального времени он преобразовался в: «куда я живу»?. Один из вариантов этого ответа перемещал акцент на прошлое: в прошлом было время «золотого века» и нынешние поколения должны делать все, чтобы приблизить этот идеал, по сути, вернуться в славное прошлое (каким оно видится из настоящего). Благодаря Фрейду в психологической мысли появилось представление о важности детства - зари человека. Но, в отличие от представлений о «золотом веке», заре человечества, этот период жизни человека не идеализировался, а, скорее наоборот, «демонизировался». Все нынешние беды индивидуума стали рассматриваться как результат того, как обращались с ним родители на раннем этапе развития. Эта концепция Фрейда прочно вошла в фундамент психологического знания и стала основой не только в психоанализе. Даже на бытовом уровне укоренилось представление о том, что «все мы родом из детства» и «всем нужна психотерапия, потому что у всех была мама». Но анализ причин, отвечающих на вопрос «почему я такой», не дает ответа на вопрос «куда мне жить». Бесконечное исправление характера и смягчение травм детства может зациклить человека на колее настоящее-прошлое и таким образом стать регрессирующим фактором, не ведущим к развитию личности. Выйти из этого дурного цикла помогает недостающий временной компонент — будущее. В периоды, до возникновения «индивидуального времени» будущее человека формировалось в русле его страты, общности: родился ли ты в семье сапожника или военачальника было определяющим фактором твоей судьбы. В наше время, будущее человека становится таким же индивидуальным и неповторимым, как и прошлое. И так, же, как прошлое, оно требует постоянной работы над собой, по осмыслению и принятию в настоящем. Динамика прошлое-настоящее-будущее - это непростой баланс, который отныне лежит на плечах каждого индивидуума и психологическое знание призвано помогать человеку в этом трудном, но захватывающем процессе жизнетворчества. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|