|
Будущее (посмертное) состояние человекаАвтор статьи: Яцкевич Константин Владимирович
Всё о православной психологии на psyheo.by «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познáю, подобно как я познан.) (1 Кор. 13;12) О, сокровенная от глаз и умов людских тайна тайн об оставлении человеческой душой бренного тела для продолжения посмертного существования в местах света и тьмы, определяемых состоянием души и её делами на земле. О, великое чудо посмертной жизни, которого «не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердцечеловеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор.2: 9) О, невыразимая премудрость высшего духовного призвания и предназначения человека к жизни вечной в небесном ли граде «Новом Иерусалиме» в окружении Ангелов и сил небесных, воспевающих непрестанно Славу Всевышнему, в геенне ли огненной в окружении демонов, духов злобы и тьмы, испытывающих души, можно ли постичь тебя и говорить о существе будущего века и состояния языком грубых синтаксических форм и рациональных понятий? Прежде, чем начать разговор о будущем или посмертном состоянии человека, следует сразу сделать оговорку о том, что не существует никакой возможности более – менее точно и правильно описать будущее состояние, как по сути духовное из состояния телесного, как ниже естественного и грубого. По существу будущее состояние человека во многом сходно и родственно сверхъестественному состоянию человека, но не в телесном (материальном) аспекте «Я», а в духовном аспекте «Не я» или «Мы», когда отсутствует тело, как грубая материальная оболочка, но сохраняется осознание всей полноты человеческой личности. Сам принцип воскресения предполагает конечно же не возвращение обратно в телесное эго состояние, что невозможно в принципе по законом той же эволюции и иерархии, а переход в некое иное состояние бытия, которое принципиально отличается своей мерностью (измерениями), но во многом тождественно человеческому способу восприятия и чувству «реальности» бытия. Не следует путать «новое» состояние человека и будущее. Новое (обновлённое) состояние, как духовно-нравственное, человек может ощущать ещё при жизни во плоти, совлекши с себя форму «ветхого» эго человека. Будущее состояние человек может ощутить только за гробом, перешагнув порог смерти плоти. Говоря о будущем состоянии, следует сказать, что с точки зрения психологии существует только метафорический способ отражения этого состояния через аналогии. «Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут? Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело.» (1 Кор. 15;37-38) «в воскресение все члены будут воскрешены и, по написанному, влас не погибнет (Лук.21:18), и всё соделается световидным, всё погрузится и преложится в свет и в огонь, но не разрешится и не сделается огнем, так чтобы не стало уже прежнего естества, как утверждают некоторые. Ибо Пётр остается Петром и Павел — Павлом, и Филипп - Филиппом; каждый, исполнившись Духа, пребывает в собственном своем естестве и существе.» (Преп. Макарий Египетский, Духовные беседы) «Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных. Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное.». (1Кор.40:44) О будущем состоянии человека даже Апостол Павел, будучи облагодетельствованным многими дарами Святого Духа, не брался писать что-то конкретно, а писал иносказательно с использованием параллелей, метафор и сравнений «отдалённо, туманно, гадательно» и др. «И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного. Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления. Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся».(1.Кор. 15;49-52) Именно поэтому всё, что известно о будущем состоянии может быть почерпнуто только из Евангелия, святоотеческого предания и посланий Апостолов, лицезревших в Самом Христе после Его Воскресения это удивительное состояние человека. Фраза «не все мы умрём» несколько настораживает двойственностью понимания смерти телесной и душевно-духовной. Главной трудностью описания и понимания будущего состояния человека является отсутствие соответствующей терминологии и языка, который способен был бы передать с одной стороны сущностную специфику будущей реальности в её нематериальном и вневременном аспектах, а с другой стороны специфику самого бестелесного состояния человека, как состояния основных сил души (ума, чувства и воли), лишённых телесного, т.е. психофизиологического и материального распространения, а представляющих собой концентрированный энергийно-информационный субстрат. Даже такие понятия как «волновое» или «квантовое» состояние ничего не могут сообщить о посмертном состоянии человека, сбросившего телесную оболочку и оказавшегося в иной реальности, в ином качестве и состоянии во всей душевно-духовной, т.е. осознаваемой умственно и ощущаемой чувственно полноте своей личности. Под душевно-духовной полнотой следует понимать полноту нового качественного состояния, как бы заново воздвигнутого (воссозданного), которое теперь уже совершенно иное - духовное, а не физиологическое и потому обладающее совершенно иными свойствами. «вторичное воздвижение разрешившегося и умершего живого существа» (Преп. Иоанн Дамаскин, Точное изложение веры, Т.4) Термин вторичное «воздвижение» говорит о том, что после прохождения порога смерти, как момента разложения (дезинтеграции) тримерного телесно-душевно-духовного естества человека, оно будет заново интегрировано некими высшими силами, но уже в ином «агрегатном» состоянии при сохранении сознания личности и сердечного чувства. Воля, как желательная сила и принадлежность преимущественно телесного состояния человека, в будущем состоянии будет отсутствовать, а всё существо личности будет сконцентрировано преимущественно в силе и ясности мысли. Вот, собственно, почему состояние сознания человека и качество его ума на всех этапах жизни человека, включая и посмертный, является определяющим по отношению к прочим силам души - чувству и воле. Говоря об уме человека в будущем состоянии, следует сказать, что речь идёт конечно же не о рациональном уме в эго состоянии от которого в духовном мире нет никакого прока, а о духовном сознании, как бесстрастном и очищенном от эгоизма и соответствующих страстей души (гордости и тщеславия). Для эгоизма и страстного эго ума синергийно нет места в Царстве Божьем, как эоне славы Божьей и торжества духовно-нравственного закона (Закона Божьего), но есть место на задворках духовного мира, где «плач и скрежет зубов» (Мф. 8;12) Именно по этой причине глубина очищения человеческого ума от страстей и степень его духовно-нравственного совершенства ни много, ни мало, а определяет посмертную участь человеческой души. Можно лишь предполагать, что страсти и эгоизм, как не синергийные (векторно) всепроницаемым и бесстрастным божественным энергиям, говоря языком физики, вызывают эффект «сопротивления», как «проводники» души, и потому ощущаются душой гееннским «огнём» и «жжением». Можно допустить, что именно страстностью - бесстрастностью души по закону соединения подобного с подобным и определяется место её окончательного пребывания в загробном мире до Всеобщего Воскресения. По преданию церкви посмертное воскресение должно совершиться по образу Воскресения Христова, когда воскресшее и как бы воздвигнутое заново естество Спасителя смогли воочию видеть и даже осязать Апостолы и ученики. «Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотри́те; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги.» (Лк. 24;36-40) Говоря о будущем состоянии человека, можно в известной мере пользоваться и аналогией духовных сущностей ангелоподобной природы. Святитель Феофан Затворнк напрямую соотносил природу будущего состояния с ангельской. «Его природа будет приближена к эфирной, ангельской» (Св. Феофан Затворник, Толкования на послания апостола Павла) Для любого человека должно быть понятно, что будущему состоянию человека предшествует неизбежная смерть плоти и прохождение мытарств души, именуемое испытанием «воздуха». Основные вехи души, разлучившейся с плотью, в христианской традиции известны:
Говоря о состоянии души человека в будущем состоянии, как уже говорилось, следует ориентироваться на сверхъестественные качества Христа, как второго Адама с неба. «Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного».(1.Кор. 15;47- 48) Из Евангелия известно о ряде удивительных свойств будущего состояния, среди которых можно отметить такие, как удивительная проникающая способность, способность к перевоплощению, возможность преодолевать большие расстояния и др. Подтверждением этого может служить свободный выход воскресшего Христа из гроба (пещеры), закрытой большим камнем с наложенной печатью и стоящей стражей, вход через запертую дверь в дом к ученикам, появление в разных местах в течение одного промежутка времени и др. «В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; и разговаривали между собою о всех сих событиях. И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними.» (Лк. 24;13-15) Как писал об этом состоянии Св. Иоанн Златоуст - обновлённое тело «будет способно носиться по воздуху», т.е. обладать свойствами мгновенного перемещения в пространстве. Из свойств будущего состояния человека можно отметить удивительную способность к прямой материализации и дематериализации: «Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними.» (Лк. 24; 41-43) Это удивительное проявление Господом для учеников естественных человеческих свойств и потребностей, можно считать скорее намеренной демонстрацией подлинной человечности на основе сверхъестественных возможностей. Данный артефакт сверхъестественных свойств и возможностей будущего состояния, говорит о том, что это состояние человека не тождественно ангельскому, но превосходит его по возможностям. Таким образом, в будущем состоянии для человеческого естества будут по-прежнему свойственны все три части тримерии тело-душа- дух, но в совершенно ином их качестве и состоянии по сравнению с телесным. «Земно будет тело нетленное, без мокрот однако же и дебелости, быв неизреченно претворено из душевного в духовное, так что будет и перстно и небесно. Каким создано было оно в начале, таким и воскреснет, да сообразно будет образу Сына Человеческого по всецелому причастию обóжения.» (преп. Григорий Синаит, О заповедях и догматах, угрозах и обетованиях, 46) Говоря о будущем состоянии человека, можно сказать, что само понятие тела в этом состоянии, как ветхого и материального «физиологического скафандра» становится условно. Не следует даже пытаться расписывать состояние сил души человека в будущем состоянии, поскольку это будет грубое искажение и упрощение того, что не может быть в принципе оценено и выражено понятиями, категориями и образами, актуализированными в нашей когнитивной и психической реальности. Можно сказать лишь, что степень и глубина очищения души от страстей и влияния эгоизма является залогом её спасения в вечности и все части естества бесстрастного человека в будущем состоянии достигнут полноты духовного состояния (обо̀жения), а у некоторых до такой степени, что «Праведники воссияют, как солнце, в Царствии Отца их» (Мф. 13;43) Говоря в целом о состоянии когнитивной сферы человека в будущем состоянии, можно сказать о том, что она будет кардинально отличаться по своим характеристикам от состояния известной всем нам рациональной когниции, как способа логического мышления и умопостроения на основе использования «Я-ума». Если для обычного «Я-ума» характерно состояние постоянного движения мысли от рождающихся помыслов, вызванных работой силы чувства и силы воли, то в будущем состоянии человеческому уму будет свойственно «не думание», а душевно-духовное созерцание из-за отсутствия движения мысли, вызванного отсутствием воли и телесного чувства. Именно по этой причине в будущем состоянии ум человека пребывает в состоянии относительного покоя и свободы от помыслов. «Ведь когда достиг он божественной любви, поднимается он превыше этой мысли и пребывает в свободе от помыслов. «Ибо добродетель есть естественный путь, который заключается в смирении, трудах, милостынях, целомудрии, жертвах и молитвах уст, а также в милосердии. В новом же веке ничего из этого не требуется, ведь духовный образ жизни заключается в ином знании, которое появляется не в результате телесных или душевных трудов, и служение его не от них происходит. Тем, кто находится на этом уровне (душевном), свойственно мыслить. В духовном же образе жизни нет ни размышления, ни помысла, ни возбуждения, ни движения. Помыслы приводятся в движение на душевном уровне, а на духовном уровне нет помысла, так как ум поднимается превыше образов мира сего и в ином знании пребывает. Знание тех людей (душевных) может быть описано обычным для нас словесным путем; что же касается этих (духовных) то их знание не может быть описано даже в образе, в котором ум существует там. Здешнее знание, конечно, предполагает движение помыслов, тогда как тот образ жизни (духовный) - превыше всех подобных вещей. Именно в таком состоянии будем мы находиться после воскресения из мертвых вместе со святыми ангелами; ангелы же уже сейчас пребывают в нём». (Преп. Исаак Сирин, О божественных тайнах и о духовной жизни, Беседа 20, П. 5, 6) Таким образом, в будущем состоянии нет «исчезновения» личности или её «растворения» в пустоте, страдании или благодати, как думают некоторые, а по-прежнему сохраняется личностная индивидуальность, но на совершенно ином (духовном) уровне понимания личности. Говоря о будущем состоянии человека, просто невозможно обойти стороной аспект понимания ада или геенны (огненной) с точки зрения смысла вечности. «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.» (Мф. 25;46) Данный вопрос, связанный с откровением Самого Спасителя и основополагающими догматами веры, вызывал и по прежнему вызывает очень много споров среди отцов церкви, священнослужителей и богословов. Суть его состоит в понимании термина «вечность» - буквальном или образном. В данной связи по сей день существует две линии и точки зрения в отношении вечности адских мук, одна из которых буквально понимает вечность как бесконечность, а другая метафорически и образно, как некоторую длительность, но не бесконечность. Следует отметить, что второй точки зрения о том, что вечность - это не бесконечность, придерживается большинство наиболее авторитетных святых отцов, среди которых Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Афанасий Великий, Иоанн Златоуст, Исаак Сирин, Иоанн Лествичник и др. Автор также склоняется к данной точке зрения, исходя из того, что слово вечность, используемое в Евангелие и греческом перводе Библии имеет значение эон (аió̱nas), что буквально значит век или эпоха, т.е. очень длительный период, тогда как слово бесконечность, применимое к характеристикам Бога имеет в этом же греческом перводе значение апейрос (аpeiros), что буквально и перводится как бесконечность. Таким образом Спаситель говорит не о бесконечности адских мук, а об эоне, т.е. длительном периоде их претерпения и в частности до Страшного Суда. «Если человек говорит, что лишь для того, чтобы явлено было долготерпение Его, мирится Он с ними [грешниками] здесь, с тем, чтобы безжалостно мучить их там - такой человек думает невыразимо богохульно о Боге, в соответствии со своим ребяческим сознанием: он отнимает у Бога Его доброту, благость и милосердие - то, благодаря чему Бог на самом деле терпит грешников и злодеев.» (Преп. Исаак Сирин, О божественных тайнах и о духовной жизни, Беседа 39, 2) Таким образом, вопрос сущности духовного спасения и адских мук – это весьма неоднозначный вопрос, который следует рассматривать не столько через призму строгости и справедливости возмездия, сколько через призму отеческой заботы и любви Бога к своему творению. Эту точку зрения очень точно выразил святитель Феофан Затворник: «Ничто так сильно не остепеняет, как страх адских мучений.» (Наставления в духовной жизни) Тем не менее, нужно понимать, что духовное спасение было, есть и останется уделом весьма ограниченной части человечества и для очень многих душ будущее состояние будет достаточно тягостным и скорбным, отягощённым нераскаянностью, неисповеданностью, неосознанностью и грузом многочисленных заблуждений и ошибок, как следствий действия соответствующих страстей тела, души и духа. Любопытно то, что покаяние, как универсальный инструмент обращения ума и исцеления души, сохраняет свою благодатную силу до самой смерти человека и пример «благородного разбойника», спасённого глубоким раскаянием перед самой смертью, убедительно свидетельствует об этом. Переход от одной реальности к другой, по мнению того же Исаака Сирина, будет носить совершенно закономерный и «естественный» характер, если можно так выразиться. «И как внезапно прекратится чудный этот порядок, и наступит другой век, и воспоминание о первой этой твари вовсе не взойдет никому на сердце, и будут иное видоизменение, иные помышления, иные попечения! И естество человеческое также не воспомянет вовсе о сем мире и о первом образе жизни своей; потому что ум человеческий прилепится к созерцанию оного состояния, и уму людей не будет досуга возвратиться снова к брани с плотию и кровию.» (Св. Исаак Сирин, Слова подвижнические, Сл.21) «Святые в будущем веке (или на небесах) вещают между собою внутреннее слово, Духом Святым изглашаемое.» (преп. Григорий Синаит, О заповедях и догматах, угрозах и обетованиях, 49) «В будущем веке, говорят, Ангелы и Святые никогда не престанут преуспевать в приумножении дарований, стремясь все к большим и большим благам. Умаления же и прехождения от добродетели ко греху век оный не допускает.» (преп. Григорий Синаит, О заповедях и догматах, угрозах и обетованиях, 54)
Читать далее >>> Раздел из книги «Методологические основы нравственно-ориентированной христианской психологии» К.В. Яцкевич, 2014 г.
Всё о православной психологии на psyheo.by Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|