Об энергиях тела, души и духа и энергетических особенностях разных состояний человека

Об энергиях тела души и духа и энергетических особенностях разных состояний человека
Преп. Серафим  Саровский  и  Мотовилов

Вопрос  наличия жизненной энергии и  её пополнения является для  каждого человека едва  ли  не  самым  важным  и  насущным, поскольку именно наличие у  человека того или иного потенциала внутренней  жизненной  энергии  и обеспечивает ему практически  всё -  от  здоровья  и профессиональной  пригодности,  до качества  жизни  в старости  и продолжительности  жизни.

Профессиональная пригодность,  качество и продолжительность жизни в  старости  в  данном  случае особенно важны, поскольку  эти  факторы в  значительной мере  зависят не  столько  от  врождённых  способностей, сколько  от приобретённых или  проще  говоря,  от знания своей энергетической системы  и  умения ей  правильно  пользоваться,  сохраняя  и пополняя  ресурс жизненной энергии.

К сожалению,  современный мир безжалостен к  жизненной энергии  человека  и стремится  завладеть  ей   через  внимание  и отнять её  у  человека  всеми  возможными способами,  не  оставляя  ему  шансов  на  восстановление.  Проще  говоря,  современный  технологичный  мир  не  даёт  человеку  ни  знания  об  энергии  жизни,  ни  ресурсов, а  только   отбирает  её.  

Данное  обстоятельство  и  определяет  то, что  современный  человек -  это  с  одной стороны  невежда в  вопросах  жизненной  энергии, а  с  другой - энергетически  ослабленный  человек, который  является  рабом  и  заложником  многочисленных  потребителей  его  жизненной энергии,   которые  подобно «энергетически  пьявкам»,   высасывают  из него все  силы, обескровливают  и  обесточивают  его  энергетическую систему,  ничего  не  давая  взамен. 

Это приводит к  тому, что  после  короткого   периода  бурной  и  насыщенной  энергией  молодости,   уже к  45 – 50  годам  современный  человек превращается  в  обесточенного  и  бессильного  «призрака», который  лишён   запаса  внутренней  энергии  жизни, а  потому  не  нужен  миру  и  социальной  системе,  которой  нужна  только  избыточная энергия  молодости.

Самым  печальным при  этом  является то, что  уже  к  50-ти  годам современный  человек превращается в  развалину и целый   букет   болезней,  теряя  самое  главное в  жизни  -  радость   и  счастье  от  наслаждения своей  энергией, силой  и качеством  жизни.  

Данное  обстоятельство  нельзя  считать  правилом   и   нормой, поскольку  это  порождение  нашего  бездушного  технократично-цифрового  мира,  в  котором  властвуют  голые  технологии,  а  не  законы  жизни  и  живой  природы. 

Мировая  духовная культура  человечества  и  опыт  отдельных религий  мира  и  учений в частности  индуизма, буддизма,  шаманизма и др.  говорит  о  том, что  в  50,  в  60 , в  70  лет  и более  зрелом  возрасте  человек  может иметь устойчиво высокий  потенциал жизненной  энергии,  практически  ни в  чём  не  уступая молодым.  

При  этом  весь  секрет  качества,  продолжительности  жизни и  здоровой  старости зависит  вовсе не  от  качества  медицины,   а  от  некого  особого  знания  энергетической системы организма  и умения   правильно  пользоваться  своей  жизненной  энергией. 

Речь  о  владении  специальными  системами  балансировки,  восстановления  и поддержания устойчивого  потенциала  жизненной энергии.  Знание  этих систем  самоупорядочивания, которые включают в  себя  работу со  всеми  уровнями организма – телом,  душой  и  духом и  есть ключ  к  овладению  своей  жизненной энергией.

Опыт  индийских йогов  и  шаманов, а  также  монахов  и  подвижников  буддизма, православия  (исихазма), суфизма,  конфуцианства и др.  учений,  которые  в  зрелом  возрасте  обладают  огромным  потенциалом личной  силы,  крепким  здоровьем  и  невообразимыми физическими  возможностями,  говорит  о  том, что  есть  практическая  возможность  овладения  жизненной энергией  человека  и возможность контролирования своей   жизненной  энергии.

Как и  до каких  пределов  и возможностей ?  Это  уже  другой воспрос.

Истины  ради,   следует  сказать, что  в  современном  православии  отношение  к  высшей  жизненной  энергии  организма  и  работе с  ней  неоднозначное и  даже  негативное.  Любое упоминание об  энергиях  и  личной силе  считается  в  православии  проявлением эзотерики  и  оккультизма. 

Данное негативное  отношение  к  теме  энергий  организма  и  телесному  здоровью  по  мнению  церкви  связано с  тем,  что  чрезмерное   внимание к  своему  телу  и  здоровью  телесному  якобы  идёт  в  ущерб  здоровью   душевному  и  духовному,  которое   неизмеримо важнее.

Данный  перекос выливается в  то, что  современное  православие  несёт  на  себе  некое  условное  бремя  чрезмерной страдательности, мученичества  и  болезненности,  возведённой в  культ,   что  совершенно не  вяжется с  представлениями  о  человеческом  совершенстве  и  духовной силе.

Коль  речь  у  нас  пойдёт об  энергиях  в  свете  святоотеческого учения  о  душе, данный  воспрос  нуждается  в  прояснении.  Да, действительно,   святые  отцы Восточной Церкви  говоря об  отношении к  телу  и  здоровью,  здравие  души  и  духа  ставят  выше  здоровья  тела.

 «Жжением плотских сластей закалается при этом душа, и распадением злой похоти пленяется ум, не могши противостоять влечению плоти. Так, прилив крови — отлив духа.»  (Преп. Марк Подвижник, Добротолюбие, Т. 5, 478)

Здесь нет  ошибки.  Дело в  том, что  большинство  современных верующих  и  священников  просто не  глубоко понимают  мысль святых отцов  о  предпочтительности  душевно-духовных запросов  над  телесными. 

Говоря  о  не  внимании  запросам  плоти,   мысль  святых отцов  направлена не  на игнорирование  здоровья  тела,  а  на  не  следование  страстям  тела,   как  животным  инстинктам, ослабляющим жизненную энергию организма.  Здоровье тела  при  этом только приветствуется.

 «Не будем делать из плоти нашей (тело) бесполезное, негодное или вредное, но будем произращать в ней добрые плоды и плодоносные растения, и прилагать старание, чтобы они не завяли от пресыщения, -  так как и они могут загноиться и породить червей вместо плодов»  (Свят. Иоанн Златоуст, Творения, Т. 11, 247)

Как  бы  то  ни  было,  тем  не  менее,  христианство  и православие  уже  по  сложившейся традиции не  имеют  своей отдельной  и глубоко проработанной системы  знания  энергетического устройства  организма  человека  и  соответствующих  методов восстановления жизненной энергии,  хотя  отдельное  знание о  силах и  энергиях души  в  Восточном  Православии имеется.

Именно  поэтому для   освещения  данной  темы  нам придётся  наряду  с  православным, частично  использовать  то  знание  об  энергиях  тела,  души и  духа,  которое есть  в  мировой духовной  культуре  всего  человечества  и в частности в  буддизме,  индуизме и  шаманизме.

*  *  *

Итак, из  предыдущей  темы  известно, что всё в  мире  по  существу  является  энергией,  только в  самых   разных  её  видах  и формах,   которые  могут  перетекать  одна  в  другую. Восприятие  человека  из всех  видов  энергии  способно  воспринимать  только  видимый  спектр наиболее  грубых  материальных  форм  и  энергий  неживых объектов.  

При  этом   наиболее  тонкие  виды  биологических  энергий  живых (одушевлённых)  существ   - эфирную, психическую,  нетварную,   обычный  человек  воспринимать не способен,   если  он  не  обладает  даром  духовного зрения.

Из  всех  видов  биологических   энергий  наибольший  жизненный  интерес  для человека представляет  т.н.  нетварная  или духовная или  Божественная  энергия, именуемая в  христианстве  «благодатью».

Энергия «благодати»  -  это  и есть  энергия  Святого  Духа,   которая исходит  от Бога Отца (Солнца Бога)  по  первичной  Метасети  сознания Вселенной  в  виде эманаций (импульсов)  и может накапливаться (стяжаться)  в  душе,  как  аккумуляторе или ёмкости,   имеющем  разветвлённую  гиперсетевую структуру  проводников -  от  самых тонких до более  грубых  в  виде  различных отделов нервной системы. 

Высшей  частью нервной системы,   принимающей в  себя энергии  Божественной  благодати,  является система духовного  сердца (точка  сборки)  и  система сетей  осознания  в  виде  нейросети  головного  мозга,  гиперсети  разума  и   метасети  духовного сознания.

В сетевом  смысле всё  тело человека,  пронизанной нервной системой,  выступает  системой осознания. На  этом и  основан  эффект  нетления  и  обожения  тела, как  формы  осознания.

Чем  тоньше сеть  духовного  осознания  души, тем  больший потенциал энергии благодати может проходить  через  ёмкость  души  и аккумулироваться в  душе.  Как  конкретно  идёт  накопление  в  ёмкости  души  энергий  Божественной  благодати  (стяжание  благодати)  -  является  сакральным  и  закрытым  духовным  знанием,  которое передаётся от сердца к  сердцу  через  посвящение только  достойным этого знания,   восходящим  на  ступень  умного  делания  или  формирования духовного тела «нового человека».

Это  базовые  условия,   которые  нужно  знать  об  энергиях мира  и  человека.

Говоря  об  энергиях  человека  и  Бога, как  Метасети  сознания  Вселенной,   которая пронизывает  всё  и  вся,   следует  знать,   что  природа  Метасети  Духа,   как  и  циркулирующей по ней  энергии  и информаци  в  виде  «команд  жизни»,  не  поддаётся никакому пониманию и  осмыслению  и даже мельчайшая из элементарных  частиц – «нейтрино»,  оказывается  грубой  для отражения  природы  сети  и  нетварной  энергии жизни.

При  этом  важно  знать  и  то, что  сам образ  или  «шаблон»  человека, как  уникального  биологического  вида  HOMO, кроме  генетического  кода также имеет  код  и  энергетический.

Энергетический  код  человека  также  не поддаётся  пониманию и  осознанию  и  задаётся свыше вибрационно  (частотно) в  виде  «матрицы  человека»,  транслируемой через  ту  же  Метасеть Духа.   Это  обстоятельство  и  обеспечивает  энергетическое единообразие всех  людей  в эмоциональном и ментальном  плане,  несмотря  на  внешние  (физические)  различия.

Как  осуществляется  «подзарядка»  и  расходование  жизненной  энергии  из  «батарейки» человека ?

Это  очень не  простой  вопрос,  составляющий сущность понятия человеческая жизнь.

Для  того, чтобы  ответить на  него,  нужно  вначале  знать  о  том, какие  основные  этапы  имеет  программа   жизни,   заданная  Богом  и  как  на  этих  этапах  идёт  использование  жизненной энергии  человека. 

Данных этапов  святые  отцы именуют три: телесный уровень,  душевный уровень,  духовный уровень. 

«Три состояния жизни признал разум: плотское, душевное и духовное. Каждое из них имеет свой собственный строй жизни, отличный сам по себе и другим неподобный». (Преп. Никита Стифат, Вторая сотница естественных психологических глав об очищении ума)

Это  основные  или  базовые  уровни программы  жизни.  Кроме  них  есть  и  два  промежуточных уровня -  телесно-душевный  и  душевно-духовный.  Итого  всего уровней  и состояний  человека  5:

  • Телесное
  • - телесно-душевное
  • Душевное
  • - душевно-духовное
  • Духовное

 Одним  из  первых  эту  мысль  высказал святитель Феофан Затворник

«Видите, сколько у нас сторон или, лучше, степеней жизни! Есть сторона и степень жизни духовная, есть духовно-душевная, есть собственно душевная, есть душевно-телесная (кажется, я не оттенил ее как следует - сюда принадлежат наблюдения с воображением и памятью, желания из потребностей тела и чувства телесных состояний и впечатлений), есть телесная.

Пять ярусов, но лицо человека одно, и это одно лицо живет то тою, то другою, то третьею жизнью и, судя по тому, какою жизнью живет, получает особый характер, отражающийся и в его воззрениях, и в его правилах, и в его чувствах, то есть оно бывает или духовным — с духовными воззрениями, правилами и чувствами, или душевным – с душевными понятиями, правилами и чувствами, или плотским – с плотскими мыслями, делами и чувствами.» (Св. Феофан Затворник, Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться, 12, С. 43)

Прежде, чем   мы  перейдём  к  рассмотрению  энергетических  особенностей  каждого  из трёх  базовых  энергетических  уровней  (телесного,  душевного,  духовного),  необходимо  знать  следующее:

  •    Каждая  душа, приходящая в  этот мир,  уже  имеет определённый запас внутренней энергии для  начального развития,  который  напрямую  зависит от  потенциала  энергии  обоих родителей и   целого  ряда  прочих  факторов, которые  можно считать наследственными.
  •    Запас  внутренней  энергии  души  до  того  времени,  пока  душа не  выйдет  за пределы своих границ  (кокона)  и  не  научится  взаимодействовать с  Духом (Богом),  остаётся  неизменным  и  душе  неоткуда взять дополнительную  жизненную энергию.
  •   После  того, как  душа  научится  выходить  за  рамки  своих границ (кокона)  и  установит  связь  с  Метасетью  Духа (Бога),  она   может  повышать  свой  энергетический  потенциал  (стяжать  благодать)  за  счёт  Метасети Духа  через  молитву,   медитацию и другие  духовные  практики.

А  теперь рассмотрим более  подробно основные  (базовые)  этапы роста  и  развития  души  через призму энергии  и  особенностей  внутреннего энергообмена.

*  *  *

1.    Первый этап  жизни,   который  длится  в среднем  до  30 - 33 лет  («возраста Христа»)  по  учению  святых отцов именуется «телесным».

«Плотское устроение жизни то, когда всецело предаются удовольствиям и наслаждениям настоящей жизни, ничего не имея из душевного или духовного устроения, и даже не желая стяжать то.»  (Преп. Никита Стифат, Вторая сотница естественных психологических глав об очищении ума)

Это  то  время, когда  организм  человека растёт   и  развивается исключительно  на внутренних энергиях души,  а  потому от  человека мало  что зависит в  плане  влияния  на  энергии  роста  и  развития  всех  систем  его  организма,   поскольку  эти  энергии есть в  самой душе.  

За  рост  тела  на  этом  этапе  отвечает та  самая   «матрица  человека»,   как  шаблон или генетическая  программа  в  соединении  с  энергетической,   единообразной для всех  людей. Именно  поэтому параметрически все  люди разных рас и  национальностей  имеют  примерно одинаковые параметры  тела,  обусловленные и  генетикой  и потенциалом  внутренней энергии.

Особенностью «телесного» периода  развития человека  является  то, что в  этот период активно  формируется нервная  система  организма  человека, как  главная  токопроводящая  основа  всего  организма.  Позже  всех  уровней  и  отделов  нервной системы  формируется   её  высший  и  наиболее разветвлённый  уровень  -  нейросеть  мозга,  которая  и служит  той когнитивной  «почвой» в  которую  попадают  «семена»  духовного знания  для  развития   «древовидной»  гиперсети  разума  и  высшей  Метасети  духовного сознания,  которая  и  будет  взаимодействовать с Духом.

Следует  отметить, что   «телесный»  этап  развития   как  бы  готовит  всё  тело  человека  к  одухотворению  и принятию  Духа   системой  сознания, как  формой  высшей  нервной  деятельности. 

Вот  почему  на «телесном»  этапе  у  человека  формируется  низший  тип  ума  -  рассудок  и  эго  ум,  через  который  человек познаёт   мир  и   силу своего «Я» (эго),   как  самостоятельного,  но  при  этом  далеко  несовершенного,  безнравственного,  бездуховного,  самостного и самоутверждающегося  начала  жизни и  души.

Этому  началу «Я»,  освоившему законы логики и самоутверждения ещё только предстоит познание силы  жертвенности, коллективизма и одухотворения  Святым духом.

Таким  образом,  на  «телесном» этапе формируется вся  вещественная база  организма,  как  обновляемая,  но  тем не  менее  ветшающая  со  временем  «одежда»  для души  и  духа,  которой  однажды предстоит окончательно состариться  и умереть,  освободив  душу  и  дух.

*  *  *

2.    Второй этап жизни  -  после 30  лет  (с  разбежкой в несколько  лет)  до 55 - 60  лет  именуется  «душевным». Ситуация в  организме  человека  существенно  меняется  по  сравнению  с  «телесным» состоянием.  В  «душевном»  состоянии тело  человека  уже  сформировано  и  начинается внутреннее  душевное  развитие.  В «душевном» состоянии  человек  впервые   всерьёз  задумается  о вере,  о  Боге,  о смысле  жизни,   поскольку   у  него  к  этому времени  уже  сформирован  рациональный  эго ум. 

Данное  обстоятельство,  т.е.  наличие  эго  ума,  который  начинает  интересоваться  духовностью  и верой,  порождает в   его  душе  двойственные чувства  и противоречивые  состояния.

«Душевное стоит в средине между грехом и добродетелью, когда пекутся о довольстве и здоровье тела, и заботятся о славе человеческой, равно и труды по добродетели не отметают, и избегают дел плотских, не прилежат ни к добродетели, ни к греху: к добродетели, по причине несладости ее для них и притрудности, а греху, из за страха лишиться человеческих похвал.»  (Преп. Никита Стифат, Вторая сотница естественных психологических глав об очищении ума)

«Одежда  души»  в  виде  физиологического  каркаса  и  развитой  нервной системы,   к  этому времени  достигают  своих   оптимальных параметров  и  больше  уже  не  растут, а  только  поддерживаются  и  человеку  теперь  нужно думать о способах поддержки своей жизненной  энергии, которая  уже  не  бьёт  таким   ключом, как в  молодости. 

После  «возраста  Христа», который  и символизирует обращение к  вере,  у человека  начинается  сугубо   внутреннее,  т.е.  душевное  развитие.   При  этом  матричная программа  развития   формы   тела  отключается,  тело  только поддерживается,  но  активно  продолжает работать  программа внутреннего  когнитивного (познавательного,  интеллектуального),  чувственного  эмоционального  и  душевно-нравственного  развития.  Это  развитие и есть расширение сознания через  нейросеть  мозга  и  гиперсеть разума.

Именно  по  этой  причине  приоритета  душевного развития над телесным,  данный  этап  жизни,  длящийся  в  среднем  около 25 – 30 лет,  по  учению  святых отцов именуется «душевным».

Особенностью этого  этапа  является то, что  на  нём осуществляется удивительный  когнитивный и энерго-информационный  переход  от питания  только  внутренней  энергией  к  питанию и  внутренней  и внешней.

Проще  говоря,  на  этом  этапе человеку,   который  до  этого  не  думал и  не  заботился о своей внутренней  энергии жизни,  теперь  нужно  получать о  ней   первые  знания, чтобы  её  экономить,  учиться  пользоваться  по назначению  и  пополнять  за  счёт  внешних источников. 

Если  раньше в «телесном»  состоянии  человек  неразборчиво и  произвольно  относился к своей  жизненной  энергии,  то  в  «душевном»  состоянии  от  него  требуется дисциплина и умение обуздывать безудержные порывы своего  эгоизма инструментом нравственности и морали.

Это  обуздание  эгоизма и всех  его  страстных  энергий (страстей)  требует специального  знания об  энергетическом  устройстве мира  и  души,  без которого невозможно искоренять  страсти и изменять  потенциал внутренней  энергии  с  доминанты  эгоизма на  доминанту  жертвенности и  добродетели.

На  этом  этапе и выясняется  практически  что  означает  фраза   «Знание -  Сила». У кого это  специальное знание об  энергетическом  устройстве мира  и  души  есть,   у  того, как  правило,   есть и  Сила (энергия), а  у  кого  этого знания  нет,  тот  не  знает,  как  работать  с  энергиями  души,   как  беречь и  пополнять ресурс  внутренней  энергии.

Именно этими факторами  незнания  и  нехватки жизненной энергии и  объясняется большинство экзистенциальных,  психосоматических  душевных и  духовных кризисов среднего  возраста в  районе 30 лет,  сопровождающихся паническими  атаками,  психическими  расстройствами, депрессиями, которых  ранее  не  было,  и  соответствующими  экзистенциальными  и  духовными  поисками. 

За  всем  этим  незримо и  бессознательно стоит нехватка  жизненной  энергии  и   её  превращённой  формы – психической энергии.  Поиск  её  первоисточника, которым  естественно и является Дух (Бог),  и   есть  задача  «душевного» этапа  программы  жизни.

Вот почему  именно  на  этом  этапе человек  впервые  начинает  всерьёз интересоваться  верой, духовностью,  эзотерикой,  различными  религиозными  системами и методами самосовершенствования. Интуитивно это  и есть  первая,  слепая  и  неосознанная  попытка разобраться в  собственном  энерго-информационном  устройстве, в  энергиях  души и  принципах управления  своей  жизненной  энергией. 

На «душевном» этапе у  человека ещё  достаточно  сильно  развито  эго («Я»),   а  потому  поиски знания об  энергии  жизни   преследуют  не высокие  жертвенные,  а  самые приземлённые  и практические  цели – укрепления   физического  здоровья,  повышения  жизненного  тонуса,  улучшения  качества  жизни, придания  телу  стройных и  привлекательных форм  и т.д. 

Как правило,  именно  в  этот  период у  человека  и происходит первичное  знакомство с  серьёзным  духовным знанием  и системами  телесно-душевно-духовного   самосовершенствования в  виде  йоги,  даосских,  исихастских,  шаманских и  других  аскетических  практик,  в основе  которых лежит  глубокое познание энергетического устройства мира  и  человека  на  всех  уровне тела,  души  и  духа. 

На  этом  этапе те,  кто обращаются  к христианству и православию,  кроме  азов  Евангелия  и основ церковной  жизни,  впервые для  себя узнают об учении святых отцов  о  страстях и  добродетелях души, которое и есть  косвенное учение  об  энергиях  души в  самом упрощённом  и общем виде.

Упрощённом  потому, что простым верующим,  как правило,  дают  общее  знание  об  аскетике  для мирян,  где   перечисляются  только 8 базовых страстей:

-  (чревоугодие, похоть, сребролюбие, гнев,  печаль,   уныние, тщеславие, гордость)  и противостоящих  им 8  добродетелей:

- (воздержание, целомудрие, нестяжание, кротость, радость, трезвение, смирение, самоотвержение (любовь)), 

...тогда  как само учение отцов  предполагает на  порядок  более  глубокое  и  фундаментальное  знание  обо всех страстях и  добродетелях, которых более 300  (каждых),   включая  знание о системе  связи  страстей  и  добродетелей  и  порядке работы с  ними  по  системе Лествицы духовной.

Вместе с  тем,  очень не  многие  верующие  знают  о том, что  именно учение  святых отцов  о  душе,  страстях и  добродетелях,  трёх  силах  души (уме, чувстве, воле)  и  трёх состояниях  души (телесном,  душевном,  духовном) и является тем сакральным знанием,  которое даёт  первичное представление об  энергетическом  устройстве  души человека.

Истины  ради,   основополагающие положения данного знания  и составляют курс православной   аскетики, как  высшей  науки о  процессе возрождения, исцеления падшего человеческого естества в процессе  духовной  трансформации и преображения личности в  процессе христианского подвижничества.  Аскетика,   кстати,  дословно обозначает «упражнение» (для  души).

Говоря  простыми  словами,  православная аскетика -  это и есть наука  о  том, как  благодаря  работе с  качествами и  энергиями (страстями и  добродетелями) тела,  души  и  духа  и  аскетическому  образу  жизни  собрать  воедино  все  распущенные (как  «волосы  из  косы»),  силы  и  энергии  души и вернуть  душе её  первоначальное достоинство -   силу,  целостность и  полноту энергий  духа.

И  хотя   сама  аскетика  в  полном смысле  слова -  это  ступень не «душевного», а  следующего  и  более  высокого  «духовного»  уровня  развития человека,  на  «душевном»  уровне  верующий человек,   двигающийся  по  пути  духовного поиска,  получает самое  общее и первичное представление  об аскетике  и  энергиях  своей  души.

Таким  образом, особенность  душевного периода развития  человека,  длящегося,  как правило,   до 55 – 60 лет,  состоит  в  том, что на  этом  этапе  человек  впервые  выходит  за  узкие  рамки  своего  эго  и  открывает  для себя  в  лице Христа  Бога  (Дух), как  высшее  творческое  начало   и  первую  ступень к  Богу,   которой  является  дверь  храма  и  общинная жизнь,   как  альтернатива  жизни  произвольной. 

На  «душевном»  этапе,   связанном с  воцерковлением,  ни  о каком  совершенстве  ещё  не  может  идти  и  речи,  поскольку  у  человека  ещё  нет  глубокого  и  практического  знания об энергетическом  устройстве  Бога, мира  и  души, а  есть лишь самое общее  религиозное знание основ веры в  культовом и  обрядовом  понимании,   а  не аспекте осознанности духовной.

Главная  сложность  «душевного»  этапа  состоит в  том, что   на  нём  происходит глубокий  внутренний конфликт с  самим  собой, связанный с упразднением  в  душе главенствующей  роли  «Я»  (эго)   на  Христа.  Именно  поэтому  душевный период -  это период максимальной нестабильности  когнитивной сферы  и   окаянства (прелести), который  характеризуется двойственностью и  половинчатостью,   связанными с  наличием в  душе  и  страстей и добродетелей

В   когнитивном  плавне  на  «душевном»  этапе  развития   низший  эго  ум  трансформируется  в более  высокий нравственный  разум,   через который  человек  познаёт   уже  не  силу своего «Я»,   а  силу   самоотвержения  и  жертвенности  состояния «НЕ я», как  коллективного  (общинного)  подхода к  жизни, связанного  с  обучением служению  высшей  добродетели  и  другим  людям.

Таким  образом,  на  «душевном» этапе  формируется  преимущественно нравственная   база  души,  как  доминанта   энергий  добродетели  над энергиями страсти.  В сетевом  понимании  на  этом  этапе  нейросеть  мозга,   как  «корневая  система»  души   даёт   первые  всходы  душевной осознанности,   которая  подобно  «стволу древа»  устремляется  вертикально  вверх   в  направлении  познания  Бога (Духа)  гиперсетью   нравственного  разума.  На  языке святоотеческой  психологии  это называется   соединением  ума  головы  с умом сердца.

Вместе с  тем,   следует  чётко понимать, что нравственный  или душевный  разум,  при всей  его  добродетельности,   воцерковлённости  и   обращённости  к  Богу – это  глубоко несовершенный и по  сути рациональный  разум, который  практически  ещё  ничего  не  знает  о мире  Духа  и мире энергий.   

Душевный  человек -  это,  несомненно,  очень  благой  в  сравнении с  эгоистом  человек,  глубоко  верующий  человек,  но  это  умственно  ещё  глубоко несовершенный человек,   который не  умеет, а  только учится управлять своими  силами  и жизненными  энергиями и  учится стяжать и  накапливать благодать,  не  имея её  в  себе  по  существу.

Овладение  полнотой  практического  знания об  энергиях  Бога,  мира  и  души  и  практическое накопление (стяжание)  этих  энергий – это  задача  третьего  этапа – духовного.

*  *  *

Третий этап -  духовный   начинается, как  правило,  только  после  55 - 60  лет  (с  разбежкой в несколько  лет) -  это этап  практического  духовного знания   и  практического  наличия  в  душе  энергии  благодати.  Это  этап   духовной  мудрости,  старчества,  личной  духовной силы  «Льва»  и  раскрытия  духовных  крыльев  «Орла»,  которые  символизируют  Евангелия от  Марка  и   Иоанна.

«Духовное же устроение – то,  когда не изволяют иметь ничего из первых двух и не допускают худа, отличающего каждое из них, но, будучи свободны от того и другого, на посребренных крылах любви и бесстрастия, перелетают чрез оба состояния, не позволяя себе делать ничего из запрещенного». (Преп. Никита Стифат, Вторая сотница естественных психологических глав об очищении ума)

Если  «телесное»  и  «душевное» состояния символизировали «Человек»  и  «Телец», как символы  обращения  к Богу  и   трудничества  на  пути  веры,  то «духовное»  состояние символизируют образы духовной силы -  «Лев»  и «Орёл»,   как  признаки  достигнутого совершенства, которое  и есть овладение всеми  силами  и  энергиями души и  духа.

 На  этом  этапе,  до которого  практически  доходят  лишь  считанные подвижники  и аскеты,  в  человеке пробуждаются и  раскрываются все  его  душевно-духовные  силы  и  энергии  благодати,   которые делают  человека «богочеловеком»,  обладающим  духовными  дарами  той  самой  благодати Духа.

В  свете  этих   даров   тело  и  психофизиология,   которые  были  так  важны  на  «телесном» и «душевном»  этапах,  перестают  быть  самоцелью, а  становятся  той  самой  временной «одеждой  души»,   которой  надлежит  быть  снятой  и утилизированной,   как «ветхой»  одежде.  Это  бывает  потому, что  на  этапе  «духовности»  человек  впервые прикасается  умом  души  и духовным  осознанием к  своей «новой»  одежде, которой  является новое «духовное  тело»  души, достигшей своей  зрелости  и готовой  к  отделению от плоти.

На  «духовном»   этапе человек  собирает  воедино   и  практически познаёт все  распущенные  ранее   энергии своего  тела,  души  и  духа  и  открывает  возможности  своего  «нового» тела  -  душевно-духовного,   которое  готово  к  самостоятельному  существованию.  Именно  это «новое»  духовное  тело  своей  души  человек  в  себе  много  лет  очищал,  собирал и  взращивал  (ткал)   через  умное  делание,  как  метасеть  духовного сознания.  И  теперь это  «новое  тело»  способно существовать  автономно  от  «ветхого»  и  проявлять себя удивительными свойствами  и артефактами.

Но  значит  ли  это, что при  наличии «тела  энергии»  (души)  человек  забывает о своём  «ветхом» физическом  теле ?  Нет,  не  значит. Физическое  тело человека,  имеющего зрелую душу, как  «тело  энергии»,  существенно преображается. К  нему  снова возвращается та  сила  и  энергия,  которые были свойственны  телу в молод ости,  у   человека сами  собой  проходят многие хронические заболевания, которые были вызваны  неправильным  течение  энергии в  душе, человек  на  глазах молодеет  умом  и  душой  несмотря на  возраст  и т.д. 

На фоне своих  стареющих  сверстников  и ровесников,  духовный человек выглядит необъяснимо молодым,  трезвым,  здоровым  и  даже привлекательным,  точно  смерть и старость от  него отступили.  В  действительности так  оно  и есть,  хотя  это отступление старости  и особенно смерти только временное. 

Тем  не менее,  благодаря накопленной (стяженной) жизненной  энергии и  личной   силе  «духовный» человек,   в  отличие  от «телесного»,   получает значительный  бонус в  виде  качества  и увеличения  продолжительности своей  жизни,  который   является  наградой  ему  от  Духа (Бога), как  Источника  жизни  за  все  труды  по  умному  деланию и  стяжанию духа.

Рационально мыслящий человек  может подумать, что  этот  «бонус»  личной   силы  и  энергии жизни,  который   духовный  человек  получил  от Духа  в  виде  даров  и  плодов,  он  потратит конечно  же  не  на  личные  удовольствия  и  нужды.  Это  не  так,  все  духовные люди  свой  «бонус»  личной силы  и  здоровья  тратят   на  ещё  большее укрепление связи с Духом,  становясь  при  жизни  Его  «наместниками»  на  земле.

На  духовном  этапе  во всём  человеческом  существе  происходят существенные  изменения. Так «матрица»  человечности,  отвечавшая  за  форму  тела  и  психо-физиологию,  выключается практически  полностью.  При  этом   человек  как  бы  выходит из  «кармы»,  говоря  языком   буддизма,   и  поля  «ветхой»  (смертной)  эго человечности,  говоря   языком  православия.

Как  уже  говорилось,   духовный человек  при  жизни  входит в  поле «новой»  духовной  и  безсмертной  человечности (богочеловечности),   как  высшей  и  не  связанной  с  материей,   вещественностью  и  законами физиологии.  В  духовном состоянии человек входит в  духовный  мир Божественных энергий,  владея  этими энергиями  и всеми  силами  своей  души  практически.

Это   и есть по  учению  отцов момент исцеления повреждённой  эгоизмом  при  грехопадении первозданной природы  человека и  обретение утраченного духовного  достоинства и духовной  силы,  которая  стала  подвластна  человеку в  лице  всех  его  энергий, взятых  под  контроль.

Духовное  состояние  отличается  от  душевного  тем, что  это состояние  самой  высокой осознанности,  которое  и является  олицетворением  мудрости  и  когнитивного (познавательного и рассудительного) совершенства,   когда в  человеке проявляются высшие божественные добродетели, которых нет в  «душевном»  состоянии -  мудрость,  мужество, целомудрие  и правда.

 Особенностью  духовного состояния,  как  совершенного,  кроме  рассудительности, является  высшая  соразмерность,  гармония  и  владение  “золотой  серединой”  истины.  В  духовном состоянии у  человека активизируется  совершенно  особый   вид  ума  -  отличный  от  эго ума  и  нравственного разума   -  духовный  ум  (ум  духовного  сердца),   который есть  фактически  прямое  знание обо всём,  поскольку  этот ум  непосредственно связан  с  Мета  сетью Духа (Бога), как  Большим Умом.

 В духовном  состоянии  у человека практически  нет страстей,   поскольку  все  они осознаны  и проработаны противоположными качествами добродетели  и  взяты  под  контроль, а  потому в  душе  и сознании  всегда  царит мир,  покой  и  радость,   которой преп. Серафим Саровский  встречал  всех  к  нему  приходящих – «радость моя».

Духовный   ум  -  это  не  только «священнобезумие»,   как  думают  некоторые,  но  высшая осознанность,  как  всепроникающее  свойство  сознания,  которое   в  одинаковой  мере  может  иметь  дело  и с  мирским  и  с  духовным.  Именно поэтому духовный   человек не выглядит «юродивым» или  безумным, а  остаётся трезвым  и адекватным в  любой  плоскости -  мирской или духовной.  Вот каковы плоды духовной осознанности.

 «Рассуждение в общем смысле в том состоит и познается, чтобы точно и верно постигать божественную волю во всякое время, во всяком месте и во всякой вещи»  (Преп. Иоанн  Лествичник, Лествица, Слово 26, 2)

 Таким  образом,  «духовный»  человек – это наиболее  осознанный  и  рассудительный человек в сравнении с  «телесным»  и  «душевным», поскольку обладает  самой утончённой,  проникающей  и  широкой  метасетью  духовного  осознания.   Самое  главное  отличие  подлинно  «духовного»  человека  состоит  в  том, что  он  практически  владеет той  благодатью,  о которой «душевный» знает   только теоретически,  а  «телесный»  не  знает  вообще. 

В сетевом  понимании  отличие духовного человека  от всех  остальных   типов  людей,  кроме  энергии  благодати,   связано с  сетевой  особенностью  его  сознания.   Метасеть   сознания   духовного  человека   является самой совершенной  гиперсетевой  структурой,  которая  включает в  себя  сразу  все  три  гиперсети  (мозга,  разума  и сознания),  а  потому  является самой ёмкой,  широкой  и проницающей  сетью  сознания,   подобной  сети Духа (Бога).  

Высшей степенью духовного развития  человека после  овладения всеми  силами  и  энергиями души является оставление материального мира  (земли)  по  внутреннему указанию  Духа  (Бога)  для  продолжения существования  в  мирах  высшей гармонии спектра восхождения.  Это  говорит  о  том, что  на  земле «духовным»  людям  делать  уже  больше нечего, поскольку  они всё  познали и выполнили  весь спектр  информационных и  энергетических  задач.

К  большому  сожалению духовных людей  во всей  полноте  духовной  осознанности очень  мало,   а  точнее  считанные  единицы. Основную  массу человечества  составляют «телесные»  люди  (более 95 %)  и  «душевные» (менее 5 %).  

Именно поэтому   99, 9 %   «телесно-душевного»  человечества   просто  не   знают  о  подлинной духовности, а  те, кто  что-то  знают,  искренне полагает, что  «духовных»  людей в  мире  давно  уже не  существует.  Тем  не  менее,  они  есть среди  нас,  просто,  они  не  видны невооружённым  глазом  и  рациональным умом.

Таким  образом, подытоживая наш разговор, можно сделать  следующие выводы  о  том, как расходуется жизненная энергия  в  разных состояниях человека – телесном,  душевном,  духовном.

  1. В телесном состоянии (до  возраста Христа) человек живёт и  развивается исключительно на  ресурсе внутренней энергии жизни,  имеющемся с  самого  рождения,  поскольку о внешних  источниках энергии  жизни  и формах работы  с  ними  у  человека  нет  знания и  навыков.
  2. В душевном состоянии (от возраста Христа и до душевной зрелости) человек  задействует и распределяет  все ресурсы  своей жизненной энергии, а  потому начинает  чувствовать её   недостаток  и  потому  учится искать  внешние источники жизненной энергии  и  знание  о  том, как ими  пользоваться практически.
  3. В духовном состоянии (от душевной зрелости и  до   духовного совершенства)  человек находит внешние  источники  энергии, включая Первоисточник - Дух (Бога)  и овладевает способностью с  ними взаимодействовать практически, что и выливается в повышении энергетического потенциала до максимального значения  у  высоко духовных  людей.

По материалам  курса "Теоретические  основы христианской психологии", 2018 г.



Просмотров: 587
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Сексуальная энергия: взгляд Запада и Востока. Роль сексуальной энергии в жизни человека.
  • Источники внутренней энергии человека.
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • Любопытство и удивление человека как ресурс энергии
  • Как разобраться в себе и поднять уровень жизненной энергии
  • Гармония души и тела (о комплексном воздействии танцетерапии на здоровье человека)
  • Видение энергии души или что такое духовная "випассана"
  • 7 шагов к Бодрости и Жизненной Энергии
  • Первая задача тантры – освобождение жизненной энергии и формирование естественной способности к любви.
  • Алгоритм распределения жизненной энергии. Подготовка. Направленность
  • Что делать если человек лишился части своей души?
  • Нехватка энергии для жизни.
  • Законы семейной жизни, и вообще отношений. Сохранение энергии.
  • Возвращение к своей жизни (или Чему человека может научить кот)
  • Искаженные послания от человека к человеку в информационный век или Коммуникация души
  • Глава 5 "ВНУТРЕННИЙ РЕБЁНОК - источник интуиции, искренних чувств и жизненной энергии"
  • Секрет энергии- глубокое знание, чувствование себя!
  • Женское истощение: отсутсвие сил, энергии, радости жизни и смысла.
  • Исследование человека и его души
  • В чём сила человека и откуда произрастают плоды и дары Духа
  • О трёх базовых состояниях программы жизни (телесном, душевном, духовном)
  • 6 аспектов подхода взрослого человека к своей жизни
  • Как менять свою жизнь, используя знания о тонкой психической энергии?
  • Психосоматика – способ души «докричаться» до человека
  • Эгрегоры...как много в этом слове. Про работу Эгрегоров и потерю энергии.
  • Что мешает развитию своего Потенциала Силы? 2. Утечки энергии. Болезни
  • Человек успешный вместо человека разумного, или мода на маниакальные состояния
  • Что именно является лечебным элексиром для души клиента?
  • «Путешествие души» М. Ньютона или о том, как я отпустила дорогого, но ушедшего навсегда человека.
  • Что надо знать про свойства психической энергии, чтобы быть Властелином Силы?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь