|
Жизнь в состоянии «выученной беспомощности», или каковы условия жизни в «Тени»Автор статьи: Лисанова Маргарита Эдвиновна
И всё же, как удивительно устроен мир! Как только людям не рассказывай, как улучшить свою жизнь – выйти в СВЕТ, их всё равно тянет в «ТЕНЬ», в страдания и болезни, и в физические, и в социальные. И тому, конечно, есть веские причины – слишком люди застряли в своей «выученной беспомощности», в своей «Тени», и они не хотят, да и не могут из неё выходить, да и зачем - состояние это им стало родным и знакомым, хотя и не очень удобным, болезненным. А сейчас на немного отступим от темы и порассуждаем, как же удивительно ведёт мысль по жизни, если за ней наблюдать, давать ей свободу движения и возможность следить за своей судьбой, как она начинает раскрывать разные события данной мысли. Я уже писала ранее, что понятие «выученной беспомощности» пришло ко мне в начале 1990 года, заинтересовало меня, т.е. сформировался фокус внимания на этом объекте, затем произошли в стране известные события, где беспомощность жителей нашей страны проявилась в полную силу. Люди растерялись и некоторые поплыли по течению жизни, другие ушли в криминал, он тогда расцвёл буйным цветом, объясняя: «Не мы такие – жизнь такая!». Это значит, начала широко проявляться и развиваться «Тень» и людей, и общества, что всегда и происходит в смутные времена. А третьи, для которых неприемлемы правила «Тени» стали искать выход в знаниях. Я тоже искала выход из своего «когнитивного диссонанса», говоря тяжёлым профессиональным языком, но на самом деле - это просто незнание, что делать дальше – по-старому жить невозможно, по-новому не знаю как? И я тоже пошла по пути знаний, по направлению своей мысли: «Как же теперь жить дальше? Как снять свою «выученную беспомощность», появившуюся в связи, со сменой условий жизни в моей стране?». Поэтому к своим знаниям юриста добавила психологические знания - закончила спецфак пединститута по специальности «Практический психолог» - 1 июля 1993 года получила диплом об его окончании, 3 июля уже оформилась психологом в школу. А с 15 июля 1993 года меня уже направили на двухнедельный семинар - тренинг по программе «Школа социального успеха», где московские психологи из социально - педагогического объединения «Перспектива» под руководством Козлова В.В. обучали замечательной методике по психологическим основам жизни и их применению. Это было удивительное время совместной работы педагогов и школьников старших классов, где обучались качественному взаимодействию старшего поколения и младшего, совместно изучая основы жизни и применяя их тут же, на практике. В последствие, я широко работала с коллегами по этой программе со школьниками и студентами, а затем, в 1995 году, я адаптировала эту программу к работе со взрослыми и , в частности, 8 лет - с октября 1999 г. по май 2007 г. работала с профсоюзами Иркутской области через Учебный Центр Профсоюзов. Основой этих знаний программы «Школа социального успеха» был Транзактный анализ Э.Берна, хорошо представленный в его книгах «Игры, в которые играют люди» и «Люди, которые играют в игры» - психология человеческой судьбы и психология человеческих взаимоотношений. «Внутренний Родитель» – это опыт, это прошлое, «Внутренний Ребёнок» – это мечты, будущее, А «Внутренний Взрослый» и должен регулировать в состоянии «Здесь и сейчас», адаптировать к настоящему опыт человека и его желания и мечты. И вот, когда «Внутренний Взрослый» человека выводится за рамки его жизни, вот тут-то с человеком можно делать всё, что угодно жёстко дрессируя его, озлобляя, оглупляя и формируя всё больше и больше у него синдром «выученной беспомощности». Теперь, возвращаясь снова к нашей заявленной теме, посмотрим, что же нам предлагается для жизни с «выученной беспомощностью», какова структура этой Примитивной (простой) группы, предлагающей этот образ жизни и её «простые» правила. В предыдущих статьях был много рассуждений о ценности выбора «Вверх», теперь рассмотрим, какие роли предлагает человеку «Тень» и на чём основана жизнь по выбору «Вниз». И к нашим знаниям Таблицы Выборов добавятся знания программы «Школа социального успеха», а вместе они создадут более чёткую картинку нашей жизни, эпизоды которой нам с вами и так известны, но часто по отдельности мы их знаем. Но у нас не было их системы, что и делало жизнь непонятной – «А что с этим делать?», где же выход из всего этого абсурда бесконечных семейных конфликтов, социальных войн.
В данных, официально называемых примитивными (простыми) группах, существуют групповые роли, которые образуют жёсткую иерархию и подчинены установленным правилам. Сначала рассмотрим устройство этих групп – роли в них - их 7 (СемьЯ) и функции каждой роли: «A» - «Главарь» - обладает правом присвоения любых благ, безнаказанной «B» - «Авторитет» - часто более умён, чем «А», но проигрывает ему в других качествах, прежде всего в смелости Имеет право давать советы главарю, укрепляет его власть, поскольку реализует своё честолюбие через его успех. Рационализатор. Часто мечтателен и романтичен. «C» - «Ведомые» - ранжированы по степени приближённости к «верхам»: «Подхалим» (угодник) – льстит, доносит, получает подачки. Путём его изгнания главарь получает статус справедливого. «Марионетка» - он всё делает всегда хорошо, как велит «шеф», и его образцовость – укор для всех. «Шут» - эмоциональный регулятор + словесный протест в сторону «верхов». Показывает терпимость главаря к критике, выявляет недовольных данной системой. Он расставляет ловушки для не очень умных членов группы, которые не понимают: «Что можно шуту, то нельзя другим». «Недовольный» - фигура для поднятия престижа, сплочения группы на агрессию. Если он бунтует против группы – карается изгнанием в «D». «D» - «Забитые» - жертвы общегрупповой агрессии, пинать их (унижать) – долг каждого члена группы. Это либо самые слабые (даже если и талантливые), либо наименее умные, либо бывшие «Недовольные».
Теперь рассмотрим Правила Общения в этих группах. Обычно в этих группах отсутствует рефлексия (анализ) в отношениях субъектов и диалог происходит на уровне примитивного реагирования - на эмоциональных реакциях, когда первопричиной и целью общения является отстаивание своего «Я», того, что «Я» - хороший», от действительных и мнимых нападений. А также всяческого украшения своего «Я» и укрепление его в собственных глазах и глазах окружающих, самыми примитивными (от слова простыми) и по самым простым Примитивным Правилам, а именно: Правило унижения Моё «Я» сильнее (хороший), если человек рядом со мной – слабее (плохой). Поэтому, чтобы показать свою силу, мне достаточно показать слабость рядом находящегося. Путей для этого сколько угодно, и все они сводятся к тому, чтобы поставить партнёра по контакту ниже, общаться с ним в позиции «сверху вниз», т.е. унизить его в позиции контакта. Унижением считается как грубое приказание и обзывание, так – и предложение помощи (что подразумевает, что человек не может справиться сам, а значит слабее помогающего). Просто похвастаться своим поступком – значит сказать: «Вот какой Я хороший, а Ты?». Правило рангового соответствия Понятно, что в результате применения всеми правила унижения выстраивается некоторый рейтинг (иерархия) участников группы, каждый приобретает некоторый ранг, который показывает, кто кого сильнее (кто более хорош, добр, красивее и т.д.) В соответствии с рангом строится отношение участников друг к другу. Понятно, что наезжать на более сильного нельзя, а на более слабого – обязан, чтобы постоянно подтверждать свой собственный ранг, иначе сочтут за слабого. Правило отпора Если не дал отпора унизившему тебя – подтвердил, что он сильнее (лучше), а ты слабее (хуже). Дать отпор (показать, что ты не лыком шит) – значит подтвердить, что ты ещё чего-то стоишь, не дать отпор – унизить нападающего (проигнорировать), а также дать повод остальным для нападок (ему можно не ответить, а мы что – хуже, а если да, то он нас унизил и т.д.). Не отвечать никому значит стать «грушей» - всеобщим объектом для насмешек и подколок. Правило силы Понятно, что того у кого кулаки, особо не унизишь (см. первое правило), а посему первыми в иерархии часто становятся те, кто посильнее физически, а последними (забитыми) становятся физически слабые (пусть даже и умные), кто не может в качестве последнего аргумента применить силу. К тому же более сильные могут отобрать и присвоить себе достижения более слабых, удерживая их в молчании под угрозой кулаков. Правило выдвижения Ясно, что с более сильным не поспоришь, а поэтому приходится считаться с тем, что он отдаёт предпочтение тому или иному человеку. Поэтому попасть в любимчики к «шефу» - однозначно продвинуться в иерархии. Правило гонения Если кто-то провинился, ты не имеешь права не осудить его, как это сделали другие, так как в этом случае ты пойдёшь против всех (проигнорируешь их мнение, унизишь их). И если ты не достаточно селён, чтобы противопоставить себя всем, то тебя наказывают вместе с провинившимся. Правило «козла отпущения» Если что-то случилось, то за это кто-то должен отвечать. Если вы виноваты, и признались в этом, вы не умны, напросились на всеобщее гонение, и вообще поступаете против следующего правила. Но кто-то должен быть наказан, и самым простым (ведь уровень общения называется примитивным от слова «простой») будет выбрать самого слабого (или того, кто всегда виноват), кто не сможет отпереться. «Козла отпущения» всегда можно найти. Правило отвода агрессии от себя Признать, что «Я» виноват – невозможно, «Я» тогда окажусь плохим, а это не так. «Я» всегда хороший (по основной аксиоме примитивного общения и нашего самосознания. Поэтому первая, самая простая (примитивная) реакция на вопрос «Кто это сделал?» - «Это не «Я». Понятно, что после этого необходимо отвечать на вопрос «А кто же тогда?», что и приводит к необходимости показывать на «Козла отпущения». Правило возмещения убытка В нашем сознании «Я самый сильный» не всегда согласуется с «Я самый добрый», а хочется и того, и другого. Поэтому, обидев кого-то (без чего в принципе обойтись нельзя – конкуренция не позволяет), мы великодушно и внимательно начинаем возмещать убытки, понесённые в борьбе за статус, что и способствует созданию имиджа «Я добрый, великодушный, заботливый и т.д.». Правило незаинтересованности Когда мы явно проявляем интерес к чему-нибудь или к кому-нибудь, мы подставляемся под критику и насмешки со стороны окружающих (Что он в ней нашёл?; Тоже мне супермен! – в общем, есть над чем похихикать…). Защищаясь, я не должен показывать свою заинтересованность. Усердствуя в этом, мы часто перегибаем палку и всячески доказываем ничего не подозревающим окружающим, что нам это даже противно. Правило соблазна Если вы дали повод над собой посмеяться, то потом не жалуйтесь. Вы сами виноваты, так как кто же устоит от такого соблазна – безнаказанно (бесплатно) пристроиться «сверху» (терминология из Транзактного анализа). Именно поэтому вредно, например, жаловаться своим подругам (друзьям) на кого-то, кто вас обидел. Вам тут же надают кучу советов, как надо было поступить, подчеркнув при этом, что только такие как вы (…) могли попасть в такую ситуацию – по вам проедут катком сочувствия, и вы ничего не сможете с этим поделать. Правило послабления Тем, кто нам близок (похож на нас), мы предъявляем меньше требований, поскольку то, что плохо у него, автоматически переносится на вас. Поэтому тем, кто рядом с нами (друг, брат, отец, мать, муж, жена, наши дети и т.д.) мы даём некоторое послабление в оценках, отстаивая их интересы как свои. Правила круговой поруки «За что же не боясь греха, кукушка хвалит петуха? – За то, что хвалит он кукушку». Ведь мы же никогда не будем ругать учителя, который ставит нам хорошие оценки или начальника, который выписывает хорошую премию? Ведь мы не скажем, что виноват Вася, потому, что он наш друг и ещё потому, что в следующий раз он не выдаст нас. Правило нормальности Люди, общающиеся по примитивным правилам, не осознают их наличия и действия, ведь если бы это было не так, они бы начали анализировать себя, вследствие чего ушли бы от примитивных реакций, а значит от указанных правил. Вот это-то как раз последнее правило и говорит о полной ненормальности подобного примитивного общения, Не может человек называться Человеком, если он не анализирует себя и окружающую действительность с последующим обобщением. И ознакомившись с данной информацией, становятся абсолютно понятным такие явления как буллинг в школе, моббинг и сексуальные домогательства на работе, а также «волейбольные игры» детьми в вопросах их воспитания между школой и семьёй. И именно формирование в человеке «Выученной беспомощности», выбивающей из человека личностные качества, его стремления к творчеству, счастью и гармонии, выражаясь языком «Транзактного анализа», лишая его Состояния «Взрослый», является самым бесчеловечным образом мысли и жизни. Не может Настоящий Человек состоять из одного желудка и удовлетворения секс-развлекательных органов, которое навязывается сегодня через какую-то однобокую странную рыночную экономику, создающую индустрию «хлеба и зрелищ» и удовлетворения низменных инстинктов, выгодную только владельцам денег. Как раз на деньги и подсаживаются, как на наркотическую иглу, люди, потерявшие человеческое самосознание. Значение денег в нашей жизни никто и не отрицает – они придуманы для адекватного обмена. Но именно адекватного, а не заменяющего жизнь человека, не подменяющего смысл жизни человека. Как ни странно будет для этой примитивной идеологии, но человек, по своей сути, Существо духовное – «Не хлебом единым жив Человек!», и жив как Человек только благодаря своему Человеческому, Целостному состоянию. И понятно, кто против этого понятия – тот и против самого Человека, да и всего Человечества в целом, против Человечности. Познавая эти правила примитивного общения, структуру ролей этого сообщества, становится понятно, что смешанные природные инстинкты животного мира - питание друг другом, создание пищевой цепочки и изуродованное слабостью мышление человека, постоянно живущего в страхе и боли, создаёт этот примитивный образ жизни. А в «выученной беспомощности» по-другому и не бывает, т.к. эти состояния, боли и страха, являются основой её самой. Здесь мы и обнаруживаем такую «неведому зверушку» – монстра, либо убегающую, либо нападающую, которая всё разрушает вокруг себя, включая и самую себя, без любых возможностей созидания, сознания ведь нет – думать нечем. Всё уходит, все силы, все мысли, вся энергия хоть на какую-то защиту от этого ужаса исчезновения совсем, навсегда, вот и изворачиваются, как могут, как жизнь понимают. Практически эта зверушка и является оружием против Человечности. И с ней делается всё возможное, чтобы её самосознание не воскресло. И делается это достаточно изощрённо, конечно же, с помощью обмана, манипуляций, создания иллюзий. Которые и оглупляют человека через жажду огромных денег, алкоголь, наркотики, желание «вкусного секса» и т.п. И делается это через обычное внушение, словесный гипноз через видео - аудио – аппаратуру, только акцент внимания, фокус настраивается только для одного - для желания владения сказочными богатствами и бездельного разгульного времяпрепровождения. Однако этим несчастным существам и невдомёк, что этого у них никогда и не будет…, не предусмотрено в правилах Игр Примитивного (Простого) сообщества. Здесь все эти чудеса текут только в одну сторону в сторону организаторов этих игр – Главаря и его мозгового центра – Авторитета. Здесь никакие Человеческие, а значит основанные на Любви, связи, в счёт не идут, здесь начинаются братоубийственные войны: брат вызверяется на брата, муж на жену и/или наоборот, дети друг на друга, возникают жёсткие проблемы отцов и детей. Рушатся связи поколений, отношения между мужчиной и женщиной, между государствами возникают проблемы, как грибы после дождя - внезапно и непонятно откуда берутся, сочиняются фейки и пошло - поехало по правилам примитивного жанра – и ничего Святого! Да, Без Любви – Ничего Святого и не Бывает!!! Нации начинают ненавидеть друг друга, страны противопоставляются друг другу в способности ведения войн, всё время, вооружаясь всё больше и больше, создавая всё более совершенное для смерти человека оружие. Да уж, сила примитивного общения ужасающа! А всего – то слово «Примитивное» производное от слова «Простое». Вот уж тут точно становится понятно, выражаясь нашим чудесным русским языком, что «Простота хуже воровства!». Да ещё и на сколько Хуже…! Вот такие выводы напрашиваются сами, если вникнуть в анатомию и физиологию Примитивного, от слова Простого, Общения. И как вы считаете – «Тень» - и свою, и общественную, «выученную беспомощность» стоит развивать, потакать ей или надо срочно взяться за просвещение, развитие своего самосознания, для развития собственной Личности и Личности, окружающих нас людей? За державу обидно – сколько в нашем государстве гениальных людей, было, есть и ещё родится, так неужели им надо создавать Примитивный образ жизни, приспосабливая их к «выученной беспомощности» с рождения? В предыдущих статьях всё время говорилось, что выход из этого безумия только через Любовь, Свет и Высшие Принципы – Заботы – Доброты-Справедливости, т.е. Только Выбор «Вверх» по Таблице Выборов В.Вульфа, автора «Холодинамики» приведёт в чувство наше самосознание, которое и создаст нам действительно Счастливую и Радостную Жизнь. Умные - Разумные – Любящие, Объединяйтесь! Знание всегда Сила и Они Всегда Рентабельны! Осталось начать действовать в направлении Любви, Радости, Счастья для Всех! Все в Поле Любви и работать, работать, работать…, тогда энергия примитивного мышления, как энергия незрелых холодайнов, трансформируется в зрелую, созидающую энергию Света и Будет Радость Любви на Земле!
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|