|
«Если долго мучиться, то что-нибудь получится» или синдром выученной беспомощностиАвтор статьи: Чаупенок Андрей Павлович
Основа любого достижения, удовлетворения потребности, выполнения плана — это предпринятая попытка или даже целая серия попыток, в которых человек достигает или приближается к желаемому. Но, что если данный, на первый взгляд банальный механизм ломается и известный фразеологизм «попытка — не пытка» приобретает ровно противоположное значение? Речь идет о феномене, описанном американским психологом Мартином Селигманом в 1967 году. Выученная беспомощность (learned helplessness) — состояние человека, при котором он не предпринимает попыток к улучшению своего состояния (не пытается избежать отрицательных стимулов или получить положительные), хотя имеет такую возможность. Занимательным является тот факт, что данное состояние развивается не только у людей, но и у животных. Это означает, что в его основе может лежать относительно примитивный механизм оперантного научения, примитивный — в противовес сугубо личностным процессам (поиск смысла, осознанная мотивация, целеполагание), которыми не обладают животные. Суть оперантного научения довольно проста: вероятность того или иного поведения определяется его предшествующим результатом, т.е. выученная беспомощность появляется, как правило, после нескольких неудачных попыток воздействовать на отрицательные обстоятельства среды (или избежать их) и характеризуется пассивностью, отказом от действия, нежеланием менять враждебную среду или избегать её, даже когда появляется такая возможность. У людей, конечно же, происходят аналогичные процессы, но как уже отмечалось выше, они личностно опосредованы. Согласно ряду исследований, это сопровождается потерей чувства свободы, контроля, отчаянием, неверием в возможность изменений и в собственные силы, подавленностью, депрессией и даже ускорением наступления смерти. Это было проверено в эксперименте, где пожилым людям в доме престарелых давали разные возможности. В одной группе присутствовала возможность самостоятельно организовать свой быт, проявлять разную социальную активность, ухаживать за комнатным растением. Другую группу доброжелательно, но во всем опекал персонал и принимал за них различные решения. В итоге были обнаружены статистически достоверные различия в «уровне счастья» и по дальнейшим наблюдениям экспериментаторов (Эллен Джейн Лангер и Джудит Роден, 1976) различный процент смертности. Данные результаты были проверенны в самых различных областях: в воспитательных стилях (влияние гиперпротекции, доминирования и потворствования), межличностных коммуникациях (общение подростка в референтной группе) и социальном функционировании в целом. И результаты повторялись. Выученная беспомощность — это психологический феномен, не являющийся психическим заболеванием, однако он способен оказывать выраженное патогенное влияние, и его участие в психических заболеваниях, таких как депрессия, является очевидным и доказанным фактом. В конце предлагаем Вам посмотреть короткий ролик, в котором в крайне сжатые сроки демонстрируется возможность создания ситуативной беспомощности (проявляющейся в отдельных ситуациях), которая при определенных условиях может перерасти в личностную (проявляющейся вне связи с конкретной ситуацией). Чаупенок Андрей Павлович, Клинический психолог
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|