|
Выученная беспомощностьАвтор статьи: Наталья Бондаренко Наталья Николаевна
Как и обещала расскажу откуда же пошёл термин «выученная беспомощность». Этот феномен в 60-х годах прошлого столетия открыли американские ученые в результате экспериментов над собаками и они были похожи на павловские постановочные исследования. Возглавлял исследования Мартин Селигман. Суть эксперимента состояла в том, что собак поделили на 2 группы и содержали в закрытых клетках с металлическим полом, по которому пускали дозированные разряды электрического тока. Собаки, находившиеся в первой группе содержались в клетках, где находилась педаль, которая отключала ток. Собаки быстро научались нажимать на неё и прекращать свои мучения. Животные же из второй группы не могли никак повлиять на остановку тока, так как в их клетках такой педали не было. Вторая часть эксперимента заключалась в том, что всех собак из первой и второй группы поместили в клетки с одинаковыми условиями. Клетки состояли из двух, разделенных барьером частей. В одной половине подавался ток, а в другой – нет. Барьер или перегородка были вполне преодолимыми для собак, т е через него можно было перепрыгнуть. Так вот собаки первой группы мгновенно ориентировались при подаче тока и перепрыгивали через перегородку в безопасную часть клетки. Собаки же второй группы оставались на месте, сворачивались в клубок, скулили и продолжали терпеть. Таким образом, собаки первой группы, имея положительный опыт собственного влияния на враждебную среду, легко справлялись в экстремальных условиях, преодолевая опасность. Вторая же группа животных, не испытав собственного влияния на прекращение опасности, направленной на них, усваивали опыт собственной беспомощности и в дальнейшем отказывались от действий по собственному спасению. Таким образом, синдром выученной беспомощности, как правило, развивается в детстве, когда: - у ребёнка нет возможности противопоставлять себя родителю в хорошем смысле этого слова : иметь своё, отличное от родителя мнение, иметь возможность своего выбора в словах, действиях, эмоциональных реакциях. - родители стремятся всё делать за ребенка по принципу «я все равно сделаю лучше, чем ты!» - не поощряют его действий - критикуют действия ребёнка Важно отметить, что синдром выученной беспомощности практически всегда сопутствует депрессии. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|